Рефераты. Эпоха господства фанариотов в Румынии

Эпоха господства фанариотов в Румынии

2

Лицей им. Кафедра истории

Курсовая работа

по истории румын

Тема: «Эпоха господства фанариотов в Румынии»

Руководитель:

Выполнила:

Кишинёв-2002

Содержание

Введение

Глава 1. Господство фанариотов.

Глава 2. Упадок княжеств в эпоху фанариотов.

(а) Политический упадок.

(б) Экономический упадок.

(в) Моральный упадок.

Глава 3. Прогресс в эпоху фанариотов.

Глава 4. Правление Николае Маврокордата.

(а) Турецко-австрийская война.

(б) Олтения под австрийцами.

Глава 5. Реформы Константина Маврокордата.

(а) Реформы в сфере управления.

(б) Реформы в социальной сфере.

(в) Реформы в сфере налогооблажения.

Глава 6. Румынские княжества как объект соперничества трех

империй.

(а) Екатерина II и возрастание русского влияния в княжествах.

(б) Русско-турецкая война(1768-1774гг.) и мирный договор в

Кучук Кайнарджи.

(в) Похищение Буковины(1775г.).

(г) Русско-австрийско-турецкая война.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

В этой курсовой работе описана социально-экономическая, политическая и культурная жизнь румынских княжеств в XVIII веке. Дана характеристика политического режима иностранного господства, сложившегося в них, описаны его положительные и отрицательные стороны. Мною были в деталях рассмотрены события эпохи фанариотов. Поэтапно описана внешнеполитическая ситуация и её непосредственное влияние на социально- экономическую жизнь в румынских княжествах. Были показаны изменения во внутренней жизни княжеств и сделаны выводы. Данная работа состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Господство фанариотов.

Эпоха господства фанариотов - это время, когда в стране Цара Ромыняскэ (Валахии) и в Молдове правили господари, назначаемые турками из числа греков, обосновавшихся в предместье Фанар (Маяк) Константинополя, - в Молдове с 1711 года, а в Валахии с 1716 года по 1821 год. Фанариотами называют греков из византийских семейств, оставшихся в Константинополе после захвата Восточной империи турками. Они все собрались в этом предместье (махала), так как там находилась патриархия, чей престол всегда занимали только греческие иерархи. Кроме старинных греческих семейств со временем поднялись и другие греки из низших классов, разбогатевшие за счет торговли. Еще в ХVII веке фанариоты начинают пользоваться особым фавором при дворе султанов, во-первых, потому, что были богаты, а, во-вторых, потому что владели дипломатическими языками Европы - латынью, итальянским и французским языками и турки использовали их в качестве переводчиков и дипломатов. Турки не знали иностранных языков, - это им запрещали их религиозные законы, кроме того, они испытывали презрение к гяурам (немусульманам), так что вся внешняя политика Османской империи оказалась в руках греков. Была учреждена даже специальная должность для них при Порте - великих драгоманов (переводчиков), которая была своего рода должностью Министра иностранных дел. Великие драгоманы фавором, которым пользовались у султана, стали добиваться, после освобождения их от этих обязанностей, господарского трона Молдовы или Валахии. И в самом деле, турки уже не могли положиться на господарей, вступающих на престол из числа румынских бояр, так как отдавали уже себе отчет в том, что всякий раз, когда вспыхивали войны с христианскими государствами, эти страны переходили на сторону врага. Особенно они убедились в этом во время войны с Петром Великим, когда Брынковеану потерял свою голову, а Димитрие Кантемир был вынужден спасаться в России. Именно поэтому султану и было выгодно назначить впредь господарями людей, которые не имели ничего общего с интересами румынских стран, и которые выросли в Константинополе и были смиренными слугами турок.

Правда, эпоха господства фанариотов не состояла из назначения на престол одних лишь греков. Так, семейство Раковицэ было румынским, а Михаил Раковицэ был господарем в Молдове как до Димитрия Кантемира, так и после него. Таким же было и семейство Калимаки, которое дало Молдове в эпоху господства фанариотов нескольких господарей. Семейство Гика, родом своим из Албании, дало обоим княжествам нескольких господарей как до эпохи фанариотов, так и во время их господства и даже после нее. Одни лишь Маврокордаты были чистыми греками среди господарей румынских стран до 1774 года. После этой даты на престолах княжеств появляются и другие греческие фамилии: Шуцу, Ипсиланти, Морузи, Маврогени и Каражя.

Глава 2. Упадок княжеств в эпоху фанариотов.

Эпоха господства фанариотов обозначила собой продолжение и усиление периода упадка и унижения румынских стран, в XVII веке. Во-первых, продолжался политический упадок.

(а) Политический упадок.

Господари вообще менялись каждые три года, и если они оставлялись на второй срок, то должны были внести большую сумму денег для возобновления княжения, именуемую мукарер. Смена господарей происходила настолько часто, что некоторые из них успевали вступать на престол по четыре - пять раз в каждом княжестве. Константин Маврокордат, например, шесть раз вступал на престол Валахии и пять раз - на престол Молдовы. Это значит, что у господарей румынских стран уже не было никакого авторитета ни за пределами страны, поскольку монархи Европы уже не считали их правящими принцами, ни внутри страны, потому что было достаточно ничтожной жалобы бояр, чтобы они были смещены. Господари из числа фанариотов фактически были простыми губернаторами, чиновниками, назначаемыми турками.

