Рефераты. Битва за Британию

Битва за Британию

РГПУ им. Герцена, 1 курс

Реферат

The Battle of Britain (Битва за Британию)

2008г.

Вступление

Битва за Британию -- крупнейшее авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с июля по октябрь 1940 года. В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании отразили попытки немецких ВВС (Люфтваффе) завоевать господство в воздухе, уничтожить силы британских ВВС, разрушить основные авиационные базы и промышленные районы страны, деморализовать население. В том случае если бы это не удалось, верховное командование Германии планировало провести крупномасштабное вторжение в Великобританию - операцию, условно названную «Морской лев».

Цель данной работы: подробно рассмотреть обстоятельства сражения, стратегию ведения боя обеих сторон, расстановку сил перед битвой, и, наконец, проанализировать те факторы, которые привели английские ВВС к победе, несмотря на огромное численное и тактическое превосходство Люфтваффе.

Великобритания во II мировой войне. Предыстория битвы

Начало войны

Великобритания, а также все территории под властью британской короны, объявили войну нацистской Германии в 1939 году, сразу после того как последняя вторглась на территорию Польши. Согласно Уинстону Черчиллю, «1 сентября в 9 часов 60 минут вечера Англия предъявила Германии ноту, а 3 сентября в 9 часов утра за ней последовал ультиматум» [1]. Компартия Великобритании заявляла, что начавшаяся война есть «война за прибыли, рынки и мировое господство» [2].

Пока армия Германии вела военные действия против Польши на востоке, союзные войска Великобритании и Франции никаких активных боевых действий на суше не предпринимали. Быстрое поражение Польши сделало временномй период, во время которого можно было заставить Германию воевать на два фронта, очень коротким. В итоге переброшенные во Францию с сентября 1939 по февраль 1940 года Британские экспедиционные силы в составе 10 дивизий бездействовали. С лёгкой руки американских журналистов, этот период Второй мировой войны стали называть «Странной войной» (Phony War, русск. фальшивая, ненастоящая война) [3].

Период «Странной войны» был использован немецким командованием в качестве стратегической паузы, которая позволила Германии успешно реализовать Польскую кампанию, операцию «Везерюбунг» (по захвату Дании), а также подготовить план «Гельб» (против стран современного Бенилюкса и Франции).

Немецкий военачальник А. Йодль позже утверждал: «Если мы ещё в 1939 году не потерпели поражение, то только потому, что около 110 французских и английских дивизий, стоявших во время нашей войны с Польшей на Западе против 23 немецких дивизий, абсолютно бездействовали».

Однако ситуация на море развивалась по иному сценарию. Уже 3 сентября, всего через несколько часов после объявления войны Германии, английский пассажирский пароход «Атения» был торпедирован и затоплен немецкой подводной лодкой U-30. Немецкое командование утверждало, что пароход ошибочно был принят за вспомогательный крейсер [5]. 5 и 6 сентября у берегов Испании были потоплены корабли «Босния», «Ройал Сетр» и «Рио Кларо». Эти обстоятельства вынудили Великобританию ввести конвоирование судов.

В октябре 1939 года немецкой подводной лодкой был затоплен английский линкор «Ройал Оук».

ВВС Великобритании, также как и ВМФ, начали вести боевые действия вскоре после объявления войны: 4 сентября бомбардировщики «Бленхейм» и «Веллингтон» атаковали немецкие военные корабли, находившиеся в Северном море.

Перед вступлением Англии в войну Бомбардировочное командование, крупнейшее объединение боевой авиации английских ВВС, насчитывало 55 эскадрилий, из которых 33, насчитывавшие 480 самолетов, были выделены в первый эшелон для непосредственного проведения боевых действий [6].

Остальные 22 эскадрильи были выделены в резерв для покрытия первоначальных потерь бомбардировочной авиации, а также использовались для нужд боевой подготовки. Из 33 боевых эскадрилий, десять были переброшены с началом войны во Францию. На вооружении этих эскадрилий находились устаревшие одномоторные бомбардировщики «Бэттл» с небольшим радиусом действия и слабым вооружением, совершенно не пригодные для проведения бомбардировочных налетов на Германию с аэродромов Англии. 23 эскадрильи, базировавшиеся в Англии, были вооружены более современными самолетами. Шесть эскадрилий 2-й авиагруппы имели на вооружении двухмоторные самолеты «Бленхейм-IV», являвшиеся в то время самыми скоростными английскими бомбардировщиками, которые, однако, имели небольшой радиус действия и небольшую бомбовую нагрузку. Остальные эскадрильи 2-й авиагруппы были вооружены двухмоторными бомбардировщиками «Веллингтон», «Уитли» и «Хэмпден», обладавшими меньшей скоростью, чем самолеты «Бленхейм», но имевшими значительно больший радиус действия и большую бомбовую нагрузку. Шесть эскадрилий 3-й авиагруппы, базировавшиеся в Восточной Англии, были вооружены бомбардировщиками «Веллингтон-1 и IA», имевшими по шесть пулеметов, установленных в трех турелях. Пять эскадрилий 4-й авиагруппы, базировавшейся в графстве Йоркшир, имели на вооружении бомбардировщики «Уитли-III» или «Уитли-IV» -- самолеты с большим радиусом действия и небольшой скоростью полета, вследствие чего они были пригодны лишь для ночных бомбардировок. И, наконец, шесть эскадрилий 5-й авиагруппы, базировавшейся в графстве Линкольншир, были вооружены самолетами «Хэмпден». Командовал бомбардировочной авиацией английских ВВС главный маршал авиации Эдгар Райни Ладлоу-Хьюитт (9.6.1886 - 15.8.1973).

