Рефераты. Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа

В первое десятилетие в. на Урале создаются заводы -Каменский, Уктусский, Алпатьевский и др.

Одновременно строятся мануфактуры в легкой промышленности. В 1696-1697 гг. в Преображенском А.Креветом, переводчиком Посольского приказа, основан Хамовный двор для производства парусины. В 1719 г. это уже огромное предприятие, где работало более 1200 человек. Бушуев С.В. История государства Российского. С.309.

В веке в Москве для изготовления снастей построен канатный завод, для обеспечения армии амуницией - Кожевенный, Портупейный и Шляпный дворы, многие другие казенные заводы Позднее промышленное строительство бурно развивается и в Петербурге. Все государственные мануфактуры создавались за счет бюджета, ибо ни один купец или ростовщик не имел средств, необходимых на строительство хотя бы одного металлургического завода. Их строили максимально близко к источникам сырья, привлекали к организации опытных русских и иностранных специалистов.

Наряду с созданием промышленности, государство занималось организацией торговли. Это достигалось введением государственных монополий, весьма прибыльных для казны, но разорительных для народа.

Государственные чиновники вели торговлю не непосредственно, а за счет купцов-откупщиков, выплачивавших сразу или частями рассчитываемую прибыль и стремившихся с лихвой вернуть ее за счет покупателя или поставщика сырья. Участие казны в торговле способствовало разорению основной массы купечества, удушению свободного предпринимательства. Отрицательно сказывалось на купцах несение ими большого числа государственных повинностей и служб.

Несмотря на ряд отрицательных результатов в проводимой экономической политике, Петр вознамерился создать своей волей не только главный порт России, но и петербургское купечество. Это желание привело к насильственному переселению купеческих семей в Петербург. Купцам переселение грозило не физическим, так социальным уничтожением: оставляя насиженные места, они теряли торговые связи, деловые отношения, привычные места сбыта.

Русские купцы заплатили довольно высокую цену за успех Северной войны, финансируя ее расходы, лишаясь своих барышей вследствие жестокой монопольной политики и различных ограничений, вошедших в практику экономической политики Петра.

Размеры податей с городских обывателей тоже были очень велики. Как и в веке, подати разделялись на постоянные, лежавшие на тяглых, взимавшиеся по мере надобности, обыкновенно в размере десяти денег с рубля; подати взимались с двора и с промыслового дохода, со времени же введения подушной подати - с души. Среди повинностей, лежавших на посадских, особенной тягостью отличались две - рекрутская и постойная. На посадских лежала также обязанность снабжать войска провиантом, выставлять лошадей и подводы, чинить дороги и мосты и др.

Постойная повинность всей своей тяжестью ложилась на горожан. Солдаты ставились в посадские дома на постой, вытесняя иной раз хозяев. Господа офицеры с обывателями обращались грубо, об этом есть немало свидетельств современников.

В целом жизнь посадского человека была тяжелой и незавидной.

Когда начались преобразования в области центрального и местного аппарата управления и суда, города пережили изменения в своем укладе. На Коммерц-коллегию были возложены задачи по развитию торговли и промышленности, что свидетельствует о понимании Петром тех просчетов в экономической политике, которая касалась непосредственно торгового люда и ремесленников. По имеющемуся регламенту Коммерц-коллегия должна была смотреть за всеми торговыми действиями, инфраструктурой, /о торговых путях сообщения/, и всячески способствовать развитию торгового дела. Коллегия составляла, рассматривала и изменяла торговые уставы, разбирала и прекращала ссоры и разногласия, которые возникали между городами по поводу их торговых прав, а также учреждала купеческие гильдии. Таким образом, данной коллегии, было предоставлено, право заниматься, торгово-промышленными проблемами городов и, следовательно, населения, которое занималось торговлей и промышленностью. Ранее этими вопросами занимался, губернатор и городские ратуши, которые во многом не оправдали надежд государя и не способствовали в должной мере процветанию российского купечества и промышленности /имели место взяточничество, казнокрадство, самоуправство и т.п. пороки, свойственные до сих пор российским чиновникам/.

Было решено создать городские магистраты. В1720 году создается центральное учреждение - главный магистрат, на которых возлагалось учреждать и ведать магистратами всех городов. Обер-президентом нового государственного учреждения был назначен князь Трубецкой, а президентом И,Исаев.

Задача перед Трубецким и Исаевым была поставлена непростая, и современники об этом почти ничего не пишут. Скорее всего, шла выработка новых положений, собирался материал, по обыкновению медленно, нерасторопно, с привычным отношением к делу.

января 1721 года был издан регламент Главного магистрата, определяющий состав и назначение нового учреждения. По этому регламенту, помимо президента и обер-президента, назначаемых царем, в состав главного магистрата должны были находиться выборные бурмистры и ратманы. В то время должности бурмистров и ратмаров занимали, как правило, занимали иностранные специалисты. В отличие от членов ратуши члены главного магистрата и подведомственных ему городских магистратов были бессменны, звание их соответствовало, главной чиновной степени в соответствии Табеля о рангах - президент главного магистрата считался, в классе, а бурмистры в 1..

