Наши предки, наш народ испокон веков вели оседлый образ жизни, сущность нашей нации сформировалась в условиях оседлой культуры. Не случайно, я бы даже сказал, закономерно появилось такое понятие, как “илиги ток, бакувват”1. Я этим хочу сказать, что узбекский народ твердо стоит на ногах и полон сил. Еще в нашем языке есть такие выражения, как “тагли-тугли”2 и “палаги тоза”3. Это говорится по отношению к семьям, которые постоянно проживали в одной местности, выработали свой образ жизни, критерии поведения, убеждения и образ мышления. Какое же можно дать определение народу, который имел свои убеждения, критерии и правила, объединившие массы, несколько сотен тысяч, миллионы людей? Если исходить из жизненной и общественной логики, то объяснение здесь одно: национальная сущность, корни нашей нации, культуры -- оседлость.
Подойдем к вопросу с другой стороны. Нынешняя наша богатая культура -- плод какой цивилизации? Раз есть такая культура, ее создал народ, который проживал на этой земле, или она возникла на пустом месте?
Я хочу сказать, что при создании нашей древней культуры, как и истории, свой вклад также внесли множество этнических групп, народов и народностей. Это -- естественно. Ибо никогда, нигде не бывает культуры, принадлежащей лишь одной нации. Любая цивилизация является результатом деятельности и плодотворного влияния множества народов, наций, племен. Одним словом, переселенцы и завоеватели приходят и уходят, однако народ и его культура остаются вечно.
Поэтому наши ученые-историки, несмотря на свои различные убеждения, определенные взгляды, должны собраться, дискутировать, прийти к единому выводу. Вместо того чтобы увлекаться различными понятиями, такими как саки, массагеты, согды, бактрийцы, наши историки должны показать, доказать нации ее истинную историю. Действительно, история -- это основа духовности народа.
Некоторые историки хотят сказать, что мы -- потомки Чингизхана, даже, мол, в Амире Темуре текла кровь Чингизхана, что он из рода монголов. Давайте подумаем, к какой нации принадлежит наш предок Амир Темур?
Еще в книгах советской эпохи говорилось относительно войска Темура, достигшего окрестностей Москвы, что “татаро-монгольские войска окружили Москву”. На самом деле, войско Сахибкирана разгромило Тохтамыша, и только после освобождения Руси от монгольского ига оказалось близ Москвы. К сожалению, эта правда была опубликована в российской печати лишь в 1995 году. До такой степени слепы были наши историки, что до сих пор ни один из них не выступил и не сказал: нет, историческая правда не такова. Иначе, где Амир Темур, а где монголы! Где здесь самоотверженность, патриотизм? Где национальное самосознание, гордость?!
Хочу сказать, что каждый народ должен охранять и защищать свою историю от негативных воздействий и нападок. Если вы будете безразличны, то найдутся такие лжеспонсоры, силы, которые будут издавать книги, искажающие историю. Даже могут выпускать их за границей.
Если есть на свете друзья, значит будут и враги. Вот один пример. В 1996 году мы праздновали 660-летний юбилей нашего предка Сахибкирана Амира Темура. Некоторые по-иному стали толковать даже это.
Прежде всего, если мы проводим юбилей нашего предка, то поводом для этого становятся его дела, которые были осуществлены для процветания нашей нации, роль, которую он играл в нашей истории. Если подходить к вопросу с этой точки зрения, то кем был Амир Темур? Он, в первую очередь, был великой созидательной личностью. Кто построил памятники в Самарканде, в Шахрисабзе? Кто восстановил мавзолей Яссави в Туркестане? А что вы скажете о благоустроительных, архитектурных работах, осуществленных в период правления Амира Темура и его потомков на территории Афганистана, Ирана, Индии? Кто основным принципом своей деятельности выбрал ставший всемирно известным девиз “Сила -- в справедливости”?
До недавних пор, если речь шла об искусстве государственного правления, многие начинали разговор или с марксистско-ленинской ложной теории или со взглядов Макиавелли, жившего в XVI веке. Если позволить, то они и сейчас могут продолжить эту старую привычку. Кто написал классическое произведение об искусстве управления государством, обществом, о власти под названием “Уложения Темура”? Вообще в человеческой цивилизации есть ли другой правитель, оставивший подобное произведение?
Теперь давайте попробуем рассмотреть личность Чингизхана по этим критериям. Какой след он оставил после себя, кроме разрушенных им городов и селений? Раз так, не будет ли крайней нелепостью считать себя наследниками Чингизхана?
