Рефераты. Этапы и формы борьбы индейцев за свои права

Столкновения в Миннесоте и Колорадо, ставшие на-чалом серии индейских войн на Дальнем Западе во второй половине XIX столетия, одновременно послужи-ли толчком к очередной перестройке индейской полити-ки федерального правительства, которому вновь стало необходимо «узаконить» очередной раунд наступления на владения коренных жителей. Хотя было совершенно очевидно, что миграцию белых на запад не задержат никакие заключенные ранее соглашения, столь явное пренебрежение к договорным обязательствам вызывало нежелательный для правительства резонанс. В частно-сти, конгресс США осудил бойню у Сэнд-Крик и назна-чил компенсацию вдовам и сиротам жертв. Поэтому наиболее рьяные сторонники захватов индейских терри-торий вскоре после окончания Гражданской войны по-вели атаку на независимый статус племен, остававший-ся легальным барьером на пути колонизации западных районов. Вот что заявил по этому поводу конгрессмен от Миннесоты И. Донелли: «Предопределение белого человека -- владеть всей землей-кормилицей на этом континенте, которая не терпит, чтобы на ней хозяйнича-ли дикари... Мы же вступили с этими дикарями в псевдодоговорные контакты, хотя они беспечны, словно дети, и посему подлежат опеке в соответствии с нашими законами об опеке несовершеннолетних и недееспособ-ных. Величайшая на Земле нация унизилась до установ-ления договорных отношений с жалкими индейцами, не способными даже подписать заключаемые ими догово-ры... Правительство США не нуждается более в предло-ге для захвата их земель: если сто человек могут прокормиться на территории, где прозябает один ди-карь, белый имеет право прийти туда, овладеть этой зем-лей и возделать ее»[8,14]. На гребне подобных настроений в марте 1871 г. конгресс издал закон о лишении индей-ских племен права считаться независимыми нациями, отношения с которыми регулировались на договорной основе. Новый их статус определялся как подопечные Соединенных Штатов, в отношении которых конгресс был вправе издавать любые законы, регулирующие их жизнь и имущество. Договорный период индейской по-литики завершился.

1.3.Под опекой конгресса

Закон 1871 г., ликвидировавший независимое поло-жение индейцев, стал началом наиболее трудного для них периода, который продолжался до 30-х годов наше-го века. Статус подопечных был откровенным наруше-нием не только гражданских, но и человеческих прав коренных американцев. С одной стороны, они находи-лись в полной зависимости от конгресса, а с другой -- не имея права голоса, не могли через избирательный механизм влиять на действия правительственных орга-нов. Подобный статус окончательно развязал федераль-ному правительству руки для проведения в отношении индейцев крайне жесткого курса, получившего название политики патернализма. Основная цель этой политики заключалась в «цивилизации диких индейцев», т. е. в «окончательном и бесповоротном решении индейского вопроса путем быстрого включения коренных жителей в экономическую и политическую жизнь государства», с тем чтобы они «в перспективе стали неотъемлемой частью общества не как американские индейцы, но как американцы индейского происхождения»[6,51]. Иными сло-вами, суть патернализма заключалась в насильственном интегрировании индейцев в социально-экономическую структуру США в «подгонке» их традиционной культу-ры под доминировавший евроамериканский стандарт.

Первые десятилетия опеки харак-теризовались еще более энергичным, чем до Граждан-ской войны, наступлением на остатки индейских земель. Причем специфика ситуации заключалась в следующем: индейцев начали переселять в специально создававшие-ся для этого резервации. Если в договорный период независимые индейские народы уступали свои террито-рии правительству США, которое постоянно сдвигало индейскую границу к западу, то за подопечными конг-ресса право на владение свободными землями отрица-лось как таковое. Теперь коренные американцы были обязаны селиться на небольших территориях, отводив-шихся для них властями. Притом не следует думать, будто бы создание резерваций было связано с дефици-том земель в западных районах страны. Главной причиной их создания было желание правящих кру-гов США подчинить индейцев своему контролю. Рассе-ление их малочисленными группами облегчало достиже-ние подобной цели.

