Рефераты. Городской строй Византии

Ремеслом можно было заниматься и вне корпорации, но такой ремесленник или торговец при получении заказов и продаже изделий и товаров не имел тех льгот, которые были официально предоставлены членам корпорации. Закон защищал их от конкуренции внекорпоративного ремесла. Наибольшие льготы имели корпорации торговцев. Состоятельные члены корпораций использовали труд мистиев (наемных работников) и рабов. Взамен первоочередного права на получение заказов и продажу своих изделий корпорации были опутаны целой сетью обязательств и ограничений, решительно отличавших их от возникших позднее на Западе средневековых городских цехов. Члены корпорации не имели права сами избирать главу корпорации - его назначал эпарх. Глава отвечал за уплату налогов и пошлин всех членов объединения и за соблюдение ими не только профессиональных правил, но и принятых норм морали. Члены корпорации под угрозой исключения должны были доносить на своих коллег о любом «слове и деле» против законной власти. Их профессиональная деятельность подвергалась придирчивому контролю со стороны городских чиновников (предписывались объемы производства, запасы сырья, место и время торговли, сроки и число найма мистиев). Была установлена и норма прибыли членов корпорации. Они платили налоги с городской недвижимости (мастерских-лавок), если ее имели, а не брали в аренду, а также пошлину как при закупке сырья и иных товаров, так и при продаже своих.

Чтобы продемонстрировать, как «Книга эпарха» устанавливала строгие правила, рассмотрим устав «О табуляриях (нотариусах)». «Табулярий не может быть избран без обсуждения и решения примикирия и других членов коллегии табуляриев. Необходимо, чтобы он знал в совершенстве законы, чтобы он не был болтлив, дерзок, развратен, чтобы его характер внушал уважение, чтобы его суждения были здравы, чтобы он был умен и образован, умел хорошо говорить, умел вполне правильно писать, т.к. ошибки - погрешности, искажающие написание или пунктуацию текста, легко могут извратить его смысл… Подлежащий избранию должен хорошо знать 40 титулов прохирона, а также 60 книг Василик, а кроме того объем курса свободных искусств … Должно производить назначение следующим образом: после представления свидетельства о благонадежности и экзамена он явится к славнейшему эпарху города с членами корпорации нотариуса и примикирием … После принесения присяги занимающий должность эпарха утверждает в канцелярии свой выбор кандидата, который с этого времени включается в корпорацию и причисляется к табуляриям … Табулярий, вызванный по необходимому делу примикирием раз и два и не явившийся в течение трех раз, уплатит в первый раз 2 кератия, во второй - 4, в третий - 6. Если же делает это по заносчивости и презрению, то эпарх должен подвергнуть его телесному наказанию. Если для составления какого-нибудь акта приглашают сначала одного табулярия, а потом другого, они должны работать вместе и разделить между собою гонорар поровну».Византийская книга эпарха //Сборник документов по социально-экономической истории Византии. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1951, с. 198-199.

Корпорации находились в прямом ведении и подчинении «градоначальника» - эпарха Константинополя. Они возглавлялись либо назначавшимся эпархом, либо утверждавшимися им и ответственными перед ним старшинами. Причинами их государственной организации считают необходимость обеспечения контроля над снабжением населения столицы, организации сбора пошлин с наиболее доходных профессий и обеспечения выполнения ими повинностей и общий государственный контроль за их ремесленно-торговой деятельностью. Корпорации в Византии появились значительно раньше западно-европейских цехов в условиях централизованной византийской государственности, и в их организации можно видеть поиск новых форм организации торгово-ремесленной деятельности.

В рассматриваемый период ремесленное производство и торговля в империи процветали, подъем начался в столице с середины IX века, а со второй половины XI века - и в провинциальных городах. Шелк, художественные изделия из стекла, металла, слоновой кости, дорогая посуда, льняные ткани из Византии снова обрели мировую славу. Возобновились широкие внешнеторговые связи.

З.В. Удальцова и К.А. Осипова считают, что «византийский город времени «Книги Эпарха» был во многом уже новым феодальным городом, хотя и сохранял античные традиции» Удальцова З.В., Осипова К.А. Отличительные черты феодальных отношений в Византии (Постановка проблемы) // Византийский временник. - М., 1974, т.36, с.21. Они считают, что причины своеобразного исторического пути византийского города таились в общественных отношениях, длительное время существовавших в Византии. То наследие, которое Византия получила от Поздней Римской империи и которое не было полностью разрушено в бурях VII века, как это ни парадоксально, сперва было мощным стимулом расцвета городов и помогало в раннее средневековье сохранению их экономического превосходства над городами Западной Европы. Государственная регламентация при наличии сильной централизованной власти до известного времени помогала расцвету городского ремесла и торговли. Коренной перелом в поступательном экономическом развитии Византии произошел в XII веке. Именно с XII века пути экономического развития городов Византии и Западной Европы окончательно разошлись. В Византии расцвет городов оказался недолговечным и не повлек за собой коренной ломки феодальной экономики страны.

О силе государственного регулирования в средневековом византийском городе пишет и А.Сванидзе: «С X - XI вв. господствующей силой в городах стали феодальные землевладельцы, в том числе все те же монастыри и церкви, хотя частно-сеньориальный режим здесь не сложился: города подчинялись императору. Высшие чиновники императора вместе с крупнейшими купцами заправляли городской жизнью, особенно в столице. Эти же группы занимали значительное место в составе господствующего класса страны. И византийские города так и не узнали вкуса свободы - в городах сохранялся рабский труд, прежде всего в императорских мастерских, которые превалировали в городском ремесле. И хотя византийский город остался в истории как яркий феномен средневековой культуры, он, как и все общество Византии, очень медленно усваивал новые формы, а его развитие подавлялось императорской властью и государственным регулированием». Сванидзе А. Средневековый город: вертикаль прогресса//Знание - сила, 1995, №2.

