Рефераты. Древнейший период истории Азербайджана

Первая плавка металлических руд. Археологическими исследованиями и этнографическими наблюдениями, проведенными в разных частях мира, установлено, что первым металлом, который сыграл важнейшую роль в истории человеческого общества, была медь.

Залежи медной руды встречаются во многих пунктах Малого Кавказа, восточные отроги которого расположены в пределах Азербайджана. Здесь, в Кедабекском, Дастафюрском и Ханларском районах, - в окрестностях Кедабека, Калакенда, Славянки, Заглика, Нузгера, Човдара, Мирзика, Дастафюра и др. были зарегистрированы места древней разработки меди. Такие же остатки древней добычи медной руды известны в бассейне р. ТертерА.А. Иессен, Б.Е. Деген-Ковалевский. Из истории древней металлургии Кавказа. «Известия ГАИМК», в. 120, стр. 24-25 и 31-34. М.-Л., 1935..

Когда и в какой части света впервые была получена медь из руды, пока не установлено точно. Но существуют авторитетные мнения, что первоначальная выплавка этого металла производилась в странах, расположенных к северу от Месопотамии, в горных районах Малой Азии и ЗакавказьяЖ. де-Морган. Доисторическое человечество. М.-Л., 1926, стр. 211 и 287-288..

Этнографические наблюдения, осуществленные в Азербайджане, дают возможность предположить, что первоначальная выплавка меди связана с древнейшим способом приготовления молочной пищи или нагревания воды путем погружения в нее камней раскаленных докрасна в огне костра. От высокой температуры камней молоко кипит и в то же время сгущаетсяИ.М. Джафарзаде. Следы древнейшей культуры человека на территории Азербайджана. «Известия АзФАН СССР», 1944, № 9, стр. 60-64.. Попав в местность, где было много естественных выходов медной руды, первобытный человек мог вместе с камнями бросать в костер и куски руды, не отличая ее от простого камня. В результате под действием высокой температуры руда расплавлялась, и медь отделялась от нее.

Таким образом, человеку не случайно, а при выполнении определенной работы, удалось получить медь из руды самым примитивным способом. Этот способ не может подвергаться сомнению, ибо он проверен учеными практическим путем.

О получении меди из руды один из исследователей первобытной культуры говорит следующее: «Этот процесс многие представляют себе чересчур сложным, полагая, что для добывания меди из ее важнейших руд, в которых она находится в соединении с серою, каковыми являются медный колчедан, медный блеск и пестрая медная руда, требуется температура плавления, достигающая 1100°С, следовательно, требующая особых искусственных приспособлений. На самом деле, однако, как доказал М. МухМ. Мух, крупный австрийский археолог XIX в. Высокой заслугой его является выяснение древнейшего добывания металлов в Альпах. Им были открыты пять доисторических медных копей. с помощью чисто практических опытов, достаточно собрать большую кучу обломков медной руды и зажечь кругом костер, чтобы медь сама начала выплавляться, если в руде достаточно серы имеется обильный доступ воздуха, никаких печей или других каких-либо искусственных приспособлений при этом не требуется, и не требуется особенной опытности, притом медь получается поразительной чистоты»Г. Обермейер. Доисторический человек. СПБ, 1913, стр. 574..

Если принять во внимание, что медные руды Малого Кавказа, в частности Азербайджана, содержат достаточное количество серы, облегчающей выплавку металла описанным способом, то в итоге всего сказанного мы имеем некоторое основание предполагать, что народы Закавказья являлись одними из пионеров этого великого открытия.

РАЗВИТИЕ РОДОВОГО СТРОЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Появление металлических орудий и оружия. Открытие металла - меди было большой победой человека. Оно создало новую эпоху в истории человечества.

Орудия, выкованные из меди приблизительно за 5 тыс. лет до н. э., благодаря своей мягкости при ударе сгибались и потому не нашли большого применения. Первое время медь в основном шла на изготовление различных украшения, колечки, нашивные пуговицы, бусы и другие мелкие предметы. Когда человек научился получать бронзу, сплавляя медь с оловом и другими металлами, он начал из нее производить орудия. Эти орудия отличались прочностью и хорошей формой и стали широко использоваться в быту. Кремневые и обсидиановые ножи, наконечники стрел и копий сменялись более усовершенствованными бронзовыми. Вместо каменных топоров появились более острые бронзовые секиры прекрасной работы. Созданы были новые виды оружия - кинжалы, мечи и др.

Несмотря на превосходство бронзовых орудий, они все-таки не могли полностью вытеснить каменные орудия из быта. «Медь и олово, - пишет Ф. Энгельс, - и выплавляемая из них бронза были важнейшими металлами; бронза давала пригодные орудия и оружие, но не могла вытеснить каменные орудия; это было под силу только железу»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 168..

Применение бронзовых орудий увеличило производительность труда, улучшило бытовые условия, повысило материальное благосостояние человека и сделало его более устойчивым в борьбе за существование. Использование этого металла содействовало дальнейшему развитию общественных отношений и прогрессу человеческой культуры. Появились более крупные племена и роды с мощными и устойчивыми хозяйствами. Быстро стало возрастать количество домашнего скота, для надзора за которым требовалось много людей. Земледелие и огородничество охватывали более значительные площади.

