Рефераты. Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в.

Одна из отличительных черт болгарской культуры раннего национального Возрождения - внесение патриотических мотивов в традиционные культурные ценности. Так, национально-патриотическую трактовку получают памятники средневековой агиографии (Жития св. Ивана Рильского, св. Параскевы-Петки и др.), переписываемые, переиздаваемые и пересказываемые болгарскими просветителями. 30 - 40-е гг. XIX в. становятся временем нового расцвета болгарских монастырей, получающих богатые и массовые пожертвования местного населения. В тридцатые гг. XIX в. заново отстраивается Рильский монастырь, величественные стены и здания которого как бы символизируют возрождение болгарского народа, возводятся и расписываются новые храмы в Бачковском и Троянском монастырях. Расцвет церковной росписи и иконописания этого времени выразился в формировании самобытных художественных школ. Семейный характер носила Самоковская художественная школа, основанная в конце XVIII в. иконописцем Христо Димитровым. Его сыновья Захарий и Димитр (оба носили почетное прозвание Зограф, т.е. живописец) не только оставили блестящий след в стенописях крупнейших монастырей Болгарии, но и стали основоположниками портретной живописи Болгарского национального Возрождения. Эту традицию развил и продолжил еще один представитель Самоковской школы - внук Х.Димитрова - Ст.Доспевский.

Художественные произведения в 30 - 40-е гг. XIX в. выходят за пределы церквей и монастырей , перестают быль монополией богатых домов и проникают в жилища простых болгар. Особое распространение получаю гравюры, печатавшиеся в типографии Николы Карастоянова, также тесно связанной с Самоковской живописной школой. Их излюбленные сюжеты составляли образы болгарских святых, получившие новую патриотическую интерпретацию в живописи национального Возрождения. Традиции светского характера набирают силу и в болгарской архитектуре. В первой половине XIX в. складывается тип городского зажиточного дома - солидной двухэтажной постройки со множеством комнат, богато украшенных деревянными резными потолками и мебелью как в восточном, так и в европейском стиле. Одним из ведущих мастеров-зодчих болгарского национального Возрождения был Н.Фичев (Кольо Фичето), возведенные им здания и мосты сохранились в Тырново, Габрове, Карлове и других городских центрах.

Еще одна особенность культуры этого времени - ее тесные связи с другими славянскими культурами. Первыми издателями средневековых болгарских литературных памятников стали русский славист К.Ф.Калайдович и словак П.Шафарик, первые печатные тексты болгарских народных песен увидели свет в сборниках сербского фольклора, составленных В.Караджичем. Многие будущие активные деятели болгарского национального Возрождения черпали знания и вдохновение из трудов закарпатского русина Ю.Венелина - автора первого исторического исследования о болгарах, собирателя и исследователя болгарского народного творчества. После смерти российского ученого болгары воздвигли на его могиле памятник с эпитафией: “Напомнил свету о забытом, но некогда могущественном племени болгар и пламенно желал видеть его возрождение”. Уже в 40 -е гг. XIX в. усилиями получившего образование и работавшего в России болгарского историка Спиридона Палаузова создаются первые научные труды по истории Болгарии, выдержанные в духе академических традиций и лишенные романтических преувеличений, характерных в целом для исторической мысли Болгарского национального Возрождения.

Поисками и исследованием болгарских исторических памятников и фольклорных произведений в 1844 - 47 гг. занимался русский ученый В.Григорович, под руководством которого получил первоначальную исследовательскую подготовку будущий собиратель и издатель болгарского народного творчества Димитр Миладинов. Сбор и исследование памятников болгарской народной культуры составляли часть многосторонней и интенсивной деятельности выдающегося болгарского поэта и просветителя П.Р.Славейкова, но его собрание народных песен не было издано и погибло во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

С распространением грамотности среди болгарского населения росла потребность в чтении художественной литературы но родном языке. В первой половине XIX в. она удовлетворялась в основном за счет переложения на болгарский язык греческих, русских, сербских немецких, французских и английских произведений с соответствующими изменениями имен, колорита, реалий обстановки (“оболгаривание”). Так, повесть Н.М.Карамзина “Наталья, боярская дочь” под пером П.Р.Славейкова превратилась в рассказ из средневековой болгарской жизни под названием “Невянка, болярская дочь”, а известный болгарский просветитель И.Богоров сделал доступным для болгарского читателя знаменитый роман Д.Дефо под названием “Чудеса Робена сына Крусо”.

