Рефераты. История благотворительноси в России

Рыночный механизм требует уравнивания прав всех потребителей. Благотворительные организации при конкуренции с другими, в том числе и коммерческими организациями, должны иметь более благоприятные условия лишь для привлечения средств. Только в этом должно заключаться их преимущество.

Оплата других услуг благотворительными организациями должна производиться по расценкам, установленным для государственных бюджетных организаций.

В тех случаях, когда это уместно и возможно, организации, имеющие бюджетное финансирование, должны давать приоритет обслуживанию благотворительных организаций. Например, это относится к средствам массовой информации, для которых можно установить нормативы по освещению деятельности благотворительных организаций и на публикацию материалов, формирующих позитивный общественный образ участников благотворительности.

Для стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства должны применяться различные неэкономические методы. Целью таких действий должно быть моральное поощрение всех участников благотворительности, усиление мотивации общественности и потенциальных доноров, стимулирование их вовлечения в благотворительность. Признание личных заслуг отечественных филантропов и активистов благотворительного движения со стороны официальных структур является очень значимым фактором формирования общественного мнения и активизации благотворительности.

Общественность и население страны должны четко и регулярно получать “сигнал”, что благотворительность и ее развитие соответствует интересам государства, поддерживается им, что благотворительное движение рассматривается им конструктивно и положительно.

В этой связи можно, в частности, затрагивать вопросы развития благотворительности в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию, касаться этой темы в специальных обращениях высших должностных лиц государства.

Большой общественный резонанс имело бы награждение орденами, например, “За заслугу перед Отечеством” и другими государственными наградами наиболее видных деятелей благотворительности по представлениям как государственных и муниципальных структур, так и общественности, а также награждать государственными и другими премиями и почетными грамотами примерные донорские и благотворительные организации. Такие награды не обязательно должны включать денежные выплаты.

Благотворительные организации также должны быть информированы, что они могут быть выдвинуты на присуждение премий различных международных организаций, в том числе системы ООН.

Целесообразно возродить российскую традицию проведения в Кремле благотворительного бала с участием высших должностных лиц государства в целях сбора средств на благотворительные проекты. Президент или председатель Правительства РФ должен ежегодно проводить встречу с лидерами и руководителями благотворительных организаций и крупнейшими филантропами, как это делается для предпринимателей, и устраивать президентские или правительственные приемы в честь активистов благотворительности и филантропов. Наиболее известные и популярные государственные и общественные деятели могут входить в наблюдательные советы благотворительных организаций.

Гражданам, жертвующим большие суммы средств на благотворительность, должно быть предоставлено право называть своими именами организации, проекты и другие объекты. Нужно приветствовать вхождение известных и уважаемых государственных общественных деятелей в наблюдательные советы благотворительных организаций. Такая форма участия не должна приводить к созданию для этих организаций более благоприятных условий функционирования.

Таким образом, государственная поддержка благотворительности должна строиться по следующим направлениям:

расширение участия благотворительных организаций в осуществлении государственных программ;

открытие им доступа к государственным источникам финансирования;

моральное поощрение благотворительности;

создание благоприятных условий для получения предоставляемых государством услуг;

использование экспертного потенциала участников благотворительности.

2.3. Основные функции благотворительности

Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно - воздействие на общественное мнение;

политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно - культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

2.4. Основные цели и принципы благотворительности

Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через достижение определенных конкретных целей, главные из которых следующие:

социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

охрана окружающей среды и защита животных;

охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.

На основе обобщения, систематизации и анализа зарубежного и российского опыта благотворительности выработаны важнейшие принципы функционирования системы благотворительности.

Прежде всего, это принцип равноправия всех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации как для граждан, так и беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства.

Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей.

Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.

Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности.

Устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников.

Гибкость благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.

Управляемость системы благотворительности достигается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций.

Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально опробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности.

Важным принципом встраивания благотворительности в систему социальной политики является информационная достаточность сопровождения благотворительных акций. Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительных организаций является доступность предоставляемых благ нуждающимся группам населения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции.

С учетом текущей социально-экономической ситуации наибольшие налоговые преимущества и другие привилегии должны представляться участникам благотворительной деятельности, которые сосредоточены на решении проблем малоимущих слоев населения, социально ущемленных групп и жертв социальных, природных и техногенных катаклизмов. Налоговое стимулирование других благотворительных проектов должно осуществляться в меньшем объеме и увеличиваться по мере улучшения экономической ситуации и, в частности, ситуации с наполнением бюджетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благотворительность развивалась в нашей стране, переживая взлеты и падения, удачи и разочарования. С 1995 года третий сектор России увеличился по оценкам различных экспертов в 6-8 раз. Сегодня в России по данным Госкомстата на 01.01.2001 действует около 480 тысяч некоммерческих организаций, около 22% из них занимаются социально ориентированной деятельностью, 5 тысяч из которых зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ как благотворительные. В некоммерческом секторе работает около 2% трудоспособного населения в качестве сотрудников, добровольцев и консультантов. Результатом их деятельности стало оказание помощи и услуг для десятков миллионов человек. Ежегодно эти организации привлекают в социальную сферу в виде пожертвований, грантов и иных целевых поступлений около 15 млрд. рублей из внебюджетных источников. Для огромного числа граждан нашей страны благотворительные организации являются местом, где они находят безвозмездную помощь, поддержку и финансово доступные услуги. С началом перестройки благотворительность была признана как важная, необходимая и неотъемлемая часть общественного участия.

Обобщенно ее можно оценить следующими характеристиками:

благотворительность в нашем обществе развита слабо, необходимость ее развития в государстве и обществе не осознана,

благотворительные ресурсы во многом используются не по назначению,

благотворительное движение неустойчиво и плохо справляется со своей миссией.

В результате общество воспринимает благотворительные действия как некую незаконную деятельность, создающую лишние проблемы, хотя благотворительность существует именно для того, чтобы лучше справляться с общественными проблемами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А. Г. Горюнов Благотворительность и ее роль в современном мире СПб, 1996г

В. Н. Пугаев. Социальная работа. Учебник - М.: Издательский дом “Дашков и Ко”, 2002г.

История Российского меценатства. Под Ред. Памбухчиянца О. В. М.: 2000г

История социальной работы. Под ред. Артемьева О. П. М.: 2002г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.