Работа по физической сохранности фондов Библиотеки ведется в рамках общего плана по безопасности. Среди мероприятий последних лет - разработка предложений по улучшению температурного и влажностного режима в хранилищах; подготовка руководства по отбору книг для консервации в зависимости от состояния текста и переплета (книги, «слишком хрупкие для использования», преобразуются в другую форму, «хрупкие, но подлежащие использованию», помещаются в коробки); определение наиболее ценных материалов в специальные витрины, заполненные инертным газом, что исключает гидролиз и окисление. Продолжается массовая нейтрализация кислотности печатных изданий: в 1998 г. Обработано 80 тыс. книг; ожидается, что продолжительность их «жизни» увеличится втрое. На 21% расширены переплетные работы.
Как и для других крупных библиотек мира, насущной для Библиотеки Конгресса является проблема помещений для хранения фондов. Решается она путем сооружения новых хранилищ вне Вашингтона. В форте Мид (штат Мэриленд) завершается сооружение первой очереди хранилища на обширной территории в 100 акров 1 акр = 0,405 га. Земля эта вместе с находящимися на ней зданиями передана Библиотеке и другим учреждениям законодательной власти военным ведомством.
В 1998 г. Библиотека приобрела помещение в г. Калпеппер (штат Виргиния) площадью в 140 тыс. кв. футов 1 кв. фут = 30,48см. на территории в 41 акр. В нем разместятся все аудиовизуальные фонды, разбросанные в настоящее время по нескольким штатам, а также специальная лаборатория по сохранности аудиовизуальных материалов. Реконструкция помещения завершена в 2003 г. Спонсорами выступают Фонд Паккард и компания У. Диснея.
7. ОБСЛУЖИВАНИЕ
В сфере обслуживания, как и в реализации других функций Библиотеки, главным приоритетом является обслуживание Конгресса, на втором месте- органов исполнительной власти, на третьем - публики. По отношению к «публике» Библиотека Конгресса - последняя инстанция, «если необходимые материалы отсутствуют в библиотеках на месте». При этом к данной категории применяются разные подходы: научные работники обслуживаются в читальных залах и по МБА, широкая публика - посредством Национальной цифровой библиотеки, выставок, публикаций, различных просветительных мероприятий. В ближайшие года основное внимание будет сосредоточено на обслуживании научного сообщества, так как в условиях растущей специализации исследований именно Библиотека Конгресса имеет уникальную возможность содействовать их интеграции, предоставляя широкий круг источников по всем отраслям знаний.
Высокое качество обслуживания достигается с помощью цифровых технологий, повышения квалификации сотрудников, разработки и обновления стандартов обслуживания, распространения информации об услугах Библиотеки и условиях их получения.
Как следует из информационных материалов, Библиотека доступна для всех, «кто намерен вести серьезные исследования». Формальных ограничений для записи, кроме возрастных (старше школьного возраста), нет, но при этом предполагается, что до обращения в нее читатель уже использовал возможности соответствующих публичных, вузовских, или специализированных библиотек.
Запись производится без каких-либо рекомендаций или поручительств, по предъявлении документа, удостоверяющего личность, с фотографией и указанием адреса.
В Библиотеке в настоящее время работает 22 читальных зала - общий и залы, специализированные по отраслям знаний и видам публикаций. Имеются читальные залы, предназначенные только для членов Конгресса.
В 1998 г. было зарегистрировано 46 209 новых читателей; посещаемость за год достигла 1 млн. (точные данные в статистических таблицах отсутствуют); выдача в читальных залах (не считая справок Исследовательской службы и Юридической библиотеки) - около 1 102 тыс. посещений компьютерных сетей Библиотеки - 270 260 тыс., посещений Интернета - 615 150 тыс.
Сопоставление данных 1994 г и 1998 г. показывает рост выдачи изданий в читальных залах (на 10,5%), резкое увеличение количества посещений компьютерной системы Библиотеки (на 97,2%) и Интернета (на 1 982%); видимо, именно с возросшим использованием компьютерных систем связана тенденция сокращения числа справок (на 7,8%).
Помочь читателю ориентироваться в Библиотеке, максимально полностью использовать ее фонды и справочный аппарат призвана разветвленная система информации, которая сопровождает его с первых шагов в Библиотеке: в справочно-информационных пунктах, расположенных поблизости от входов в Библиотеку, можно получить брошюру о ней, консультацию сотрудников, узнать с помощью информационного терминала об услугах, предоставляемых здесь. В «зале ориентации посетителей» каждые полчаса демонстрируется 22-минутный фильм о Библиотеке. Наглядная информация, разнообразные буклеты и листовки посвящены ее работе в целом и отдельным подразделениям и услугам. Эти сведения можно получить через WWW. Регулярно организуются экскурсии: в 1988 г. было проведено 2 732 экскурсии, охватившие около 60,5 тыс. человек.
Большим размахом и разнообразием отличаются культурно-просветительные мероприятия: концерты, поэтические чтения, демонстрация кинофильмов, лекции, симпозиумы. Очень популярны концерты, организуемые Американским фольклорным центром. Многие мероприятия проходят во вновь открытой после переоборудования аудитории им. Кулиджа: помещение на 500 мест оснащено новой звуковой и видеоаппаратурой. Отдельные концерты транслируются по радио для всей страны. Выставки проводятся Библиотекой в собственных помещениях и в других библиотеках и музеях; некоторые выставки доступны через Интернет.