Разделение труда и обмен. В эпоху бронзы, наряду с искусственными пещерами, строились большие родовые дома. Возникли родовые поселения, где были люди, хорошо знавшие гончарное, кожевенное и металлообрабатывающее дело. Развивались и другие виды ремесла - ткачество, вязание, деревообделка.

В связи с усовершенствованием орудий труда и дальнейшим развитием производственных отношений, а также в связи с природными, географическими условиями у разных племен развивались отдельные отрасли хозяйства и ремесла. Пастушеские племена выделились из остальной массы. Произошло первое крупное общественное разделение трудаФ. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 165..

В Азербайджане, как и во многих других странах, пастушеские племена производили больше продуктов питания, чем все остальные. Они имели молоко, молочные продукты, мясо, шкуры для одежды, шерсть и козий пух. Развиваясь в процессе производства, люди научились вязанию и ткачеству. Выделение пастушеских племен и избыток продуктов создали условия для обмена продуктами. Первоначально обмен производился между родами и племенами через посредство родовых старшин, а впоследствии между отдельными членами рода. Главный предмет, которым обменивались пастушеские племена со своими соседями, был скотФ. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 165.. Предметами обмена были также соль, гончарные и, с течением времени металлические изделия. Благодаря обмену в последующие века появились меры сыпучих и жидких тел, а в дальнейшем развитии меновой торговли были изобретены и весы.

Первобытная идеология и появление образного письма. Овладение орудиями производства сделало человека творцом ряда предметов, необходимых ему для существования. Хотя дальнейшее совершенствование орудий повысило творческие возможности человека, но он все же оставался бессильным в борьбе с природой. Это бессилие породило веру в богов, в чертей, в чудеса. Человек, видя свое отражение в стоячей воде, слыша эхо, наблюдая за собственной тенью, видя сны и, не умея объяснить эти явления, пришел к вере в то что каждое существо и каждый предмет имеют своих двойников.

Первобытные люди в Азербайджане, как и в других странах мира, верили в то, что если изображениями животных или человека нанести различные повреждения, это поможет умертвить сами живые существа. Чтобы достичь успеха в охоте, люди рисовали зверей и на изображение наносили насечки и проколы, символизировавшие раны, которые могли бы ослабить животное и сделать его добычей человека. Магический способ воздействия особенно связанный с охотой, - так называемая производственная магия существовала в Азербайджане с очень давних времен, еще в эпоху палеолита и неолита.

Занимаясь охотой, приручением и разведением животных, совершенствуя орудия труда, человек в то же время овладевал искусством изображения окружающей его природы, главным образом животных и разных предметов.

Дальнейшее развитие этого искусства, связанного с производственной магией, привело к возникновению письменности.

Появилось образное письмо - петроглиф. Оно передавало мысли и сообщало о событиях с помощью рисунков и различных знаков, высеченных на скалах. Рисунки, выражавшие желания человека, являлись предтечей египетских, китайских и других иероглифов, которые в дальнейшем своем развитии переходили в фонетические письмена. Древние рисунки - «писаницы» больше всего сохранились на камнях и скалах, благодаря чему были названы наскальными изображениями. Они найдены во всех частях земного шара. В СССР известны онежские и беломорские наскальные изображения. Найдены они также в Средней Азии - на Ферганском хребте, в урочище Саймалы-Таш, в Казахстане, Киргизии, Сибири. В последнее время они были обнаружены в Армении, Грузии и Дагестане.

В Азербайджане наскальные изображения открыты в Кобыстане, недалеко от железнодорожных станций Сангачалы и Дуванный. По технике выполнения, разнообразию тематики и количеству рисунков они занимают одно из первых мест среди аналогичных памятников, известных в настоящее время. Здесь в основном изображены люди, горный козел, олень, дикий бык, сцены охоты и др. По предварительным данным, ранний период наскальных изображений Кобыстана пока приурочивается приблизительно к концу эпохи камня.

Низкий уровень развития материального производства в первобытном обществе, примитивные представления человека о своей собственной и о внешней природе, бессилие и страх его в борьбе с силами природы порождали обожествление окружающих явлений. В результате большое значение приобрели почитание солнца, луны, неба, земли, воды, грома, огня и др. Появились многочисленные места поклонений, где совершались различные культовые обряды, ритуальные танцы и жертвоприношения.

Человек начал верить в существование души и в загробную жизнь. Погребения в могиле упрочились в быту. Покойника клали в могилу во всем наряде, с оружием и украшениями; туда же ставили посуду с напитками и пищей. Большинство сосудов было украшено мелкими ямочками, насечками, прямыми и волнистыми линиями, геометрическими орнаментами, изображениями диких животных, сцен охоты и др. Рисунки выполнялись врезными линиями, а иногда красной и черной красками.

Научный анализ техники сооружения могил, устройства погребальной камеры, способа захоронения покойника, характера могильного инвентаря дает возможность ясно нарисовать картину экономики и быта человеческого общества эпохи бронзы. Эти данные являются ценнейшими вещественными документами, на основе которых изучается и пишется история хозяйства, производственно-общественных отношений, история материальной и духовной культуры отдаленных предков азербайджанского народа, живших в эпоху бронзы.

Большое количество упомянутых погребений относится к глубокой древности, когда человеческое общество еще не знало письменности или когда письменность находилась в примитивном состоянии, на стадии условных изображений - петроглифа и идеограмм. Такое положение придает этим памятникам еще большую ценность, делает их важнейшим источником для изучения раннего периода истории Азербайджана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.