В сентябре - октябре противник совершал по несколько налетов в день и во всех случаях, независимо от количества появившихся самолетов, объявлялась воздушная тревога - люди уходили в укрытия, подвалы, специально вырытые щели и часто находились там по несколько часов до отбоя. Массовое отвлечение рабочих приводило к большому ущербу. Было принято решение при появлении одного - двух самолетов тревогу не объявлять. Рабочие настаивали, чтобы работа не прекращалась даже при налете большого количества самолетов, если нет непосредственной угрозы заводу. Пришлось пойти и на такой риск - фронт требовал оружия.
Как только начинался обстрел, население оповещалось об этом по радио, при этом передавалось, какие улицы обстреливаются, давались указания, какой стороны держаться пешеходам, на каком опасном участке остановлено движение транспорта. Общественные учреждения работали по обычному графику, а торговля в магазинах производилась с 6.00 до 9.00 .
Противник производил обстрел города в различное время. Но в часы окончания и начала работы открывал интенсивный огонь. Такая тактика фашистов, направленная на массовое убийство мирных жителей, была чудовищна и бессмысленна, и может объясняться только тупой мстительностью к осажденным за их сопротивление.
Наша авиация вела наблюдение за зоной предполагаемых позиций тяжёлых батарей противника. Артиллеристы засекали местонахождение неприятельских орудий по их первым выстрелам и открывали ответный огонь, после чего обстрел города прекращался.
На момент установки блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах (в кольце блокады) осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие тысячи семей хотели бы выехать, но пути были отрезаны. Массовая эвакуация граждан началась только с января 1942 года по ледовой дороге.
Несомненно, что в эвакуации людей в начальный период войны была допущена медлительность. Большое количество детей, женщин, стариков и больных, оставшихся в осаждённом городе, создавало дополнительные трудности.
С помощью выделенных горкомом партии людей 10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней.
С первых дней сентября в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В целях экономии продуктов питания закрываются столовые, рестораны и другие пункты общественного питания. Расход продуктов сверх установленного лимита без специального разрешения Верховного совета строго запрещался.
Скот, имевшийся в государственных хозяйствах, был забит, а мясо сдано на заготовительные пункты для распределения. Фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. Администрации лечебных заведений вменялось в обязанность из карточек граждан, находящихся на лечении, вырезать талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах.
Во избежании потери из за всевозможных пожаров муку и другие продовольственные товары развезли по складам в более безопасные места.
За весь период блокады фашистам не удалось нанести серьезного ущерба запасам продовольствия, за исключением потери от пожара на складах имени Бадаева небольшого количества муки и сахара. Но Ленинграду было необходимо больше продуктов питания
Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью.
Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода.
К декабрю 1941г город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов.
Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков.
Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом Ленинграде с каждым днём ухудшалось. К двадцатым числам ноября 1941г запасы продовольствия подошли к концу. Хлеба, даже при мизерном расходе муки - около 880т в сутки, могло хватить лишь на несколько дней.
По указанию Государственного Комитета Обороны Военный совет Ленинградского фронта начал всестороннюю длительную подготовку к строительству через Ладожское озеро военно-автомобильной дороги. 19 ноября Военный совет Ленинградского фронта подписал приказ об организации перевозок по Ладожскому озеру, о прокладке ледовой дороги, её охране и обороне.
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов.
Судов на Ладоге было крайне мало и по этому они не смогли существенно помочь голодающему городу.
Наступил ноябрь Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов.
Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание.
20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.
22 ноября наступил тот долгожданный день когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом.
Казалось самое страшное теперь позади, можно вздохнуть более свободно. Но суровая реальность опрокинула все расчёты и надежды на скорое улучшение питания населения.
22 ноября колонна вернулась, оставив в городе 33 тонны продовольствия. На следующие сутки завезли только 19 тонн. Столь незначительное количество доставленного продовольствия объяснялось хрупкостью льда; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, такой способ позволял уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза.
25 ноября завезли только 70 тонн, на другой день - 150 тонн. 30 ноября наступило потепление, удалось перевезти только 62 тонны.
Несмотря на все усилия удалось завезти с 23 ноября по 1 декабря было перевезено около 800 тонн муки (2-х дневная потребность). За это время затонуло 40 грузовиков.
Продовольствия в городе оставалось мало военным советом было принято решение передать имеющиеся запасы продуктов у моряков на снабжение населения.
Военный совет произвёл некоторые преобразования в управлении автоколоннами (подчинил все машины непосредственно начальнику дороги).
22 декабря через озеро доставили 700 тонн продовольствия, на следующий день на 100 тонн больше.