У. Черчилль писал: «Новая сила - авиация - справедливо оценивалась как революционный фактор во всех операциях. При сравнительно небольшом количестве самолетов с обеих сторон в это время роль авиации даже преувеличивалась, и она рассматривалась как главный фактор, поддерживающий принцип обороны».

Скандинавская неудача

С самого начала войны в Европе скандинавские страны провозгласили нейтралитет. Попытки дипломатического давления на них обеих сторон результатов не дали, и военно-морские командования воюющих стран стали задумываться над подготовкой операций на северо-востоке Европы. Англия и Франция были заинтересованы в том, чтобы пресечь поставки в Германию шведской железной руды (количество железной руды, завозившейся в Германию из Швеции и Норвегии в первые месяцы войны, составляло 2/3 от общего количества, необходимого Германии). Со своей стороны, немецкое командование занялось изучением возможности захвата опорных пунктов в Норвегии и Северной Дании.

8 апреля 1940 года 4 британских эсминца поставили минное заграждение у входа в залив, ведущий к норвежскому порту Нарвик. Правительство Норвегии вручило правительству Великобритании ноту протеста.

Но уже на следующий день, 9 апреля, Германия напала на Норвегию и Данию. 12 апреля Великобритания направила в поддержку норвежским войскам свои силы. Позже в Норвегию были направлены французские и польские войска. Однако вследствие несогласованности действий, союзные войска Англии, Франции, Норвегии и Польши потерпели поражение и были эвакуированы из Норвегии.

В результате удачного завершения кампании немцам удалось оккупировать Данию и Норвегию. Германия получила стратегически важный плацдарм на севере Европы, улучшила базирование германских подводных лодок и авиации, обеспечила подвоз стратегического сырья из скандинавских стран.

Поражение Франции

Неудачи внешнеполитического курса привели к смене правительства в Великобритании. 10 мая 1940 года Артура Чемберлена (18.3.1869 - 9.11.1940) на посту премьер-министра сменил Уинстон Черчилль.

В этот же день немецкие войска вторглись во Францию, Бельгию и Нидерланды.

Прорыв немецкого бронетанкового клина к Булони поставил союзные англо-французские силы в крайне тяжёлое положение. Английское командование приняло решение об эвакуации своих войск с территории Франции.

16 июня Франция направила Гитлеру просьбу о перемирии.

Ликвидация «пятой колонны»

Некоторые политические деятели и организации Великобритании поддерживали нацистский режим. Одним из самых ярых сторонников Гитлера был Освальд Мосли, политик, баронет, основатель Британского союза фашистов (БСФ).

В мае--июне 1940 года Мосли вместе с большинством руководителей БСФ был арестован, а в июле вся фашистская организация была объявлена вне закона.

В июле 1940 года немцы предприняли неудачную попытку захватить герцога Виндзорского (бывшего короля Эдуарда VIII, в 1936 году отрёкшегося от престола в пользу своего брата Георга VI), известного своими симпатиями к Гитлеру. В случае оккупации Британских островов Гитлер всерьёз обдумывал возможность восстановления лояльного герцога на английском троне. Однако эта авантюра была предотвращена британскими спецслужбами.

Подготовка к «Битве за Британию»

«Сражение, которое генерал Вейган назвал битвой за Францию, закончилось. Теперь должна начаться битва за Англию... Противник вскоре должен обрушить на нас всю мощь своего оружия. Гитлер знает, что ему придется либо разгромить нас на Британских островах, либо проиграть войну. Если мы сумеем выстоять в этой борьбе, вся Европа может стать свободной, и тогда во всем мире наступят радостные, солнечные дни. Но если мы не сумеем выстоять, тогда весь мир, включая Соединенные Штаты, окажется погруженным во мрак. Поэтому давайте приложим все наши усилия и постараемся так выполнить свой долг перед людьми, чтобы они через тысячу лет, если столько времени просуществует Британская империя и ее содружество наций, сказали: «Это был их самый высший подвиг» [8].

Оккупация немцами Франции и Бельгии выдвинула перед командованием английских ВВС ряд новых проблем. Из-за сильно возросшей угрозы нападения немцев на Британские острова, приходилось учитывать тот факт, что ВВС Германии (самые крупные в мире) могли долететь до Лондона всего за 1 час. Кроме того, авиация противника могла легко обойти фланги ПВО Великобритании т.к. при создании ПВО не учитывалась возможность нападения с других точек Европы, кроме как Германии и Нидерландов. Конечно, такое прикрытие было недостаточным из-за возможности налетов авиации противника с любой точки европейского побережья от Арктики до Пиренеев. Командованию ВВС Великобритании необходимо было разрешить две чрезвычайно важные задачи: охватить системой ПВО слабо защищенные северную и южную части страны и максимально увеличить численность самолетного парка Истребительного командования. Планы противовоздушной обороны северных и южных районов страны уже были утверждены и претворялись в жизнь (передислокация истребительных эскадрилий в незащищённые районы, сопровождаемая увеличением количества радиолокационных станций и наблюдательных постов служб ВНОС (войска воздушного наблюдения, оповещения и связи)). Проблема увеличения численности самолетного парка английских ВВС была в то время самой важной. Скорейшее ее разрешение требовало проведения некоторых организационных мероприятий, в частности создания министерства авиационной промышленности.

14 мая 1940 года научно-исследовательское и производственное управления министерства авиации отделились от него и образовали министерство авиационной промышленности, во главе которого стал лорд Бивербрук (25.5.1879 -- 9.6.1964). Чтобы оценить работу, проделанную этим министерством, можно в качестве примера привести данные запланированного и фактического выпуска самолетов в Англии за 3 месяца до создания министерства и за 3 месяца после:

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.