Рефераты. Герб России

* Лукомский В. К. "Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)" //"Архивное дело" 1939 № 1(49).

мы видим его переплетение с историей Руси. Любопытно то, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на неокрепшего орленка, нежели на орла. Этот факт довольно легко объяснить. Если посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.

От Василия III до окончания Смутного времени

Во времена царствования Василия III Иоанновича (1505-1533) российский герб потерпел существенные изменения. Двуглавый орел стал изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в уже упомянутой ранее теории монаха Филофея «Москва - III Рим», известную из послания монаха Василию III.

Еще больше герб изменился во времена царствования Ивана Грозного. Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584), отражая в себе те политические изменения, которые произошли в стране в период этого времени. В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или «германской», формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

Интересен тот факт, что при Иване Грозном появляется, а вернее вновь начинает использоваться еще один символ государственной власти - ранее мной упомянутое изображение единорога, которое было позабыто во времена правления Ивана III и Василия III. Чем объясняется этот факт? Иван IV Грозный подчеркивал, что династия Рюриковичей, якобы происходит от римского императора Августа. Интересно, что на монетах последнего имеется изображение Козерога, в виде козлорыбца, - козла с рыбьим хвостом. Единорог появился на Малой печати царя. На второй - главной - ее стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности - своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба. Но единорог все же не занял ведущего положения. На Большой печати Ивана Грозного (1562 г.) и его приемников с обеих сторон изображался двуглавый орел. А единорог переместился на нагрудный щит орла. В щите орла главной стороны Большой печати располагался всадник, поражающий змия. Эта композиция с двуглавыми орлами дублировалась на золотых монетах, которые выпускали сын Ивана IV Федор Иванович и все его преемники до конца XVII века. Но главная сторона монет была с орлом, на щите которого изображался единорог. Смена русских государственных эмблем сохранялась такой: двуглавый орел, единорог, всадник-змееборец. Последний «победил» единорога. Он и теперь остается гербом Москвы, а единорог как государственный символ ушел в небытие.

В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых - голгофский крест*. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление голгофского креста в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с Георгием Победоносцем на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

После смерти Федора Ивановича на долю Русского государства выпали нелегкие испытания. Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел отражает это общественное мнение.

Но после свержения Бориса Годунова на Руси не восстановился покой и порядок. Скорее наоборот, государству пришлось пережить один из тяжелых, кризисных моментов. Наступило время смуты. Над страной повисла угроза потери национальной независимости, вызванная прекращением родовой царской династии и польско-шведской интервенцией. Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла.

Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел. Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле, лишенном всех державных атрибутов, и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612). Правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте. Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания.

_____________________________________________________________

* Крест, на котором был распят Христос за грехи мира

Орел при первых Романовых

С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. В этот период орел на гербе "встрепенулся" и впервые распустил крылья, что могло означать "пробуждение" России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. Россия вновь встала на путь процветания и величия. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Впоследствии исследователи XIX -- начала XX века давали свои объяснения символики двуглавого орла. По мнению П. Винклера, он служил эмблемой нераз-дельности Европейской и Азиатской России. Три короны символизировали или Святую Троицу, или три царства (Казанское, Астраханское и Сибирское).

В 1645 году при сыне Михаила Федоровича - царе Алексее Михайловиче - появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения. Не исключено, что печати с орлом под тремя коронами могли быть вырезаны иноземцем Исааком Богданом, гравировавшим печать в 1656 году, либо Гомулином Андреем, выполнявшим заказы Михаила Федоровича в 1642 году и Алексея Михайловича в 1664 году, когда он изготовил «две Государевы печати с большими титлами». В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря "О титуле царском и о государственной печати", который содержал официальное описание герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя".

Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел, который должен был символизировать собой новый титул русского царя: "Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец". К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу в лапах. Впоследствии этот тип печатей использовался Малороссийским приказом.

В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями. В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля. В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия - главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное "объяснение":

Тремя венцами орел восточный сияет,

Веру, надежду, любовь к Богу являет,

Криле простер, объемлет все мира конца,

Север, юг, от востока аж до запада солнца

Простертыми крыльями добре покрывает.

В эти же годы создаются знамена с изображением государственных эмблем. В 1666 году живописец Станислав Лопуцкий расписал царю знамя с четырнадцатью печатями разных земель. В 1669 году он же написал для Коломенского дворца «на полотне герб Московского государства и иных окрестных государств гербы или клеимы, а под всяким гербом планиты, под которым каковы».*

К этому же времени относится панегирическое сочинение Симеона Полоцкого «Орел Российский». В нем помещен рисунок двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и мечом в лапах, с ездцом, имеющим портретное сходство с Алексеем Михайловичем, на груди. К нему относится надпись: «...орел черный телом таит внутри белизну... скипетр в деснице Орла российского знаменует благодать; меч же царский -- на злых людей. Дин посылает скипетр, а Арей меч».**

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.