Рефераты. Екатерина Великая

"Наказ" Екатерины II произвел ошеломляющее впечатление не только в России, но и в Западной Европе. Ведь равенство прав, равенство граждан перед законом - это лозунги еще только предстоящей Великой французской революции.

Работа Комиссии по созданию нового Уложения многому научила Екатерину. Она увидела, что реформы в России нельзя провести путем принятия хороших законов, всё гораздо сложнее. Она поняла, что переделка России ей не под силу, поэтому сократила программу реформ. "Чтобы я не делала для России, это будет только капля в море", - писала она (уч. Семенникова). Императрица осознала особенности страны, трудности ее реформирования. На этом этапе общество действительно просветилось политически, выяснилось соотношение сил, но крупных преобразований не произошло.

Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого правила.

Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины нужно отметить меры относительно народного образования и народной гигиены.

Екатерина II в своем Наказе первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении воспитательных заведений. В то время как с эпохи Петра I образование в России носило практический характер -- усвоение знаний для потребностей службы и жизни.

"Один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, -- так говорила Екатерина (в своих "Учреждениях, касающихся до воспитания"), -- но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях и твердо оныя в сердце его не вкоренены... Посему ясно, что корень всему злу и добру -- воспитание". Для того же, чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных.

Эта новая порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами явились: воспитательные дома в Москве (1763) и Петербурге (1767), закрытые институты отдельно для дворянок и для горожанок (с 1764) и кадетские корпуса.

Кроме заведений воспитательных Екатерина заботилась также и о распространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были явиться Малые народные училища, в каждом губернском городе -- Главные народные училища, наконец, в Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове предполагалось учредить университеты. Хотя этот план по недостатку средств и не осуществился вполне, однако для народного образования при Екатерине сделано было очень много.

Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при Екатерине попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763 г., и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи. Каждый город обязан был иметь врачей не только для города, но и для уезда, обязан также был устраивать госпитали и больницы, заводить приюты для неизлечимо больных и сумасшедших (богоугодные заведения).

Реформы Екатерины в области здравоохранения сталкивались с проблемами. Так как недоставало врачей, их выписывали из- за границы и заботились об образовании русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов.

Весь этот ряд забот об умственном и нравственном совершенствовании народа и его физическом здоровье сильно отражал на себе идеи века, усвоенные Екатериной.

Та же зависимость от западноевропейских идей сказалась и в отношении Екатерины к русской торговле и промышленности. Она стремилась покровительствовать им: дала в 1785 г. Жалованную грамоту городам, подтверждая ею права городского самоуправления; желала лучше организовать кредит и учредила Государственный заемный банк с большим капиталом; изыскивала средства увеличить вывоз.

Историки отмечают, что ее экономическая политика отличалась существенно от политики предыдущих царствований. Екатерина сняла строгую регламентацию деятельности промышленников, уничтожила органы контроля -- Берг- и Мануфактур-коллегию -- и стала держаться в отношении торговли и промышленности известного принципа "laisser faire, laisser passer".

Не бесследно прошло правление Екатерины Великой и для общественной жизни. Изучение литературы XVIII в. покажет вам, какой широкой струей при Екатерине вливались в русскую общественную жизнь идеи, выработанные на Западе, как оживилась и быстро шла вперед общественная мысль, как развивалась наша литература и журналистика. Одним из деятелей этой литературы и одним из наиболее ранних проводников в русское общество европейских идей была сама Екатерина.

Таким образом, подчиняясь практической необходимости, Екатерина отступала иногда от своих теорий, но не оставляла их совсем, и если жизнь разбивала ее философские мечты и заставляла противоречить слову делом, то в других случаях мечты Екатерины действовали на русскую жизнь и влекли ее за собой.

Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие были завещаны ее времени временами предыдущими; она продолжала свою деятельность в том же направлении, в каком работали ее предшественники, хотя иногда и не сочувствовала им и не желала действовать так, как они. Сила событий и отношений была сильнее ее личной силы и воли. Однако не следует думать, что личность Екатерины и ее личные взгляды прошли бесследно в ее правительственной деятельности. Они сказались, с одной стороны, в общих приемах, просвещенных и либеральных, всей государственной деятельности Екатерины и во многих отдельных ее мероприятиях; с другой стороны, они отразились на самом русском обществе и много содействовали распространению образования вообще и гуманно-либеральных идей XVIII в. в частности.

Внешняя политика России в эпоху правления Екатерины II.

Российская империя присоединила к собственным территориям все Северное Причерноморье. Крымское ханство, получившее в 1774 г. политическую независимость от Турции, в 1783 г. вошло в состав России. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало свободу вероисповедания христианской религии в своих владениях. Но главное - Россия получила выход к Черному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция.

Внешняя политика Екатерины имела в первые годы царствования большое значение. Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход Росси к Черному морю. Поддерживая мир с Пруссией, Екатерина стала интенсивно вмешиваться в польские дела и провела на польский престол своего кандидата - Станислава-Августа Понятовского. Она явно стремилась к разрушению Речи Посполитой и с этой целью возобновила с особой силой диссидентский вопрос.

Однако устремление России не устраивало Францию и Турцию. Первая желала сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне и Англия, которой усиление в Причерноморье помешало бы в достижении собственных интересов на Балканах. Все это в конце концов привело к двум продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции.

