Рефераты. Болгария переходного периода 1990-2006 гг.

Болгария переходного периода 1990-2006 гг.

Болгария переходного периода 1990 -- 2006 гг.

План

1. Политическая жизнь Болгарии

2. Экономическое развитие постсоциалистической Болгарии

3. Внешняя политика республики Болгария

4. Культура Болгарии

1. Политическая жизнь Болгарии

Отставка Т. Живкова позволила в ноябре 1989 г. вывести из руководства БКП представителей так называемого "консервативного" крыла. Сам Т. Живков в декабре был исключен из партии, а затем подвергнут судебному преследованию.

На состоявшемся в декабре 1989 г. пленуме обновленный ЦК БКП подтвердил свою приверженность "социалистическому выбору". Рассматривая вместе с тем необходимость перемен в качестве насущной общественной потребности, ЦК постановил разработать новый избирательный закон, провести не позднее мая 1990 г. парламентские выборы, создать законодательную базу для осуществления реформ в области экономики и т.д.

Одновременно в декабре 1989 г. возникшие оппозиционные партии (БЗНС "Н. Петков", Болгарская социал-демократическая партия, Радикально-демократическая партия) и движения ("Экогласность" и др.) объединились в Союз демократических сил (СДС). Выступая с антикоммунистических позиций, СДС поставил вопрос о роли и месте БКП в общественно-политической системе страны. Под давлением оппозиции Народное собрание в январе 1990 г. отменило положение ст. 1 конституции, провозглашавшее БКП "руководящей силой в обществе и государстве".

Проблемы разделения партийных и государственных структур, проведения парламентских выборов на многопартийной основе, созыва Великого народного собрания явились предметом обсуждения Национального круглого стола (январь-март 1990 г.).

Идея созыва Национального круглого стола родилась в ходе событий, развернувшихеся вокруг принятого в декабре 1989 г. постановления о восстановлении гражданских прав мусульманского населения Болгарии. Его противники провели многочисленные акции протеста, кульминационной точкой которых стал организованный 7 января 1990 г. митинг в Софии. СДС на демонстрации 14 января осудил проявления национализма и шовинизма и использовал момент для выдвижения ряда политических требований. Во избежание усиления конфронтации председатель Народного собрания С. Тодоров предложил сформировать из представителей БКП, СДС, а также религиозных групп и турецкого меньшинства Общенародный комитет национального примирения. Тем самым были заложены необходимые основы для начала работы Национального круглого стола.

Национальный круглый стол, в котором приняли участие представленные в парламенте БКП и БЗНС, оппозиционный СДС, а также профсоюзные и др. организации, стал определенного рода надпарламентским органом. Он подготовил условия для созыва Великого народного собрания с целью принятия новой конституции. По договоренности, достигнутой между его участниками, парламентские выборы в были назначены на июнь 1990 г. До этого момента БКП оставалась правящей партией. В принципе, оная была не против разделить власть, а вместе с ней и ответственность с другими общественно-политическими силами. На внеочередном XIV съезде БКП (30 января--2 февраля 1990 г.) прозвучало предложение образовать "правительство национального согласия, способное вывести страну из кризиса". Но поскольку данное предложение было отклонено не только оппонентом компартии - СДС, но и ее традиционным партнером - БЗНС, пришлось сформировать однопартийный кабинет во главе с Андреем Лукановым.

Предвыборная борьба развернулась, главным образом, между двумя ведущими политическими силами: БКП, которая в соответствии с результатами общепартийного референдума в апреле 1990 г. была переименована в Болгарскую социалистическую партию (БСП), и СДС.

Хотя к декабрю 1990 г. число членов БСП сократилась наполовину, тем не менее, она продолжала оставаться наиболее крупной партией. При выработке своей предвыборной платформы ею была принята во внимание проявлявшаяся в общественных настроениях двойственность: стремление к радикальным переменам и одновременно - к сохранению стабильности. Социалисты попытались представить себя как силу, не только начавшую демократические преобразования в обществе, но и единственно способную довести их до конца, обеспечивая при этом максимальную защиту социальных интересов населения. При этом, однако, стратегические цели и отдельные аспекты будущей политики конкретно не определялись. Предвыборная платформа СДС, наоборот, являлась программой действий. Ею предусматривалось утверждение в Болгарии рыночной экономики, демократического парламентаризма, правового государства, гарантирующего гражданские свободы. Тактические линии БСП и СДС в проведении избирательной кампании также существенно различались. Первая демонстрировала умеренность и терпимость, воздерживаясь от резких нападок на оппозицию, тогда так второй действовал агрессивно-наступательно.

В результате выборов из 400 мест в Великом народном собрании БСП получила 211, СДС - 144, БЗНС - 16. Кроме того, 23 депутата прошли от временно зарегистрированного Движения за права и свободы (ДПС), выражавшего интересы мусульманского, прежде всего турецкого, населения Болгарии. Процесс регистрации ДПС завершился лишь в 1992 г., когда Конституционный суд признал, что эта организация действительно не построена на расовой, религиозной или этнической основе, как того требует закон.

Оппозиция, не желая признать поражения, немедленно перешла в наступление. Лидер СДС Желю Желев охарактеризовал выборы как "свободные, но не честные". 12 июня 1990 г. студенты высших учебных заведений Софии объявили трехдневную "оккупационную" забастовку в ректорате Софийского университета, требуя предать гласности факты манипуляций и фальсификаций при проведении выборов, а также разбили в центре столицы палаточный городок, названный "городом истины".

