В поздних правдах местным правителям--герцогам и гра-фам -- уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за "пренебрежение к их повестке с печатью" Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, "ко-торых народ поставил или их избрал"; он свидетельствует о ши-роте тех дел, "которые их касаются". Здесь предусмотрено наказа-ние в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за "небрежность" при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, "поступившего про-тив закона" (2, 2).
Более того, по Аламаннской правде должность герцога насле-дуется его сыном, которому, однако, грозит "изгнание и лишение наследства" за попытку "завладеть ею грабительски" (25, 1--2), правда, король мог "простить сына... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.
Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными от-ношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от ко-роля как сеньора.
С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего уси-ления роли и значения должности майордома, а затем путем пря-мого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государст-ва, переживавшего длительный период политической дестабили-зации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в мона-стырь и занял его престол.
Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему раз-витию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управ-ления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммуните-та, изымалась (частично или полностью) из ведения государствен-ных властей в судебных, податных, административных делах. Вот-чинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкциониро-вали уже сложившиеся отношения политической зависимости кре-стьян от своих сеньоров-вотчинников.
ФРАНКСКАЯ ИМПЕРИЯ В VIII--IX вв.
Система иммунитетов не-избежно должна была повлечь за собой усиление раздробленно-сти, местного сепаратизма. Но при Карле Великом (768--814 гг.) государство франков достигает своего наивысшего могущества, ох-ватывая огромную территорию. Более того, Карл в 800 году был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркива-ло его силу как преемника власти римских императоров. Карлу и поддерживающей его церкви коронация нужна была в качестве политико-идеологического средства укрепления королевской вла-сти за счет атрибутов Римской империи.
Еще задолго до коронации Карл стал называться хранителем "христианской империи" (imperium christianum). Он сам в 794 году созвал во Франкфурте Вселенский церковный собор, на котором объявил важные изменения в богословской доктрине и церковном праве. Борясь за "чистоту веры", он рассылал во все концы страны миссионеров, издавал капитулярии, предусматривающие смерт-ную казнь за оскорбление священников и христианской веры.
Несмотря на все усилия Карла I и церкви, империя не стала единым территориальным образованием. Летопись свидетельству-ет о непрерывных войнах, мятежах в империи. Множество кланов, племенных, феодальных полуавтономных государственных единиц во Франкской империи скреплялось личной властью императора, обеспечивавшей ему подчинение местных армий, которые призва-ны были защищать ее от скандинавских, арабских, славянских и др. набегов.
Усилению личной власти императора способствовал и бур-ный процесс закрепощения крестьян в это время. В условиях хищ-нического захвата земель в VIII--IX вв. король (император) выступает в качестве высшего сеньора, высшего распорядителя зем-ли, закрепляя земельные владения духовных и светских феодалов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах крупного земле-владения.
Свободный крестьянин был при Меровингах опорой королев-ской власти. Из свободных общинников-франков состояло народное ополчение, они участвовали в суде, в охране порядка. До тех пор пока эта опора сохранялась, королевская власть могла противо-стоять притязаниям на власть земельных магнатов. Реальная власть Каролингов опиралась уже на иные силы, на их прямых вассалов, бенефициариев. Это были те социальные слои, которые находи-лись под их непосредственным покровительством. Власть Каро-лингов становилась все более сеньориальной, частной, она растас-кивалась местными владыками, графами, епископами.
В руках Карла Великого оставалась лишь определенная часть общегосударственных полномочий. К таким реальным полномочи-ям по-прежнему относилась "охрана мира", охрана границ, опре-деленная координация действий центральной власти и вотчинных властей.
В капитулярии, прибавленном к Баварской правде Карлом I, указывалось, что император "как охранитель мира" должен пре-секать "нарушение власти", обеспечивать "правильный мир для церкви, вдов, сирот и слабых", уделять "особое внимание" наказа-нию "разбойников, убийц, прелюбодеев и кровосмесителей", стро-го охранять "права церкви и ее имущество". Формально император обладал и высшей апелляционной властью. "Если кто заявит, что его неправильно судили, -- записано в том же капитулярии, -- то пусть явится перед нами". Но тут же указывалось, что все имуще-ственные споры должны "получать окончательное решение с по-мощью графов и судей на местах".
К выполнению этих функций был приспособлен и император-ский аппарат управления. Совет, состоящий из высших представи-телей духовной и светской знати, решал все дела, "имеющие отно-шение к благу короля и королевства". Этот аристократический орган обеспечивал Карлу Великому повиновение подданных. При его же слабых преемниках он прямо навязывал им свою волю.
Во главе местной администрации стояли крупные землевла-дельцы, губернаторы и графы, делящие власть с епископами. "Епи-скопы вместе с графами и графы с епископами, -- предписывал капитулярий Карла I, -- должны быть в таком положении, чтобы каждый из них имел возможность исполнять свою службу". Важ-ную роль играли маркграфы, военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ государства.
Карл правил не через имперскую бюрократию, у него не было даже столичного города, а через рассеянный по империи админи-стративно-судебный аппарат "государевых посланцев", которые призваны были проводить в жизнь королевские распоряжения. Государевы посланцы, состоящие из одного светского и одного ду-ховного лица, объезжали ежегодно округа, включающие несколько графств. В их компетенцию входило прежде всего наблюдение за управлением королевскими поместьями, за правильностью совер-шения религиозных обрядов, за королевскими судьями, рассмотре-ние апелляционных жалоб на решения местных судов по тяжким преступлениям. Они могли требовать выдачи преступника, нахо-дившегося на территории духовного или светского сеньора. Непо-виновение епископа, аббата и других грозило им штрафом. Кон-тролирующий тандем светских и церковных посланцев короля -- еще одно свидетельство слабости и неэффективности центральной власти, не имеющей опоры на местах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале IX века Франкское государство находилось в зените своего могущества. Охватывая территорию почти всей Западной Европы и не имея на своих границах противника, равного ему по силам, оно казалось несокрушимым и незыблемым. Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося упадка и распада. Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат народностей, ничем кроме военной силы не связанных. Сломив на время массовое сопротивление порабощенного крестьянства, франкские феодалы утратили былую заинтересованность в едином государстве. В это время экономика франкского общества носила натуральный характер. Соответственно не было прочных стабильных хозяйственных связей между отдельными районами. Отсутствовали и какие-либо другие факторы, способные сдержать раздробление страны. Франкское государство завершало свой путь развития от раннефеодальной монархии к государственности периода феодальной раздробленности.
В 843 году раскол государства был юридически закреплен в договоре, заключенном в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи стали три королевства: западнофранкское, восточнофранкское и срединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).
В 987 году умер последний каролингский король Людовик V, преемником которого стал Гуго Капет. Титул императора перешел к вождю восточных франков, населяющих территорию, названную много столетий спустя Германией.
Капетинги сохраняли власть только за счет контроля над вас-салами в родовом домене короля. Так, вместе с превращением вла-сти монарха-вождя во власть государя-сеньора на смену раннефеодальной монархии постепенно приходила новая феодальная госу-дарственная форма -- сеньориальная монархия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История государства и права зарубежных стран / под ред. Жукова О.А., Крашенинниковой Н.А. - М., 1996
2. Всеобщая история государства и права / под ред. Батыра К.И. - М., 1993
3. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М., 1995
4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / под ред. З.М.Черниловского. - М., 1998
5. Хрестоматия по истории средних веков. / под ред. Грацианского и Сказкина. - М., 1993
Страницы: 1, 2, 3, 4