В нашей стране стало хорошей традицией проводить юбилейные праздники исторических личностей, городов, культурных памятников. Здесь речь идет не только о торжествах, важнее то, что мы ценим их богатое наследие, которое в свое время они оставили для грядущих поколений, добрые дела, если хотите, их лепту в мировую цивилизацию. Конечно, каждая нация стремится помнить и уважать своих предков. Только подобные добрые дела по своей значимости должны служить для сближения и согласия между народами.
Недавно по телевидению была показана передача о Ходже Ахроре Вали. Этот мыслитель в свое время в течение 25--30 лет объединял народы Центральной Азии, сближая политиков, тратил свои силы и энергию на предотвращение различных столкновений, его высокий авторитет имел решающее значение. Этому великому человеку, которого называли “Шейх шейхов”, не прекословил ни один правитель, хоким, шахзода. Спросите, почему? Да потому что народ очень любил его и возносил до небес. И мы готовы возвеличивать наших дорогих предков.
В этом смысле, какое наследие осталось от гуннов, каганатов? Где мы должны вести археологические работы, чтобы найти это “наследие”? Или издаются различные книги, снимаются фильмы о Чингизхане, который в XIII веке сжег Самарканд, превратил в развалины Бухару, Ургенч? Какие “достоинства” Чингизхана превозносят авторы этих произведений? Вообще осталось ли от Чингизхана какое-нибудь хорошее наследие?
И в прошлом, и теперь, любая сила, решившая поработить другое государство, всегда проводила и проводит против него политику, направленную на уничтожение духовного, культурного, исторического наследия этого народа. Нужен пример?
В чем причина того, что во времена Советов искажали страницы истории узбекской нации, а некоторые и вовсе не входили в нее? Генерал царской России Скобелев в обращении к своему императору писал: “Местный народ оказался более культурным, чем мы думали. Мы никак не можем их поработить... Лишь только стерев с лица земли все созданные в древности памятники старины, мечети-медресе, религиозные книги, погасив их духовность, мы сможем подчинить их себе”.
Знают ли об этом наши историки? Доводили ли они до нашего народа эти чудовищные взгляды? К сожалению, в сознании многих наших ученых крепко засели пережитки старого режима. Они и сейчас, в условиях независимости, как бы боясь кого-то, говорят с оглядкой.
Какой вывод можно сделать из всего сказанного выше? Поскольку невозможно победить народ, знающий свою историю, получающий духовную подпитку от нее, необходимо восстановить нашу правдивую историю, вооружить нашу нацию этой историей. Вооружить и еще раз вооружить историей. Если в основе научно-исследовательских работ наших ученых не будет лежать эта мысль, эта цель, то грош им цена. Институт истории, Академия наук должны определить основу и фундамент критериев освещения правдивой истории.
Мнения по этому вопросу должны быть конкретными и передовыми. И вообще я науку ставлю в ряд с такими понятиями, как передовой, развитый, прогрессивный. Я понимаю, что задачей науки является формирование нашего будущего, направлений завтрашнего дня, природной закономерности, показа такой, какой она будет. Необходимо разъяснить и доказать людям закономерность и преимущества независимости, без нее нет будущего у нации, она --естественная необходимость. Наука должна стать средством, силой, движущей вперед развитие общества. Но почему же не скажет свое слово в этом отношении наша наука? Почему не выходят новые по сути и содержанию статьи и произведения?
Здесь необходимо остановиться на взаимоотношениях науки и политики. Ибо находятся такие, которые говорят, что наука, например история, сама по себе, а политика -- сама по себе, и связи между ними не существует. Если подумать, кто прежде всего заинтересован в продукте науки истории -- ее выводах? Разве не политики? Для обоснования проводимой политики, пропаганды, обеспечения ее своеобразия, поднятия авторитета они обращаются к выводам исторической науки.
Раз так, возникает вопрос: кто и в каких целях использует эти выводы, агрессивно настроенные националисты или гуманисты-просветители? В этом смысле, если историки захотят сделать выводы для националистов -- это один продукт, а если для просветителей -- это уже другой. А где же выводы, которые пробуждают в сознании нашего народа национальное чувство гордости за свою нацию? Почему же в этом вопросе между нашими учеными возникают бесполезные споры? Нельзя забывать о том, что наука должна служить государству, народу, прогрессу общества.
Мы ничего не пожалеем для обеспечения развития науки. Хочу напомнить мысль, высказанную десять веков назад великим предком Абу Райхоном Беруни: “Наука возникает от необходимости удовлетворения жизненных потребностей людей”.