В обязанности главного магистрата входило следующее:

1/ учредить во всех городах магистраты;

2/ снабдить их уставами;

3/ контролировать, чтобы соблюдалось правосудие;

4/ учредить полицию;

5/ содействовать развитию купечества и организации мануфактур.

Историки свидетельствуют, что новые учреждения, созданные Петром, касались преимущественно верхнего городского слоя и, отнюдь, не уничтожили старой самоуправляющейся городской общины, создавшейся еще во времена Уложения при Алексее Михайловиче. Городской магистрат явился только соединительным звеном между центральной администрацией и мирским посадским сходом.

Тем не менее, новому устройству городов, ставилось в обязанность заниматься всяческим развитием торговли и мануфактуры. В этих целях магистраты старались распространять в народе полезность ярмарок и торгов, устраивать эти мероприятия не только в России, но и за границей, учреждать торговые биржи и выбирать из купечества маклеров: привлекать к такому делу знающих и умеющих людей. Еще в 1718 году от мастеров стали требовать некое подобие нынешних лицензий на занятие той или иной деятельностью.

Петром было предложено всех ремесленников разделить на цехи, так, чтобы каждое ремесло и художество соответствовало определенному цеху. В цех мог записаться всякий, кто владел тем или иным ремеслом, будь он даже дворцовый или владельческий крестьянин. Записываемый в цех представлял образцы своего искусства, в соответствии с которым ему присваивалось звание. Мастера ставили, свое клеймо на изделиях и без такого клейма никто не имел, права продавать свой товар. Кроме того, клеймо можно было ставить только после одобрения старшины цеха, если старшина находил работу неудовлетворительной, мог ее просто уничтожить.

Петр ввел цеховое устройство, надеясь развить и поощрить в ремесленной среде развитие, привлечь к занятию ремеслами как можно большее число людей. К сожалению, во времена Екатерины в Москве и Петербурге, цехи, получив там наибольшее развитие, замерли.

Магистраты выполняли не только задачи; связанные с торговлей и ремеслом, они также занимались устройством госпиталей, больниц, богаделен, устройством школ, с тем, чтобы дети всех сословий имели возможность лечиться и получать образование. По окончании детьми школ магистраты заботились об их трудоустройстве и занятии ремеслами, преследуя, цель одну - польза, для города и государства.

1725 год поставил точку дальнейшему развитию городской реформы Петра. Со смертью преобразователя дело остановилось на пол дороги. Это, впрочем, закономерно, так как на магистраты было возложено слишком много обязанностей: магистраты ведали судом и полицией, благоустройством и благотворительностью, заботился о народном здравии и просвещении, о добропорядочном поведении граждан и т.д. Люди были бедны, невежественны, большей частью занимались земледелием и лишь немногие ремеслами и торговлей. Их воспитывали под суровым гнетом финансовой службы государства, которое стремилось получить с граждан как можно большее количество средств. Свое благополучие при таком положении дел строили на неблагополучии другого. Лишенное всякой общественной энергии население не могло исполнять все предначертания, исходившие от магистратов. Более или менее справляться со сложными обязанностями удалось только магистратам Москвы и Санкт-Петербурга. Среди чиновников процветало воровство, общее положение в городах не улучшалось.

Гражданства в европейском смысле слова меры Петра не создали. Городское общество было отдано в распоряжение чиновников, которые не изменили, своего вида и сущности и ничего кардинально нового в жизнь городов не внесло.

Скоро магистраты вообще были объявлены подчиненными восстановленным воеводам. При Петре указом от 18 августа 1728 года главный магистрат был упразднен, потому что подведомственные ему городские магистраты, вследствие ряда отдельных распоряжений, оказалась больше в ведении воевод и коллегий. Грозила рассыпаться еле собранная и устроенная Петром 1 «храмина» торгово-промышленного сословия. При Елизавете, когда было восстановлено если не по духу, то внешне много петровских учреждений, возник снова и главный магистрат, продолжавший существовать до общих сословных преобразований Екатерины .

Таким образом, со времени учреждения ратуши жители городов и посадов, занимавшиеся промыслами, получили от Петра возможность чинить суд и расправу по своим делам. Государь-император, несмотря на все просчеты при формировании нового сословия, поставил его на качественно новую ступень. Он вверил ратуше сбор многих государственных доходов, например, от винокурения, соляной продажи и др.; починил ей иностранцев, торговавших в России. Главный магистрат, заменивший ратушу, управлял торговыми делами и зависел только от Сената. Ремесленники были разделены на цехи и также имели возможность самостоятельно решать свои внутренние дела.

До Петра такой возможности городское население не имело и фактически мало, чем отличалось от крестьянства, одного из самых много страдальных сословий на Руси.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.