Рефераты. Экономическое могущество США после Второй мировой войны

Экономическое могущество США после Второй мировой войны

15

Тема 38: Экономическое могущество США после Второй мировой войны.

1. Факторы экономического могущества.

2. Сущность консервативной модели развития.

3. Экономика США на данном этапе.

1. Соединенные Штаты Амери-ки закончили вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером капиталистического мира. Еще до войны они рас-полагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно вторая ми-ровая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире.

За годы войны национальный доход США удвоился, бо-лее чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и междуна-родный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, сти-мулировали обновление основного капитала. Сумма воен-ных подрядов составила 175 млрд. дол., а чистая прибыль американских монополий -- 70 млрд. дол. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприя-тий с числом рабочих свыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз. Война ускорила процесс интенсификации сельского хо-зяйства: механизация и химизация производства стимулиро-вались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.

Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населени-ем почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств. В результа-те после войны США давали 60 % промышленной продук-ции капиталистического мира. На их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % -- нефти, 53 % -- выплав-ки стали, 17 % -- производства зерна, 63 % -- кукурузы. Со-единенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золото-го запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.

Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудской конференции 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандар-та, за долларом была закреплена роль мировой конверти-руемой валюты, его золотое содержание определилось в 35 дол. за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной и резер-вной денежной единицей, наравне с золотом он являлся га-рантом стоимости банкнот. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международ-ный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

С окончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т.е. перевода экономики с военных на мир-ные рельсы. Она предполагала проведение военной демо-билизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г.Тру-мэн подписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. дол. Была ускорена продажа государственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. С помощью правительства крупные корпорации в относительно корот-кий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее обору-дование, которое постепенно заменяло изношенное или ус-таревшее за годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945 -- 1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура.

После второй мировой войны Соединенным Штатам удалось избежать кризиса реконверсии, подобного кризи-су 1920--1921 гг. Эта объяснялось тем, что в результате так называемого отлаженного спроса в стране имелось около 129 млрд. дол. ликвидных накоплений, готовых соз-дать стимул для производства товаров широкого потребле-ния и для капитального строительства.

Наступление мирного времени повлекло за собой свер-тывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на эконо-мику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал от-ветственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить "максимальные" занятость, производство и покупательную способность". В соответ-ствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанный следить за хо-зяйственным пульсом страны и представлять ежегодно док-лад президенту. Глава государства должен был в свою оче-редь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринима-телям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.

Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который после-довал после отмены в конце 1946 г. государственного кон-троля над ценами и заработной платой. Пресечение ин-фляции президент назвал первостепенной задачей в эконо-мическом послании Конгрессу в январе 1948 г.

В этом же году экономика США, исчерпав стимулиру-ющее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. про-мышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Трумэна пред-ложила программу реформ, получивших название "спра-ведливого курса". Она предусматривала повышение мини-мума заработной платы, строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами, оказание помощи ферме-рам и финансовую поддержку штатам на цели образова-ния, введение системы медицинского страхования и др. Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался нео-кейнсианцами как один из "стабилизаторов" американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квар-тир для низко доходных семей в течение шести лет.

Смягчению послевоенной рецессии способствовали осу-ществление "плана Маршалла" и война в Корее. "План Маршалла", или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Мар-шаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления еже-годных отчетов Конгрессу США. В "плане Маршалла" сог-ласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Ве-ликобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение четырех лет действия "плана Маршалла" Кон-гресс США выделил 13 млрд. дол., 2/3 из которых было ис-трачено на закупки американских товаров. Благодаря "пла-ну Маршалла" США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увели-чить инвестиции в экономику европейских стран.

Стимулирующее воздействие на американскую экономи-ку оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. За-кон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производствен-ных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. в стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных само-летов -- в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения -- в 4,5 раза и т.д. Расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952 -- 1953 гг. составили 5 млрд. дол., что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.

За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. дол., т.е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше пред-приятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые за-воды строились в расчете на смешанное военное и граж-данское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1958 г. на 37 %; рас-ширилась занятость, повысились заработки за счет увели-чения основных ставок и сверхурочных работ.

Несмотря на благоприятную экономическую конъюн-ктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она пре-допределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой второй мировой войны ге-нерал Д.Эйзенхауэр, с которым широкие массы связыва-ли надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. война в Корее была прекращена.

Республиканская администрация придерживалась кур-са на умеренное государственное вмешательство в эконо-мику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. были отменены все меры экономического контроля, вве-денные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953 -- 1954 гг. правительство при-бегло к финансовым рычагам регулирования: был пони-жен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сок-ращена с 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения досту-па к кредиту; правительство выбросило на рынок часть ва-лютных запасов для активизации бизнеса. В целях стиму-лирования инвестиций были сокращены налоги на корпо-рации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957-1958 гг.

Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было оче-видно, что для поддержания расширенного воспроизвод-ства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомас-штабного дорожного и жилищного строительства, в соот-ветствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строи-тельстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.

Таким образом, в течение первого послевоенного деся-тилетия Соединенные Штаты сохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни стра-ны, что особенно проявилось в период реконверсии и пос-левоенных циклических спадов производства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста ста-новятся рост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условиях соперничества великих дер-жав и "холодной войны".

В 1978 г. Картер предложил антиинфляционную прог-рамму. Одним из ее главных компонентов стала идея "доб-ровольных ограничений", согласно которой частный бизнес должен был воздерживаться от повышения цен на продук-цию, а профсоюзы -- от борьбы за увеличение заработной платы для рабочих. Другим звеном антиинфляционной по-литики стало сокращение расходов федерального прави-тельства. Была заморожена заработная плата государствен-ных служащих, сократились ассигнования на социальные нужды. Правительственная политика содействовала некото-рому росту производства в США: с 1977 г. до середины 1979 г. среднегодовые темпы валового национального продукта составили 4 %, безработица в стране сократилась до 5,8 % рабочей силы. Однако улучшение экономической конъюн-ктуры не сопровождалось понижением уровня инфляции.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.