В ещё большей мере подорвало значимость румынских стран полное расформирование их армий. Господари сохраняли при себе только личную гвардию, состоящую из арнаутов (албанцев). Фанариоты привели с собой очень много греков, своих фаворитов и ростовщиков - кредиторов и попробовали править странами с их помощью. Правда, румынские бояре не дали полностью растоптать свое достоинство. До конца фанариотской эпохи высокопоставленные должности господарского дивана (совета) занимали старинные боярские семейства - Брынковяну, Кантакузино, Гречану и др.

Все счета казны должны были проверять национальные бояре, и много раз они восставали против господарей, приводивших с собой чужеземных фаворитов. В высшую церковную иерархию греки, кроме нескольких чрезвычайных случаев, не сумели проникнуть.

(б) Экономический упадок.

Помимо политического произошел еще и экономический упадок. Румынские страны были истощены налогами. Появились новые подати: за дым (по числу дымоходов), вэкэритул (за рогатый скот), погонэритул (за виноградники) и т. д. Каждый господарь, зная, что его правление будет непродолжительным, стремился как можно быстрее обогатиться, истощая страну. Кстати, фанариоты были и инструментом, с помощью которого сами турки добывали в провинциях нужные им средства. Поскольку Османская империя, попавшая в полосу упадка, нуждалась в деньгах, которых уже не могли добывать новыми завоеваниями, и тогда все тяготы ярма пали на румынские княжества. Результатом этого стало то, что крестьяне, для которых такая степень эксплуатации была невмоготу, начали убегать за границу - в Ардял, Банат или Днестр, а то и за Дунай, где был один хозяин - турок, а не два хозяина, как у них - и турок, и фанариот.

Таким образам, в XVIII веке отмечается процесс обезлюдения целых зон страны и значительного уменьшения численности сельского населения. Чувствовался и заметный упадок городов, потому что господари начинают процесс дарения городских поместий, и даже целых городов, частным лицам - своим фаворитам.

Ко всему этому следует добавить следующее. Нескончаемые войны между турками, австрийцами и русскими имели театром боевых действий территорию румынского государства. С 1711 по 1821 гг. было не менее шести войн на румынской территории, иные из них продолжались по пять - шесть лет. Помимо опустошений, вызванных боевыми действиями, румыны должны были содержать армии, а также снабжать продовольствием турок или их противников. Эти войны привели к расчленению страны, так как турки считали румынские княжества своего рода своими провинциями и уступили Австрии отобранные после двадцати лет оккупации Олтению и Буковину, а Русским - Басарабию.

(в) Моральный упадок.

Но самым страшным в эпоху фанариотов был моральный упадок. В годы национального унижения, когда всё продавалось, и коррупция была единственным инструментом добывания денег и почестей, стала исчезать извечная цельность характера румын, унаследованная у предков. Моральный упадок оставил глубокие и печальные следы в румынских странах, дающие о себе знать и после завершения фанариотского периода. Даже сегодня многие мудрые, смелые и благонамеренные граждане вынуждены бороться за устранение пережитков морального упадка тех времен.

Глава 3. Прогресс в эпоху фанариотов.

Но эпоху фанариотов не следует понимать лишь как исторический период всеобщего упадка в румынских княжествах. В этот промежуток времени отмечался и некоторый прогресс. Господари-фанариоты были обязаны вступлением не престол, как мы уже знаем, тому, что служили переводчиками и дипломатами, то есть имели в своих руках все связи Турции с Западной Европой. Эта обязанность сохранялась за ними, и после вступления на престол княжества они должны были информировать турок обо всем, что происходит на континенте. Эти связи, которые они были обязаны поддерживать с зарубежными странами, способствовали проникновению в румынские княжества западной культуры, особенно французской. Французский язык, ставший в XVIII веке мировым дипломатическим языком, стали усиленно изучать в княжествах, куда были приглашены французские учителя. С введения этого языка у румын стали воспринимать и достижения западной культуры, от которой они отставали. Таким образом, эпоха фанариотов обернулась для румын прогрессом в области культуры. Господари, у которых обычно сохранялись хорошие связи на Западе, начинали копировать даже политическую организацию Австрии, Франции и Германии. Так у румын начала оформляться идея реформ. Были созданы писаные законы (кодексы Алекс, Ипсиланте, Каражя и Калимаха), осуществлялись крупные социальные реформы (освобождение крепостных при Константине Маврокордате) изменились системы администрации и сбора податей по образцу передовых стран Европы. Итак, достигнутый в эпоху фанариотов прогресс в этих областях означает приближение румынских стран к уровню развития стран Запада и начало подготовки перехода к новейшей эпохе.

Глава 4. Правление Николае Маврокордата.

После отъезда Димитрия Кантемира в Россию господарем Молдовы был назначен Николае Маврокордат, сын Александра, великого драгомана, заключившего Карловицкий мирный договор. В Валахии после смерти Брынковяну на престол вступил Штефан Кантакузино, сын Константина Столника. Заподозренный, однако, в сговоре с Австрией, Штефан Кантакузино тоже был казнен турками вместе со своим ученым отцом /1776 г./, и Николае Маврокордат назначается господарем уже в Мунтении.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.