Введение
Благотворительность издревле была развита на Руси как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности граждан, меценатская деятельность представляет собой более высокую ступень развития формы благотворительности, но основные принципы этой формы социально-культурной деятельности остаются прежними. Ещё «…Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, передаваемую из рук в руки, притом «отай» тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной шуйцы» (В. О. Ключевский).
Цель моего реферата - изучить предпринимательскую и общественную деятельность семейства Рябушинских, выявить особенности их меценатской и коммерческой деятельности по средствам изучения различных материалов художественного, научного и публицистического характера.
Род Рябушинских берет свое начало, как и многие другие купеческие роды от крестьянской семьи, желавшей не прозябать в глухой деревне, а выйти в люди на поприще торговли, проявив всю свою сноровку, находчивость, хваткость, интуицию, начать свое коммерческое дело.
Сам факт, что купцы, люди малообразованные, не интересующиеся по роду своей деятельности искусством и культурой, увлеченно начинают заниматься культурной жизнью страны, проявившаяся в меценатской деятельности, привлекает внимание российских и зарубежных историков, вызывает интерес ученых к этому специфическому для русской действительности явлению. Существует не мало причин, по которым купцы начинают безвозмездно вкладывать свои средства в культуру и творческих людей, не имеющих возможности самим подняться на ноги. Не на последнем месте причина повышения своего авторитета, желание иметь в руках власть и силу, развитие собственного производства путем обучения и воспитания своих крестьян и, конечно же, личная культура, воспитание, любовь к искусству.
Рябушинские были ярыми сторонниками старообрядческой веры и не отказались от своих конфессиональных воззрение даже при нажиме власти и под угрозой потери своего промышленного дела. Это сыграло не малую роль в образе их жизни и оказало значительное влияние на меценатскую деятельность. Широкая благотворительная деятельность старообрядцев была связанна с оказанием конкретной помощью страждущим, скорбящим и болящим, с поддержкой образования, медицины и других сфер жизнедеятельности, кропотливое собирание и сохранение бесценных реликвий старой Руси. Рябушинские скупали иконы, резьбу по дереву, домашнюю утварь и передавали их стоявшим в глухих лесах скитам. Старообрядцы не жалели денег, спасая от истребления неоценимые сокровища родной старины, собирая их в своих домах и часовнях.
Помимо коллекционирования, Рябушинские организовывали выставки, занимались выпуском периодических изданий, реставрировали реликвии старины, занимались активной политической деятельностью, некоторые представители семейства занимались более насущными для социально незащищенных слоев населения проблемами, в частности были открыты общественные столовые, привлекались молодые малоизвестные талантливые люди, для популяризации их творчества и личности.
Меценатство не было эпизодом, деятельностью немногих образов, капиталистов, оно охватывает самые различные сферы и, по сути, довольно велико и недооценить его значение довольно сложно. Отечественная буржуазия оказала заметное влияние на культуру России, её духовную жизнь.
Глава 1. Старшее поколение Рябушинских
1.1 Михаил Яковлевич Рябушинский
Как и другие известные купеческие фамилии, начало династии Рябушинских уходит корнями в XVIII - XIX столетия. Основателем семейного дела становиться Михаил Яковлев Рябушинский, сын крестьянина Якова Денисова из слободы Пафнутьевского Боровского монастыря в Калужской губернии. Родился Михаил в 1786 году, но сведения о его жизни крайне скудны, достоверно известно, что в 12 лет он был отдан в учение, через четыре года, «прибыл в Московское купечество из экономических крестьян Калужской губернии» для записи в третью купеческую гильдию, согласно ревизской сказке. Для объявления себя купцом, ему необходимо было «объявить» капитал от 1 до 5 тысяч рублей, остается невыясненным вопрос, откуда у крестьянина могла появиться довольно большая по тем временная сумма денег. Историки предполагают, что Михаилу оказал помощь брат Артемий, проявивший себя в торговой стезе. Вступив в купеческое сословие, Михаил занимает место недалеко от брата в Холщовом ряду и начинает продавать ткани. Он покупал их у деревенских ткачей-кустарей, занимавшихся набивкой миткаля - хлопчатобумажной ткани, на которую наносился орнамент и таким способом получался ситец. В Москве новоиспеченному коммерсанту повезло, он выгодно женится на Евфимии Скворцовой, дочери богатого московского купца, имевшего собственное кожевенное дело и владевшего несколькими домами.
Разразившаяся пожар в Москве принес разорение не одному торговому роду Первопрестольной. Не избежал этой участи и пращур Рябушинских. Вернувшись в 1813 году на родное пепелище из Владимирской губернии, куда семейство бежало, он подает в Купеческую управу рапорт о невозможности оставаться в купеческом сословии: «По претерпленному мною от нашествия неприятельских войск в Москву разорению, процентных денег платить нахожу себя не в состоянии, почему покорнейше прошу по неимении мною купеческого капитала перечислить в здешнее мещанство»[5].
«Мещанский период» в жизни Михаила Рябушинского продолжался десять лет. Это было довольно тяжелым испытание для едва оперившегося коммерсанта, волею обстоятельств вынужденного перейти в низшее сословие. Но умение терпеть, преодолевая капризы фортуны, было фамильной чертой Рябушинских. Годы испытаний не сломили предприимчивой натуры старейшины рода, и переменчивое купеческое счастье вновь ему улыбнулось.
В декабре 1823 года Михаил Яковлевич Ребушинский вновь просит записать его с семейством в третью купеческую гильдию и объявляет 8 тысяч рублей капитала.