Индейцы оказывали отчаянное сопротивление посе-лению в резервациях. В 1870-е годы основным театром индейских войн был Северо-Запад Соединенных Шта-тов. Жившие там оглала, хункапу, тетон, дакота, ман-дан, кроу, блэкфут, хидатса, не-персе и другие племена, во главе которых стояли талантливые военачальники Бешеный Конь, Сидящий Бык, Красное Облако, Две Луны, Джозеф, в каждом сражении бились с амери-канской армией до последнего воина. 25 июня 1876 г. объединенным силам хункапу, оглала и блэкфут на р. Литл-Биг-хорн удалось нанести войскам правитель-ства самое тяжелое поражение за всю историю покоре-ния Запада. Индейцы разгромили 7-й кавалерийский полк, уничтожив в схватке его командира -- генерала Д. Кастера и свыше 300 его подчиненных. Но силы сто-рон были не равны, и каждое новое столкновение с армией ослабляло сопротивление. Они пытались найти убежище под покровительством британских властей. Однако, за исключением небольшого отряда Сидящего Быка, такие попытки были неудачными. В последний раз, в 1877 г., это пытались сделать не-пер-се, предводительствуемые Джозефом. Окруженные все-го в 50 км от канадской границы, они сдались на милость победителя и поселились в отведенной им ре-зервации. К концу 70-х годов их примеру последовали другие племена на Северо-Западе США.

После «умиротворения» этого региона американские власти приступили к покорению Юго-Запада, населен-ного племенами апаче, команче, пима, юте и др. 1880-е годы прошли в непрерывных войнах с апаче, ко-торых возглавляли Кочиз, Витторио, Херонимо, и юте, объединившимися вокруг вождя Урая-Стрелы. Особен-но длительное сопротивление войскам Соединенных Штатов оказал Херонимо. Уйдя со своим племенем в 1877 г. в горы Сьерра-Мадре на территории Мексики, он построил там укрепленный лагерь и почти 10 лет -- до сентября 1886 г.-- наносил удары по американской армии. Лишь после того, как его боевые силы сократи-лись до 100 человек, Херонимо сдался на условиях посе-ления в резервации. Так к концу 80-х годов в основном завершились войны с индейцами. Последние представи-тели свободных племен -- остатки ранее многочислен-ного народа хункапу и родственных им миненконноу -- были зверски перебиты 29 декабря 1890 г. у поселка Вундед-Ни (Южная Дакота) в тот момент, когда их вожди, осознав невозможность дальнейшего сопротив-ления, решили дать согласие поселиться в резервации. После этого избиения, жертвами которого стали 300 ин-дейцев, министерство внутренних дел США официально объявило о ликвидации индейской границы. Все племе-на были расселены по 160 резервациям площадью около 48 млн га.

Создание резерваций стало лишь начальным шагом на пути приобщения коренного населения к «благам» американской цивилизации. Завершив индейские вой-ны, федеральное правительство приступило к ликвида-ции остатков независимости своих подопечных путем уничтожения традиционной формы их социальной орга-низации -- племени.

