Но дома даже состоятельных и именитых афинских граждан отличались скромностью и простотой. На фасадной стороне дома, выходившей на улицу, не было никаких украшений. В стене с небольшими окошками открывался вход в дом. Направо и налево от входа шли нежилые помещения -- конюшни, лавки, кладовые. Входящий должен был постучать висевшим у притолоки молотком в дверь или громко закричать "оге!". Тогда за дверями раздавался лай цепной собаки и на пороге появлялся раб-привратник.
Через небольшие сени входивший попадал во внутренний двор. Этот окруженный галереей с колоннами двор был центром дома. Сюда выходили двери из парадных и жилых комнат, комнат для гостей, кладовых и других помещений. Посередине двора, а часто и по его углам, возвышались жертвенники богам. В хорошую погоду хозяева дома обедали во дворе, здесь же в тени галереи отдыхали и принимали посетителей.
На противоположной от входа стороне двора широкая дверь вела в мужскую половину -- главную комнату дома. Здесь находился домашний очаг и жертвенник богине домашнего очага Гестии. Оштукатуренные стены этого зала, как и других парадных комнат, были украшены стенной живописью, бронзовыми и даже золотыми пластинками художественной работы. В этом зале собиралась вся семья. Здесь обедали, праздновали семейные торжества, здесь хозяин дома принимал гостей и устраивал пиры.
Мужской зал соединялся дверью с женской половиной дома -- гинекеем. На этой половине дома, состоящей из нескольких помещений, жила со своими детьми и взрослыми дочерьми хозяйка дома. Здесь она пряла вместе с рабынями, занималась другими хозяйственными делами, руководила хозяйством дома. Правом входа в гинекей пользовались только члены семьи и домашние рабы. Посторонние сюда не допускались.
За гинекеем находился небольшой садик. Приятно было посидеть в нем в жаркие дни в тени деревьев, когда в комнатах бывало душно.
Ряд других помещений в богатых домах отводился под пекарню, баню, кухню. Кухню обычно строили поближе к мужскому залу, чтобы удобнее было туда носить кушанья во время обеда. Для вывода дыма из печи в кухне устраивалась труба. Это была единственная в доме труба, потому что все остальные помещения в холодные месяцы, как и в домах бедняков, отапливались только переносными жаровнями. Вторые этажи, даже в домах богатых людей, часто отдавались внаймы жильцам. Под двором и примыкающими к нему помещениями находились погреба с вкопанными в землю бочками, в которых хранились всякого рода продовольственные запасы.
Для прислуживавших в доме рабов и рабынь отводились особые помещения, тесные и темные, здесь рабы спали вповалку на полу.
Гай - это римский юрист, живший во II веке нашей эры, выходец одной из восточных провинций Римской Империи. Предполагают, что он был провинциалом из небогатой семьи. Произведения Гая не цитировались юристами его времени, а популярность к нему пришла только через 300 после смерти. Только после принятия уложения Феодосия в 426г. положения Гая приобрели силу закона, и он стал одним из самых популярных и почитаемых законоведов и вошел в число пяти виднейших юристов, мнениями которых было предписано руководствоваться судьям в Римской Империи.
Институции представляют собой подготовленную в 50-60-е гг. 2 в. н. э. запись лекций Гая, которые, видимо, были изданы учеником или другом автора уже после его смерти, точной версии по этому вопросу нет. Состоят они из четырех книг, каждая из которых рассматривает определенный вопрос регулирования общественных отношений. Книги в свою очередь делятся на титулы, которые разделены на параграфы. Первая книга посвящена общим сведениям о праве и правовому положению людей, вторая и третья вещному и обязательственному праву, а последняя искам и процессуальному праву.
Итак, какими хотел видеть Гай законы, регламентирующие семейные отношения?
Ст. 55 объявляет детей, рожденных в законном браке, под властью родителей.
Это положение имело своим следствием то, что родители несли ответственность за своих детей: обучение, воспитание и т.д. Кроме того, родители должны были определить долю своих детей в наследовании имущества. Законность брака давала детям свой статус в обществе. В общем, установление законности брака, в котором были рождены дети, имело большие последствия для всей дальнейшей жизни детей. Поэтому следует рассмотреть подробнее статьи, касающиеся именно этого аспекта - законности рождения детей в законном браке.
Причем усыновлять имели право только мужчины. Женщинам же ни в каком случае не разрешалось усыновлять, "ибо они и родных детей не имеют в своей власти" (ст. 104).
Усыновленного, согласно ст.105, можно было отдать на усыновление другому.
Дети усыновленного также становились во власти усыновителя в качестве внуков (ст. 107).
1. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, "Феникс", 1994.
2. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. -- М., Высшая школа, 1971.
3. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. -- М., Мысль, 1989.
4. Древняя Греция / Под редакцией Каллистова Д.П. и Утченко С.Л. - Ленинград, Государственное Учебно - педагогическое издательство, 1958.
5. Интернет - ресурсы:
a. http://ellada.spb.ru/?p=102
b. http://www.portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1129563514&archive=&start_from=&ucat=17&
Страницы: 1, 2