25 декабря произошло первое повышение норм выдачи хлеба, рабочим на 100 грамм, служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм.
24 января вводятся новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов. 11 февраля паёк снова был увеличен. Зимняя дорога с каждым днём становилась всё более оживлённой.
Уже в конце ноября 1941г по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942г, когда окреп лёд. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Эвакуации подлежали также научные работники, студенты, учащиеся ремесленных училищ, рабочие эвакуируемых заводов и их семьи.
В начале апреля 1942г растаял снег, лёд на озере покрылся водой местами на тридцать - сорок сантиметров. Но движение по Дороге жизни не прерывалось. Машины шли, словно катера, поднимая вокруг себя волну. Лишь красные флажки на буях указывали путь отважным шофёрам. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта. но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера. Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства.С 24 ноября 1941г по 21 апреля 1942г через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361 309т грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж.
Защита памятников в годы блокадыУкрыты мешками с песком и деревянно-песочными конструкциями:1. Памятник Ленину у Финляндского вокзала2. Памятник Ленину у Смольного 3. Памятник Кирову на Кировской площади4. Памятник Петру I "Медный всадник". 5. Памятник Николаю I6. Памятник Крузенштерну на наб. Лейтенанта Шмидта7. Ваза в Летнем саду8. Светильники на набережной Невы у Академии художеств9. Памятник КрыловуЗарыты в землю:10. Скульптуры Летнего сада11. Скульптуры Музея городской скульптуры12. Памятник Петру I у Инженерного замка13. Памятник Александру III14. Скульптуры Диоскуров15. Скульптуры коней с Аничкова моста16. Два льва "ши-цза"Замаскированы:17. Адмиралтейство. Шпиль закрыт чехлом из парусины и мешковины.18. Инженерный замок. Купол закрыт чехлом из парусины и мешковины.19. Фильмохранилище (Крестовоздвиженская церковь). Закрыто чехлом из парусины и мешковины.20. Купола и главки Никольского собора21. Исаакиевский собор. Все купола собора выкрашены серой краской.22. Шпиль Петропавловской крепости. Выкрашен серой краской.Оборудованы средствами ПВО:23. Церковь Благовещения (трест "Теплоконтроль")24. Эрмитаж25. Каменностровский театр26. Музей Ленина27. Ново-Михайловский дворец28. Андреевский соборНамеренно оставлены незакрытыми:29. Памятник Суворову30. Памятник Кутузову31. Памятник Барклаю де Толли
Места массовых захоронений жителей и защитников Ленинграда:1. Массовые захоронения в районе Пискаревки2. Городской крематорий, бывший кирпичный завод3. Братская могила военных моряков4. Братская могила детей, погибших при артиллерийском обстреле 9 мая 1942 года5. Братская могила рабочих ликеро-водочного завода, 1943 год6. Братские могилы жителей Ленинграда7. Братские могилы профессоров Академии Художеств, 1942 год8. Братские могилы рабочих завода "Севкабель"9. Братские могилы рабочих завода им. М.И. Калинина, 24 июня 1943 года10. Братские могилы советских воинов и жителей Ленинграда11. Братские воинские захоронения12. Братское воинское захоронение, 15 июля 1944 года13. Братское воинское захоронение, 1943 год14. Братское воинское захоронение, 23 января 1943 года15. Братское воинское захоронение, 24 сентября 1943 года16. Братское воинское захоронение, февраль 1944 года17. Братское кладбище летчиковРайонные морги:18. Василеостровский морг, 8-я линия, 7319. Володарский морг, Кладбищенская ул., 4 (кладбищенская церковь)20. Выборгский морг, Батенина ул., 5 (больница)21. Дзержинский морг, Церковь Воскресения (Спас на крови)22. Кировский морг, пр. Стачек, 54 (больница)23. Красногвардейский морг ?1, Арсенальная ул., 8 (кладбищенская церковь)24. Красногвардейский морг ?2, Ильинская церковь25. Куйбышевский морг, ул. Маяковского, 12 (больница)26. Ленинский морг, Троицкий собор27. Петроградский морг, наб. реки Карповки, 228. Приморский морг, Большая Зеленина ул., 929. Смольнинский морг, Александро-Невская Лавра, часовня30. Фрунзенский морг, Лиговский пр., 128 (церковь)