Впрочем, одними процедурными мерами сокрушить племенную организацию было невозможно, и правящие круги страны решили нанести удар по экономической основе ее функционирования -- общинной собствен-ности на землю, внедрив в резервации частнокапита-листическую систему землепользования. «Дав индейцу право собственности на владение индивидуальным уча-стком земли, мы тем самым заставим его трудиться... Он уразумеет, что достичь уровня американской циви-лизации можно, лишь работая в поте лица. Голод и нищета, на одной стороне, и предприимчивый гражда-нин -- на другой -- вот его альтернатива. И мы как опекуны индейца должны сделать за него этот вы-бор»,-- утверждали американские законодатели[6,83]. И вы-бор был сделан: в 1887 г. конгресс издал закон о разделе резервационных земель на индивидуальные участки, названный по фамилии его автора законом Дауэса. Основной его смысл сводился к разделу общинных земель на личные владения -- аллоты по 160 акров (64 га) на каждую индейскую семью. Оставшиеся после этого «излишки» территорий резерваций подлежали аукционной продаже среди белых граждан. Одновре-менно закон Дауэса стимулировал и формальное разру-шение индейского племени. В соответствии с его стать-ями каждый коренной американец теперь мог получить гражданство США, оформив легально выход из общи-ны. Правда, условием этого провозглашалось ведение на своем участке «цивилизованного» (т. е. фермерско-го) хозяйства.

После принятия закона Дауэса наступило время наиболее несправедливого отношения к индейцам за всю историю страны. Насильно поселенные в резерва-ции, лишенные даже формального самоуправления, индейские племена оказались полностью во власти тех должностных лиц, которые опекали их. Именно в по-следние десятилетия XIX в. зловещие черты приобрела фигура индейского агента -- сотрудника БДИ, назна-чавшегося в каждую резервацию. Вследствие лишения индейцев гражданских и политических прав агент пре-вращался по сути дела в неконтролируемого админи-стратора в своей резервации, имевшего практически неограниченную власть над подопечными.

Увы, осуществлявшееся властями США «инкорпорирование» коренных жителей в евроамериканское обще-ство вылилось в основном в то, что индейцы, в период «дикости» самостоятельно обеспечивавшие свои нужды, перешли на содержание федерального правительства, вынужденного организовать для них систему продо-вольственных поставок, которые, впрочем, из-за их ску-дости уместнее назвать пайками. Хозяйство индейцев на рубеже XIX--XX вв. еще было не готово для интегра-ции в рыночную экономику США, а сами они -- к капи-талистической конкуренции с белыми фермерами.

Последствия подобного курса не заставили себя ждать. Открытие границ резерваций по закону Дауэса привело к катастрофическому уменьшению их площади: к 1913 г. индейцы утратили почти 20 млн га своих земель; к 1934 г.-- к моменту отмены закона -- в руки белых перешло дополнительно около 9 млн га. Вслед-ствие этого в среднем в 1,5--2 раза упали и без того не-высокие урожаи зерновых культур, собиравшиеся ко-ренным населением, и в 8--10 раз--овощей. Правда, упадок земледелия в резервациях в какой-то мере ком-пенсировался определенными успехами в области жи-вотноводства, но они были незначительны и обеспечи-вали в итоге лишь нищенское, полуголодное существо-вание коренных американцев.

Подрыв экономических основ жизни индейцев обу-словил их социальную деградацию. К началу 1930-х го-дов более 90 % их жили в резервациях; доля неграмот-ных составляла около 26%. Состояние здоровья корен-ных американцев было удручающим: смертность от раз-личных причин, и прежде всего от туберкулеза, а также распространение в резервациях различных инфекций превышали общеамериканские показатели в десятки раз. Политика патерналистской опеки индейского насе-ления, таким образом, привела к тому, что оно превра-тилось в изолированное национальное меньшинство Соединенных Штатов, за которым прочно закрепилось место внизу социальной лестницы. Этого положения не изменил и принятый в 1924 г. закон, провозгласивший всех индейцев полноправными американскими гражда-нами и ознаменовавший вместе с тем формальное за-вершение опеки над ними со стороны конгресса.

Так за неполные полтораста лет индейцы США пре-вратились из независимых народов в один из компонентов населения страны. Однако изменение их правового статуса не означало, что индейский вопрос был решен окончательно, как того хотели в свое время сторонники политики патернализма. Проблема коренного населения и по сей день стоит перед американскими властями. Ее корни уходят в экспансионистскую политику, осуществлявшуюся в отношении индейцев на протяже-нии всей истории Соединенных Штатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.