Таким образом, в IX - X вв. начался подъем ремесла и торговли, расширились торговые связи. В регулировании городского хозяйства большую роль играло государство. Ярким подтверждением этого была «Книга Эпарха». Была изменена система налогообложения, которая уравнивала доходы ремесленников и торговцев. В социальном развитии особенно значимых моментов не проявилось, продолжали формироваться сословия феодального общества. В качестве примера довольно высокого уровня развития городов можно привести Константинополь. В «Путевых записках Вениамина из Туделы» (посетившего Константинополь в декабре 1171 г.) говорится: «Сюда приходят купцы из земли Вавилонской, из Месопотамии, Персии, Мидии, всех царств земли Египетской, из земли Ханаанской (Палестины), Руссии, Венгрии, земли печенегов, Хазарии, Ломбардии и Испании. В него стекаются для торговли со всех стран, морем и сухим путем, это Шумный город; нет подобного ему ни в одной стране, за исключением Багдада…»Путевые записки Вениамина из Туделы //Сборник документов по социально-экономической истории Византии. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1951, с.213.

Однако уже к концу XII века наблюдаются некоторые признаки грядущего упадка в провинциальных городах, а особенно ярко - в столице. Мелочная опека властей, система ограничений, высокие налоги и пошлины, консервативные принципы управления душили корпорацию.

Если коротко охарактеризовать эволюцию городского строя Византии, то можно сказать следующее. В IV - VII вв. восточноримские города не пережили упадка, как это было на Западе. Большинство городов были достаточно развиты. В V - VI вв. город оставался еще полисом - общиной, владевшей сельской округой. В позднеримской империи ремесленники насильственно объединялись в коллегии. А главной производственной организацией в городе была небольшая ремесленная мастерская - эргастерий.

В ранний период Византия изобиловала крупными городскими центрами. Она обгоняла Запад по уровню развития ремесла и торговли.

В VII - VIII вв. в Византии еще сохранялись крупные городские центры, унаследованные от античной эпохи, но также росли и новые средневековые города. Они возникали или на месте разрушенных и захиревших античных городов, или на вновь освоенных территориях. Новшества были в том, что административной единицей города становится приход, группирующийся вокруг церкви.

Византийский город времени «Книги Эпарха» был во многом уже новым феодальным городом, хотя и сохранял античные традиции. Появляются правила для корпораций - профессиональных объединений нового типа. По сравнению с западноевропейскими городскими цехами, византийские корпорации были опутаны сетью обязательств и ограничений. Ремесло и торговля процветали. Подъем начался с середины IX в. в Константинополе, а со второй половины XI века в провинциальных городах.

В XI - XII вв. попытки торгово-ремесленной верхушки добиться более благоприятных условий для своей профессиональной деятельности по-прежнему сурово пресекались. Очень высока была степень государственной регламентации. Горожанам приходилось вести тяжелую борьбу с магнатами (крупными вотчинниками) и с государством.

Но византийский город XII - XV вв. начинает приходить в состояние упадка. Ремесло и торговля замедляют свое развитие. Хозяйственный прогресс был невозможен по ряду причин.

Социальное развитие византийских городов

Изучение социального развития - довольно важная проблема. Зная основные тенденции социального развития (социальный состав общества, взаимоотношения между социальными слоями и т.д.), можно найти объяснение многим экономическим, политическим и другим процессам.

Рассмотрим социальный состав населения ранневизантийского города. Мелкие города насчитывали 1 - 5 тысяч жителей, средние - до 10 тысяч, а крупный - до 30 тысяч. В ранневизантийском городе жила не только основная масса рабовладельцев, но и значительная часть рабов (рабский труд использовался в ремесле, на черновых, муниципальных работах). Большинство имперской знати, чиновничество, крупные землевладельцы, богатые торговцы и судовладельцы жили в городах, но основную массу горожан составляли ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники, а также рабы, большинство из которых сосредоточивалось в крупных городах.

Социальную структуру города можно характеризовать по источникам, в частности, по кодексу Юстиниана. Можно говорить об обслуживании императорских ткацких мастерских рабами: «Тот, о ком станет известно, что он предоставляет убежище беглым из числа занятых в гинекеях…,подлежит штрафу в 5 фунтов золота» Кодекс Юстиниана// Сборник документов по социально-экономической истории Византии. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1951, с.45.. Происходило клеймение рабочих с целью предупреждения их бегства из мастерских: «Необходимо поставить стигматы, т.е. государственные буквы, на руках работников, наподобие (тех, что ставят) рекрутам, чтобы таким образом их можно было опознать, если они будут скрываться. Имеющие их (таковые знаки), или их дети, без сомнения должны быть возвращены мастерской, хотя бы они путем какого-нибудь обмана уклонились и перешли, приняв присягу (к другому занятию) Там же, с.44.. Происходило и прикрепление работающих к своему рабочему месту: «Монетариям (чеканящим монеты) следует всегда оставаться в своем положении, они не могут быть освобождены ни от своего звания, ни от сопутствующих ему привилегий» Там же, с.44.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.