Главный свой удар оппозиция направила на исполняющего функции президента Петра Младенова. Он был обвинен в подстрекательстве в декабре 1989 г. к применению силы против демонстрантов. Попытки П. Младенова оправдаться ни к чему не привели. В июле 1990 г. он оставил пост президента страны, и Великое народное собрание избрало главой государства Ж. Желева. Таким образом, СДС, используя приемы плебисцитной демократии, удалось компенсировать свое поражение на парламентских выборах.

Однако напряжение в обществе, источником которого являлось противостояние между противниками БСП и ее сторонниками, не ослабевало.

Осенью 1990 г. на первый план вышли экономические проблемы. За первое полугодие 1990 г. объем производства сократился на 10% по сравнению с 1989 г., инфляция достигла 108%, значительно возросла безработица. В сентябре была введена карточная система распределения основных продуктов питания. Негативно на положении страны отразился кризис в Персидском заливе. Следуя решениям ООН, Болгария приостановила отношения с Ираком и в результате в 1990 г. недополучила 600 тыс. тонн нефти. В марте 1990 г. Болгария прекратила выплату своего внешнего долга, а в июне и процентов по нему. В то же самое время разработанный правительством А. Луканова при содействии специалистов из США и Международного валютного фонда проект программы реформ не был принят ни СДС, ни БЗНС. В сентябре 1990 г. премьер-министр А. Луканов признал, что страна находится на грани экономической катастрофы.

В ноябре 1990 г. СДС выступил с предложением в Великом народном собрании выразить вотум недоверия кабинету А. Луканова. Не получив поддержки, фракция СДС покинула парламент. После этого в борьбу вступил профсоюз "Подкрепа". Им была объявлена всеобщая забастовка. 29 ноября А. Луканов вынужден был подать в отставку.

БСП в целях нормализации обстановки в стране пошла на взаимодействие с СДС в рамках коалиционного правительства, которое возглавил беспартийный Димитр Попов. Оппозиция получила четыре наиболее важных с точки зрения формирования экономической политики портфеля.

В итоге сложился паритет сил между БСП и СДС. Данное равновесие определило компромиссный характер принятой в июле 1991 г. новой конституции. Болгария, согласно конституции 1991 г., является парламентской республикой, базирующейся на таких основных принципах как гарантия прав и свобод граждан, социально-политический плюрализм и рыночная экономика. БСП не устраивало отсутствие в основном законе формулировки, определяющей Болгарию как "социальное" государство, а СДС -- недостаточный объем полномочий президента.

Утвердив конституцию, Великое народное собрание выполнило свое предназначение. Парламентские и местные выборы были назначены на осень 1991 г.

В феврале 1991 г. Болгария приступила к проведению рда реформ в сфере экономики. Они основывались на теории рыночного хозяйства с ее главными принципами -- многообразием форм собственности, свободой предпринимательской деятельности, демонополизацией и свободной конкуренцией.

Правительство подготовило законопроекты, предусматривавшие "деколлективизацию" сельского хозяйства и приватизацию мелких предприятий. Оно отказалось от контроля за ценами, доходами и валютными курсами, изменило условия кредитования на рыночные. Но поскольку у предприятий не было времени для основательной подготовки к новым условиям хозяйственной деятельности, принятые меры имели для них шоковые последствия.

Предпринятые кабинетом Д. Попова шаги обеспечили ему поддержку со стороны Евросоюза, предоставившего стране помощь в размере 13 млн. долларов на дальнейшее проведение реформ.

В октябре 1991 г. состоялись парламентские выборы. В них приняло участие 38 партий. Но только три из них сумели преодолеть 4% избирательный порог и провести своих депутатов в Народное собрание: СДС - 110, БСП - 106 и ДПС - 24.

В ноябре 1991 г. было образовано правительство СДС во главе с Филиппом Димитровым. При сложившемся соотношении сил в парламенте оно могло функционировать только опираясь на поддержку фракции ДПС. В январе 1992 г. в стране прошли президентские выборы, победу на которых одержал Ж. Желев.

Несмотря на то, что власть в стране сконцентрировалась в руках СДС, политической стабилизации достичь не удалось. В основном это было связано с начатой правительством кампанией по "декоммунизации". Из государственного аппарата и других управленческих структур удалялись бывшие партийные функционеры и сотрудники госбезопасности. В ноябре 1992 г. группа депутатов от СДС внесла в парламент законопроект о запрете БСП, но он не был принят.

Наиболее острым оказался вопрос о сотрудничестве общественных и политических деятелей с органами госбезопасности. Под ударом оказались не только функционеры БСП, но и СДС, а также ДПС.

Сложившаяся ситуация потребовала вмешательства президента страны, который осудил применявшиеся правительством методы "декоммунизации". Кабинет СДС Ф. Димитрова был сменен так называемым "служебным" правительством, которое возглавил бывший советник президента Ж. Желева, профессор Любен Беров.

Кабинет "экспертов" Л. Берова продолжил начинания правительства Ф. Димитрова, успевшего провести через парламент законы о приватизации, частных национальных и иностранных капиталовложениях, возвращении конфискованной в 1947-1962 гг. собственности ее бывшим владельцам. В 1993 г. была утверждена принципиальная схема "массовой" приватизации, к осуществлению которой намечалось приступить в первой половине 1994 г.

Ход и темпы приватизации вызвали множество нареканий. Особое недовольство вызывал факт передачи доходных предприятий в собственность представителей бывшей номенклатуры, что создало предпосылки для последовавшего обособления так называемой экономической элиты в отдельную группу.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.