Для информации о предстоящих мероприятиях ежемесячно издается «Календарь событий».
Важное место в работе Библиотеки Конгресса занимает обслуживание инвалидов. В помощь им издана специальная брошюра, которая имеется на всех справочных пунктах в печатной и аудиоформе. Эта категория пользователей может обращаться в Библиотеку непосредственно или через Web-сайт Национальной библиотечной службы для слепых и инвалидов. Специально для глухих в Библиотеке выделено пять телефонных номеров, по которым можно получить общую информацию о ней, а также отдельные данные, касающиеся авторских прав, культурных программ и др.
8. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
По уровню использования новых информационных технологий Библиотека Конгресса серьезно опередила большинство других национальных библиотек (НБ) мира. Приступив к информатизации в 1980-х гг., на сегодняшний день она добилась впечатляющих результатов. Достижения ее в этой области заслуживают отдельного обстоятельного анализа; в рамках настоящего обзора дана лишь краткая характеристика ведущих систем и программ, базирующихся на новых технологиях.
В составе Библиотеки действует Служба информационных технологий, состоящая из 10 подразделений (в общей сложности - 197 человек). Ей поручены разработка общей структуры сети, эксплуатация существующих систем, внедрение новых технологий, формирование инфраструктуры для удовлетворения потребностей Библиотеки в информационных технологиях XXI в.
Наряду с разработкой и внедрением новых систем и электронных средств ведется большая работа по расширению, модернизации и совершенствованию систем, созданных ранее: повышается их мощность, емкость и надежность, улучшаются качественные параметры, обновляются технические средства.
К Концу XX в. автоматизацией были охвачены все процессы библиотечной и информационной деятельности Библиотеки - комплектование, каталогизация, обслуживание пользователей. Новые технологии применяются и во внутренних процесса: финансовых операциях, управлении трудовыми ресурсами, обеспечении безопасности Библиотеки.
Главной является программа Национальной цифровой библиотеки (National Digital Library). Работа над ней началась в 1994 г. с целью создать «доступный на расстоянии фонд высококачественных материалов в электронной форме, представляющих ядро наиболее интересных и ценных в познавательном отношении документов из коллекции Американы, хранящейся в Библиотеке. Школы, библиотеки, организации и семьи будут иметь на месте доступ к важным историческим материалам; читатели получат возможность в общедоступных читальных залах в привычной для них обстановке знакомиться с материалами и использовать их в соответствии со своими индивидуальными потребностями».
Популяризации цифровой библиотеки способствует Центр посещений Национальной цифровой библиотеки, который распространяет информацию о ее возможностях. В 1998 г. Центр принял 8 тыс. посетителей, предал по электронной почте 5 тыс. ответов на запросы о цифровой библиотеке. Создан также Учебный центр, в котором учителей обучают тому, как использовать документы исторической коллекции «Память Америки». Занятия проводятся в учебной аудитории и театре, где демонстрируется работа с оборудованием, обеспечивающим доступ в Национальную цифровую библиотеку.
Бюро по авторским правам совместно с коммерческой корпорацией работает над созданием электронной системы регистрации и депонирования материалов, поступающих для регистрации авторских прав; она повысит эффективность этих процессов, обеспечит получение работ в электронной форме для цифровых фондов Библиотеки.
В Библиотеке действует ряд автоматизированных информационных систем по отдельным отраслям знаний и типам материалов. В их числе - Информационная система по законодательству TOMAC (THOMAS), названная в честь президента США Томаса Джефферсона. Это общедоступная система информации о деятельности Конгресса США. С ее помощью можно получить полные тексты законов, обсуждаемых законопроектов, протоколов заседаний Конгресса, отчетов его комитетов, а также тексты материалов, подготовленных Исследовательской службой Конгресса. Начало эксплуатации системы относится к 1995 г.; в настоящее время ведется ее ретроспективное пополнение. Система ТОМАС доступна пользователям всего мира через Интернет.
Другой отраслевой системой является Глобальная сеть законодательной информации (GLIN), обеспечивающая обмен тексами законов и других правовых документов между парламентами 35 стран. В 1998 г. ее членами были 12 стран, которые осуществляли прямой удаленный ввод в систему; другие 23 страны пока имеют доступ к сети через сотрудников Юридической библиотеки, входящей в структуру Библиотеки Конгресса. GLIN постоянно расширяется. Библиотека договорилась с НАСА об использовании спутниковой связи для помощи странам-партнерам.
Совместно с палатами Конгресса Библиотека разработала план формирования единой интегрированной Информационно-поисковой системы по законодательству (LIS) для обслуживания Конгресса.
Создается Интегрированная библиотечная система (ILS), которая объединит устаревшие разрозненные компьютерные системы, обеспечивающие все главные функциональные направления деятельности Библиотеки: комплектование, каталогизацию, работу с сериальными изданиями, выдачу, справочное обслуживание, учет фондов.
Начата работа над «Проектом электронных ресурсов информации», нацеленным на интеграцию электронных материалов в традиционные процессы, связанные с книгой и другими печатными изданиями.
Следует подчеркнуть, что использование новых технологий не считается самоцелью: электронные технологии, отметил директор Библиотеки Конгресса Джеймс Биллингтон, не приведут к устареванию печатных изданий, «скорее, они станут «электронным крючком», который притянет людей к книгам»
Страницы: 1, 2, 3, 4