«Дух капитализма», возник из аскетической протестантской морали, которая свое отражение в России нашла в старообрядчестве, в 1820 году раскольником «поповского толка» становиться Михаил Рябушинский, причем от своей веры семейство не отступает на протяжении многих лет, даже под натиском правительства.
Михаил занимался продажей ткаческих ремесел, в 1844 он покупает каменную лавку в Холщевом ряду, ране принадлежавшую Сорокованову, у которого некогда Михаил работал приказчиком. В середине 40 - ых годов Рябушинский заводит собственную фабрику, так было положено начало промышленной империи рода Рябушинских, затем основывает мануфактуры в Калужской губернии; в селе Насокове, Медынского уезда; в селе Чуриково в Малоярославце. Главным продолжателем империи становиться сын Павел Михайлович Рябушинский, который после кончины родителя в 1858 году получает.
1.2 Павел Михайлович Рябушинский
В завещании Михаил Рябушинский передал «все благоприобретенное движимое и недвижимое имение... ейским 2-й гильдии купцам Павлу и Василию Рябушинским»[5]. Душой семейного дела после смерти Михаила Яковлевича становится Павел Михайлович. Его отличали предприимчивость, общительность, экспансивность в противоположность замкнутому, лишенному широкого взгляда и предпринимательской хватки брату Василию. Воспитание братья получили домашнее, а так как Михаил Яковлевич детей предпочитал воспитывать делом, то с 14 - 15 лет они служили в лавке, постигая тайны купеческой бухгалтерии, ездили вместе с матерью по деревням, продавая и покупая ткани. Природная пытливость и цепкая память позволили Петру добиться больших успехов, не смотря на то, что в доля вкладов обоих братьев в производстве была равна.
Детей Павла Михайловича поражало его чутье, интуиция, способность «распознавать часто вопреки видимости, каков корень учреждения», с которым ему «предлагали вступать в какие-либо деловые отношения» [3]. Он мог бы спокойно продолжать налаженное отцом дело, однако, с присущей ему прозорливостью, принимает решение, круто изменившее сферу деловых интересов семейства.
В 50 - 60-х годах XIX века московские текстильные фирмы в массовом порядке переходят от ручного ткачества к механическому производству с использованием паровых двигателей. Заведения, основанные Михаилом Рябушинским, проигрывали в соревновании с механическими фабриками - многое велось по старинке, слишком велика была доля ручного труда. Переоборудование стоило дороже, чем приобретение нового предприятия на ходу. Внимательно следивший за новинками технического прогресса (неоднократно с этой целью бывал он в Англии, в то время по праву носившей высокое звание мастерской мира), Павел Михайлович в 1869 году присматривается к бумагопрядильной фабрике в Тверской губернии в селе Заворово недалеко от Вышнего Волочка. Фабрика была построена в 1857 году торговым домом «Шилов и сын». В начале 1860 годов, когда грянул кризис хлопчатобумажного производства (США из-за Гражданской войны резко сократили экспорт хлопка - основного сырья российской хлопчатобумажной промышленности), фабрику пришлось остановить, а над владельцами была учреждена администрация. Но Рябушинский верно оценил ситуацию. Фабрика была расположена очень удобно, в полуверсте от железнодорожной станции Николаевской дороги, на равном расстоянии от двух столиц - Петербурга и Москвы, в районе сплавной реки Цны. Павел Михайлович продает все свои мануфактуры и покупает убыточную на первый взгляд фабрику за 268 тысяч рублей - она становится единственным промышленным предприятием клана Рябушинских. В 1870 году за участие в мануфактурной выставке Павел Михайлович был пожалован золотой медалью для ношения на шее с Аннинской лентой и надписью «За полезное».
В период промышленного подъема конца XIX века, предприятия Рябушинских набирают максимальные темпы, уступая по размеру оборотов производства только мануфактуре Морозова. В 1895 году открывается бумагопрядильная фабрика, в 1897 году - лесопильный завод. В ткацком и прядильном корпусах устанавливается электрическое освещение - вещь крайне необычная для уездного городка.
Пожар едва не погубил начинание Павла Рябушинского. В 1880 году сгорела Заворовская фабрика - пропало оборудование, запас товаров, сильно пострадали и сами корпуса. Зато восстановленное предприятие было оснащено уже новейшими иностранными машинами. В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке в Москве изделия вышневолоцких ткачей за высокое качество работы получают высшую награду - право маркировать товары изображением двуглавого орла, государственного герба России.
В 1887 году вышневолоцкая фабрика (включавщая в себя несколько фабрик - бумагопрядильную, ткацкую, красильную, отбельную и аппретурную) была реорганизована в «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» (брат Василий умер в 1885 году).
Среди постоянных забот о развитии руководимого им дела, Павел Михайлович, как и большинство представителей Московского купечества, не забывал о благотворительных обязанностях, сопутствующих созидающему богатству. 26 августа 1891 года он открывает в своем Голутивинском доме обширную общественную столовую. В 1859 году этот дом был пожертвован Александрой Степановной, женой Павла, Человеколюбивому обществу, для устройства в нем, кроме столовой убежища имени Рябушинского для вдов и сирот московского купеческого и мещанского сословия христианского вероисповедания. На устройство и оборудование этого убежища предоставлены были значительные средства. Духовное завещание Павла Михайловича обеспечивало бесплатное кормление в народной столовой трехсот человек ежедневно.
Дело Павла Михайловича продолжили его дети, все они получили хорошее образование, с школьных годов знакомятся с производственной деятельностью, отец рекомендует их заведующим разных отдельных фабрик, По окончании курса академии, старших сыновей Павел посылает за границу для ознакомления с той отраслью товарищества, в которую ему хотелось определить сыновей.
Страницы: 1, 2