Сначала Польша отказалась признать домогательства Екатерины и вступила с ней в борьбу. В то же время объявила России войну Турция (1768). Война, после первых вялых ее месяцев и частичных небольших неудач, шла успешно. Польша была занята русскими войсками, Барская конфедерация (1769 - 71) усмирена, и в 1772 - 73 годах состоялся первый раздел Польши. Россия получила Белоруссию и дала свою "гарантию" польскому устройству - точнее, "безнарядию", - получив, таким образом, право вмешиваться в польские внутренние дела.

В войне с Турцией на суше наибольшее значение имела Кагульская битва (Румянцев), на море - сожжение турецкого флота в Чесменской бухте (Алексей Орлов, Спиридов).

По миру в Кучук-Кайнарджи (1774) России достались Азов, Кинбури, южные степи, право на покровительство турецким христианам, торговые выгоды и контрибуция

Внешняя политика Екатерины после 1774 г. была, несмотря на частичные неудачи, блестяща по результатам. Успешно выступив посредницей в борьбе за баварское наследство (1778 - 79), Екатерина еще более подняла престиж России, проведя в жизнь, во время борьбы Англии с ее североамериканскими колониями, "вооруженный нейтралитет", т. е. международную охрану торгового мореплавания (1780).

В том же году Екатерина не возобновила союза с Пруссией и сблизилась в Австрией; Иосиф II имел с Екатериной два свидания (1782 и 1787). Последнее из них совпало со знаменитым путешествием Екатерины по Днепру в Новороссию и Крым. Сближение с Австрией не только породило несбыточный, фантастичный "греческий проект", т. е. мысль о восстановлении Византийской империи под державой внука Екатерины, великого князя Константина Павловича, но и дало России возможность присоединить Крым, Тамань и Кубанскую область (1783) и вести вторую Турецкую войну (1787 - 91).

Эта война была тяжела для России; в то же время приходилось воевать с Швецией (1788 - 90) и терпеть усиление возрождавшейся Польши, которая в эпоху "четырехлетнего" сейма (1788 - 92) не считалась с русской "гарантией". Ряд неудач в войне с Турцией, приведших в отчаяние Потемкина, был искуплен взятием Очакова, победами Суворова при Фокшанах и Рымнике, взятием Измаила, победой при Мачине. По Ясскому миру, заключенному Безбородко (канцлером после Панина), Россия получила подтверждение Кучук-Кайнарджийского мира, Очаков и признание присоединения Крыма и Кубани; результат этот не отвечал тяжести затрат, безрезультатна была также тяжелая война со Швецией, закончившаяся Верельским миром.

Не желая допустить усиления Польши и видя в польских реформах проявление "якобинской заразы". Екатерина создала в противовес реформам, Тарговицкую конфедерацию и ввела свои войска в Польшу. Разделы 1793 г. (между Россией и Пруссией) и 1795 г. (между ними же и Австрией) положили конец государственному существованию Польши и дали России Литву, Волынь, подолию и часть теперешнего Привислинского края. В 1795 г. курляндское дворянство постановило присоединить герцогство Курляндию, ленное владение Польши, давно входившее в сферу русского влияния, к Российской империи. Война с Персией, предпринятая Екатериной, не имела значения.

Заключение.

Историческое значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того, что было сказано нами об отдельных сторонах екатерининской политики.

Екатерина II, несомненно, была одаренным государственным деятелем, обладала обширными познаниями и литературным даром (писала пьесы, стать, издавала журнал "Всякая всячина", она стала автором многих беллетристических, драматур-гических, публицистических, научно-популярных сочинений, она оставила после себя детские нравоучительные сказки, педагогические поучения, ее переписка и воспоминания - важный источник по европейской и отечественной истории). В конце 19 века было издано собрание сочинений Екатерины II, которое составило 12 объемистых томов.

Яркой была деятельность императрицы и на государственном поприще.В целом Екатерина II оставила государство в гораздо более благоприятном состоянии чем получила.

Численность населения увеличилась с 19млн. до 36млн к концу века. Характерно, что основный рост происходит по естественным причинам, а не в результате присоединения территорий. Укрепилась финансовая система государства, была создана система банков, появились бумажные деньги. Был совершен значительный рост в промышленности. Выросло количество собственников, в том числе и из крестьян, хотя в масштабах страны их по-прежнему было мало. Разумеется, Екатерина не была идеалом. За 34 года своего правления она потратила только на своих фаворитов около 100млн. руб. Несмотря на значительное увеличение доходное части, бюджет оставался дефицитным, уровень инфляции высоким, а "просвещенный абсолютизм" умеренным. Он сказался, скорее на общественном сознании, чем на системе власти.

Екатерина II обладала огромной работоспособностью, была неразборчива в средствах при достижении поставленных целей. Ее недюжинный ум дополнялся лисьей хитростью.

В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725--1741), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюдали мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство становится не только привилегированным классом, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и классом, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого класса) и в общемуправлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в XVIII в. необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом деятельность Екатерины II в отношении сословий (не забудем, что административные меры Екатерины II носили характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII в. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших ее предшественников, и довела до конца то, что они начали.

Напротив, в политике внешней Екатерина, как мы видели, была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII в. Она сумела, как Петр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками московские государи. И здесь, как в политике внутренней, она довела до конца свое дело, и после нее русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены. Если бы в конце царствования Екатерины встал из гроба московский дипломат XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворенным, так как увидел бы решенными удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников.

Итак, Екатерина -- традиционный деятель, несмотря на отрицательное ее отношение к русскому прошлому, несмотря, наконец, на то, что она внесла новые приемы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Если одни не без основания указывают на то, что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия темных эпох XVIII в., то другие преклоняются перед величием результатов ее внешней политики. Как бы то ни было, историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от ее личных ошибок и слабостей.

Список источников.

С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.