Если будут конкретные идеи, предложения, передовые научно-исследовательские изыскания по повышению эффективности работы Академии, мы создадим все условия, найдутся и средства. Но существует одно условие -- эта работа должна дать конкретный и плодотворный результат!
Если говорить об истории, как о науке, о ее сегодняшнем положении, о будущем, я хотел бы обратить ваше внимание на один вопрос. Если мы хотим дать оценку работе наших историков с точки зрения сегодняшнего дня, то можно сказать, что лишь меньшинство из них отвечает требованиям. Поэтому, я думаю, необходимо улучшать подготовку специалистов-историков с университетов, то есть с самой начальной точки. Если понадобится, открывать специализированные по истории школы. А для этого прежде всего необходимо создать дополнительные учебники, переучить самих преподавателей. Важно найти среди молодежи талантливых, самоотверженных, зажечь их сердца верой. Есть у нас академики в возрасте 30--35 лет? Каких результатов добился в шахматах победитель мирового первенства 16-летний подросток Рустам Касымджанов! Шахматы -- это тоже наука, разве это не математика?
Хочу сказать, что мы верим, опираемся на такую молодежь, связывая с ней будущее. Чем раньше мы откроем для них дорогу, тем больше будет поисков и находок в науке, творчестве. В спорах и поисках рождается истина, возникает прогресс.
Во-вторых, у нас не хватает смелых, современно мыслящих ученых. Я хорошо знал академика Яхью Гулямова. Он был ученым с независимым мышлением, если надо, он мог смело сказать правду всем, невзирая на самые высокие должности. Историки хорошо знают, что обычно в недрах возвышенностей бывают захоронены исторические памятники, целые города. Я хорошо помню, как во времена Советов, когда процветала политика обращения каждой пустующей площади в хлопковое поле, когда лишь на крышах оставалось место, не засеянное хлопком, когда под хлопковые поля были распаханы и эти исторические возвышенности, тогда против такой политики выступил ученый Яхья Гулямов. Я слышал также, что из-за этого он пострадал. Но только таким бывает патриот, ставивший справедливость выше всего. Жизнь таких вот людей должна служить нам примером.
Теперь несколько слов об освещении средствами массовой информации исторической темы. Наша печать, а также телевидение при издании исторических статей и подготовке передач не должны допускать того, чтобы мнение одного человека принималось за истину. Необходимо выслушать различные мнения по определенному вопросу и в споре достигнуть прояснения правды. Мы должны донести до людей истину путем разъяснения исторических событий, деятельности исторических личностей. Так как идеология нашего общества, формируемая нами, также получает подпитку в исторических источниках.
Еще один важный вопрос. Как я отмечал в беседе с редактором журнала “Тафаккур”, нельзя допускать и в политике, и в общественной жизни, и в науке проявления вакуума -- пустоты. То есть, если у тебя нет своей идеи, то в твой край придет и будет царствовать чужая идея. В том смысле, что если у нас нет самостоятельно мыслящих людей, если мы сами не восстановим и не напишем правдивую историю своего государства, народа, нации, ее напишут другие и по-другому. И хорошо, если ограничатся написанием, но ведь постараются направить подрастающее поколение, и даже ученых, в свое русло.
Я абсолютно против того, чтобы велись споры, какой народ откуда появился, чья история древнее, натравливая одну нацию на другую. Этого нам совершенно не нужно. Но при этом, я подчеркиваю, не допустим, чтобы господствовала чужая идея в освещении истории нашего государства. Мы должны иметь свое независимое, научно глубоко обоснованное мнение по этому вопросу, то есть о древнем прошлом, об исторических корнях. Это актуальная задача, стоящая перед нашими учеными-историками, научными учреждениями.
Я хочу обратиться к ученым-специалистам, которые трудятся в области истории: создайте правдивую историю нашей нации, дабы она одарила наш народ духовной силой, возродила нашу былую гордость. Если мы хотим поднять наш край на новый уровень, новый высокий рубеж, для этого нам необходима светлая идея. В основе этой идеи лежит возрождение самосознания нашего народа. Невозможно осознать себя без знания правдивой истории.
В связи с этим хочу напомнить одну мысль, высказанную мною пять лет назад: чем выше здание, тем глубже его фундамент. Если мы поставили цель построить великое государство, то наряду с современными, политическими, экономическими, научно-техническими, духовными возможностями у нас есть историческая основа -- великое прошлое, государственность, насчитывающая 2700 лет.
Страницы: 1, 2, 3