Развитие собственно болгарской новой литературы шло через просветительскую деятельность, через ожесточенные споры о литературном языке и его нормах и первоначально было отягощено как сильными внешними влияниями, ведшими к рабскому подражательству греческим и русским образцам, так и избыточными нравоучительностью и политизацией, которые не способствовали росту художественных достоинств текстов. Первой болгарской поэмой, где на передний план выходила любовная история, лишенная политических акцентов, было произведение Н.Герова “Стоян и Рада” (1845). Вскоре новая болгарская поэзия пополнилась любовной и пейзажной лирикой П.Р.Славейкова и патриотическими стихами Д.Чинтулова, перелагавшимися на музыку и распространявшимися по всей стране любимыми в народе песнями.

Культура болгарского национального Возрождения была открыта и для взаимодействия с современной ей европейской культурой. Наряду с литературными и художественными влияниями, к середине XIX века можно отметить проникновение европейских образцов в бытовую культуру болгар. Непременным атрибутом зажиточного городского жилища становится оформленный в “европейском стиле” уголок - “алафранга”. Впоследствии это название распространилось и на воспринятую болгарами и другими христианскими подданными Турции европейскую моду в одежде.

Таким образом, новая болгарская культура выражала качественно иную степень развития болгарской нации: ее окрепнувшее национальное самосознание, широкие контакты со славянским и европейским миром, сохраняя при этом преемственность от богатого культурного наследия средневековой Болгарии, бережно сохраненного в годы османского ига.

4. Восстановление церковной самостоятельности

Вторая половина XIX столетия стала периодом активных общественных выступлений болгарского народа за свою независимость. На это время пришлось завершение борьбы болгар за восстановление церковной самостоятельности. Апогеем ее стали события весны 1860 г. 3 апреля 1860 г. во время пасхального богослужения в болгарской церкви в Константинополе Илларион Макариопольский не упомянул имени греческого патриарха и в то же время завершил литургию хвалой в честь турецкого султана. В сущности это стало фактом отделения болгарской церкви от греческой патриархии. Однако до фактической самостоятельности болгарской церкви было еще далеко. Сложившаяся в связи с болгарским церковным вопросом обстановка была крайне сложной.

Турецкое правительство, внешне не вмешиваясь в греко-болгарский конфликт, все же затягивало его разрешение. Западные державы, наводнив Болгарию католическими и протестантскими миссионерами, стремились подорвать позиции православия в стране. В Болгарии возникло движение за унию с католической церковью, которое возглавил видный болгарский общественный деятель Драган Цанков. Длительное время Россия не могла определить своего четкого отношения к требованию болгар об образовании самостоятельной церкви. Русское правительство придерживалось принципа сохранения единства православия в Османской империи под эгидой Константинопольской патриархии. Постепенно Россия меняла свои позиции. Новую политику России энергично поддержал ее посол в Константинополе граф Н.П.Игнатьев, ходатайствовавший перед Портой о благоприятном разрешении болгарского церковного вопроса.

К концу 60-х гг. XIX в. Константинопольская патриархия фактически утратила реальную власть в болгарских землях. Болгарию покинули греческие иерархи, и церковные должности оказались в руках болгарского духовенства. Оставалось получить официальную санкцию со стороны турецкого правительства. 28 февраля 1870 г. Порта издала Фирман об учреждении самостоятельной болгарской церкви, во главе с экзархом, избирать которого должны были высшие болгарские церковные деятели, а утверждать патриарх и султан. Провозглашение в Болгарии экзархата не устроило Константинопольскую патриархию. Она не только не признала избранного болгарами в 1872 г. экзарха Антима I, но и объявила болгар раскольниками. Но экзархат был создан и начал действовать, что явилось крупной победой болгарского народа на пути завоевания национальной независимости.