Городские объекты, служившие ориентирами для немецкой артиллерии1. Башня Кировского райсовета2. Дом культуры им. Кирова3. Верфь им. Марти4. Исаакиевский собор5. Троицкий собор6. Церковь у Варшавского вокзала7. Водонапорная башня8. Дом Советов9. Электростанция 10. "Спас на крови"11. Владимирская церковь12. Шпиль Петропавловского собора13. Радиопередающая станция14. Смольный собор15. Александро-Невская лавра16. Финляндский железнодорожный мост17. Машиностроительный завод им. Ленина18. Комбинат хлебопродуктов им. Кирова19. Володарский мост
Объекты, наиболее пострадавшие от вражеских обстрелов1. Помещения Гостиного двора. 24 сентября 1941 г. прямым попаданием авиабомбы ранено 148, убито 98 человек.2. Площадь Стачек. 8 ноября 1941 г. артиллерийскими снарядами ранено 16, убито 14 человек.3. Площадь Сытного рынка. 21 декабря 1941 г. артиллерийскими снарядами ранено 41, убито 55 человек.4. Угол Нижегородской улицы и Лесного проспекта. 7 января 1943 г. прямым попаданием артиллерийского снаряда в трамвай ранено 76, убито 93 человека.5. Дом ? 52 по Невскому проспекту. 3 августа 1943 г. артиллерийским снарядом против дома ранено 49, убито 43 человека.6. Бадаевские склады 8 сентября 1941 г. в 18 ч. 55 мин. после массированного налета вражеской авиации вспыхнул пожар, сгорело 3 тысячи тонн муки и 2500 тонн сахара. 7. Клиника нервных болезней по Лесному проспекту, 21 сентября 1941 г. в 21 ч.50 мин. фугасной бомбой была разрушена часть здания; ранено 11 человек, убито 11 человек. 8. Дом ? 32 по 5-й Советской улице 10 сентября 1941 г. в 22 ч. 27 мин. разрушен. Ранено 65 человек, из них 13 - дети, убито 18 человек.9. Площадь Труда. 1 мая 1942 г. в 12 ч. 40 мин. снарядом, разорвавшимся на площади, 7 человек убито и 6 ранено.10. Масложирокомбинат Сентябрь 1941 г.11. Торговый порт (Институт инженеров водного транспорта, "Пассаж", завод литер "Б" и жилые дома), сентябрь 1941 г.12. Военный госпиталь на Советском проспекте, сентябрь 1941 г.13. Завод "Севкабель", сентябрь 1941 г.14. Завод им. Свердлова, сентябрь 1941 г.15. Завод им. Молотова, октябрь 1941 г.16. Больница в Память 25-го Октября, октябрь 1941 г.17. Жилгородок Экспортлеса, октябрь 1941 г.18. Сад Госнардома, октябрь 1941 г.19. Жилые дома по ул. Марата, 75, октябрь 1941 г.20. Завод им. Сталина, ноябрь 1941 г.21. Завод им. Ленина, ноябрь 1941 г.22. Жилой дом по ул. Моховая, 42, ноябрь 1941 г.23. Госпиталь на Обводном канале, 19, ноябрь 1941 г.24. Поликлиника НКВД, ноябрь 1941 г.25. Планово-экономический институт, Фонтанка 76, ноябрь 1941 г.26. Нарвский пр., 23/2, Бумажная ул., 6 и 8, ноябрь 1941 г.27. Жилой дом, Кузнечный пер., 10, ноябрь 1941 г.28. Фабрика им. 1-го Мая, ноябрь 1941 г.29. Склад по ул. Воинова, 50, декабрь 1941 г.30. Жилой дом по Малой Пушкарской ул., 4/6, декабрь 1941 г.31. Лаборатория "Станкоприбор" (церковь Святой Екатерины)32. Дом учителя (Юсуповский дворец)33. Русский музей34. Театр им. Пушкина35. Шуваловский дворец36. Николо-Морской собор37. Сампсониевский собор38. Здание Сената39. Инженерный замок40. Екатерининский институт
Прочие памятные блокадные местаИсаакиевский собор. В его подвалах в годы блокады хранились ценности музеев Пушкина, Павловска, Гатчины и др. пригородов, которые не успели вывезти из города. Сотрудники этих музеев жили здесь же, в подвалах собора, охраняя ценности.Гостиница "Астория". Здесь в годы блокады располагался госпиталь. Существовала легенда, впервые появившаяся в журнале "Агитатор", что в "Астории" нацисты планировали провести банкет в честь взятия Ленинграда.Всесоюзный институт растениеводства. Научные сотрудники института охраняли здесь уникальную коллекцию зерновых культур.Мариинский дворец. Здесь находился штаб народного ополчения и пункт записи добровольцев.Эрмитаж. Сотрудники жили в подвалах музея, охраняя его ценности.Русское географическое общество, в здании которого в годы блокады был развернут госпиталь
Страницы: 1, 2, 3