Освободительное движение болгар в 60-70-е годы XIX в. не ограничилось борьбой за создание церковной независимости. Продолжалось участие болгарского народа в войнах других народов против Турции, в национально-революционных акциях на Балканах. Усилилось гайдуцкое движение - выступления болгарских вооруженных отрядов в Болгарии и за ее рубежами. Стали популярными предводители гайдуцких отрядов - Панайот Хитов, Филипп Тотю, Стефан Караджа, Хаджи Димитр.

В 60-70-е гг. начало оформляться организованное революционное движение за освобождение от османской власти. Этот процесс был связан с деятельностью Георгия Саввы Раковского (1821-1867), прожившего яркую, полную драматических событий жизнь. Раковский родился в г. Котел, в семье ремесленника. Получил достаточно хорошее по тем временам образование: он обучался в одном из лучших греческих учебных заведений - “великой народной школе” близ Константинополя. Уже в годы ученичества он стал участником церковной борьбы болгарского народа, познакомившись в Константинополе с Неофитом Бозвели и Илларионом Макариопольским. В начале 40-х годов Раковский участвовал в выступлении болгар против турецкой власти, организованного греками и болгарами в румынском городе Браила. После разгрома восстания Раковский возвращается в Болгарию. Особую роль в идейном становлении болгарского революционера сыграла Крымская война. В это время он становится одним из инициаторов создания болгарского Тайного общества, поддерживающего Россию. Поражение России в войне вызвало изменение в планах Раковского. Он эмигрирует в Румынию, где начинает заниматься публицистической деятельностью. Летом 1856 г. Раковский переезжает в г.Нови Сад. Здесь он работает как журналист, пишет статьи и заметки о положении болгарского народа. В 1856 г. вышла первая книга Раковского - “Предвестник лесного странника, а в 1857 г. первый номер его газеты - “Болгарский дневник”, имеющей яркую политическую окраску. В Нови Саде Раковский завершает работу над поэмой “Лесной странник” - сочинение антиосманской направленности. По требованию турецких властей осенью 1857 г. он был выслан за пределы Австрии и после недолгого пребывания в Румынии в марте 1858 г. приехал в Россию. Он поселился в Одессе - городе, издавна связанном с Болгарией тесными общественными и культурными связями. В России Раковский занялся сбором материалов, рукописей и сказаний, относящихся к истории болгарского народа. Справедливо полагая, что для пробуждения национального самосознания болгар необходимо обращение к его прошлому, он приступил к описанию исторических событий, посвященных болгарскому средневековью. Эти труды опубликованы Раковским уже в Белграде, куда он переехал в нач. 1860. В Сербии ему удалось наладить выпуск газеты “Дунайский лебедь”, ставшей чрезвычайно популярной в Болгарии и в целом на Балканах. В Белграде Раковский продолжил разработку планов освобождения Болгарии от османского владычества. Предусматривалось создание в Сербии вооруженного болгарского отряда для его последующей переброски в Болгарию. Последние годы жизни Раковский провел в Румынии, где с 1863 г. издавал газету “Будущность”. В Бухаресте ему удалось напечатать свой труд, написанный еще в Одессе - “Болгарская старина”. Раковский постоянно выступал за независимость Болгарии , а основным средством ее достижения считал вооруженную борьбу. Главная роль в освобождении страны от османского ига, согласно планам Раковского, должна была принадлежать вооруженным отрядам болгар, сформированных на территории других стран. Появление этих отрядов в Болгарии должно было, по убеждению Раковского, вызвать в стране антиосманские выступления. Уязвимость этого плана была очевидной. Сформированные вне Болгарии отряды быстро распадались, а вторжение отдельных из них не приносило желаемых результатов. В конце жизни Раковский пришел к выводу о необходимости перехода от четнической тактики к организованным формам борьбы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.