Деятельность в новом качестве Балабуев начинает с энергичных мер по доводке и организации серийного производства "Руслана". Буквально за 4 года был разработан, построен и поднят в небо супергигант Ан-225 грузоподъемностью 250 тонн. Он не случайно назван "Мрией" - мечтой. Ведь по словам Петра Васильевича, "мечта - это бесконечность человеческой мысли и желания, то, что ведет нас вперед и никогда не исчезнет, пока жив человек на планете".
Стремление вперед позволило П.В.Балабуеву и его коллегам создать самолет Ан-70, который по праву был назван самолетом XXI века. Он непосредственно участвовал в разработке принципиально новой винто-вентиляторной силовой установки самолета с двигателями Д-27, в создании аэродинамической компоновки самолета с уникальными несущими способностями, в разработке неизвестных ранее систем оборудования.
Еще в молодости Петр Васильевич навсегда усвоил для себя и учил этому других: "Быть впереди можно лишь тогда, когда каждый будет оценивать качество, результаты труда по высшему мировому уровню. Иначе - отсталость. Но и существующий мировой уровень не критический. Необходимо опережение". Именно благодаря этому жизненному кредо Генерального, его умению предвидеть развитие ситуации, в конце 1980-х, когда стали сокращаться объемы поступления средств из бюджета страны, П.В.Балабуев взял курс на самофинансирование предприятия. Он первым среди всех руководителей конструкторских бюро СССР добился на тот момент практически невозможного: АНТК им. О.К.Антонова было разрешено организовать собственную авиакомпанию. Здесь снова проявился характер Петра Васильевича. Чтобы получить такое разрешение, ему пришлось заручиться поддержкой М.С.Горбачева.
Коммерческие перевозки на самолетах созданного авиатранспортного подразделения постепенно стали существенной статьей доходов. Они вкладывались в развитие информационных технологий, в разработку новых проектов, в модернизацию оборудования, но, главное, именно они в конечном итоге позволили авиапромышленности Украины к настоящему времени получить для серийного выпуска новые типы сертифицированных конкурентоспособных воздушных судов.
Выход из тяжелейшей экономической ситуации, наступившей вслед за распадом СССР, Генеральный конструктор увидел в совершенствовании структуры предприятия и расширении сферы его деятельности. В этот период создается специальное подразделение по разработке средств наземного транспорта, ведется экспорт технологических достижений фирмы, начинается обучение иностранных граждан эксплуатации самолетов "Ан", растет объем инжиниринговых услуг и грузовых воздушных перевозок. В итоге период становления независимой Украины для фирмы "Антонов" оказался не только результативным, но и очень плодотворным. Спроектированы, построены и введены в эксплуатацию легкий многоцелевой самолет Ан-38 и региональный турбовинтовой пассажирский Ан-140. Пополнились семейства Ан-74 и Ан-32. Большую часть испытаний прошел самолет Ан-70. Начата коммерческая эксплуатация самолета Ан-225 "Мрія". Модернизируется "Руслан", реализуется программа возобновления его серийного производства. Проведены исследования нескольких проектов "летающих космодромов" на базе Ан-124 и Ан-225. "Авиалинии Антонова" заняли заметное место на рынке грузовых авиаперевозок.
При этом постоянно набирал темпы процесс технического переоснащения предприятия: оборудованы и запущены в эксплуатацию несколько конструкторских залов компьютерного моделирования, оснащенных новейшими компьютерными станциями. Оборудованы 300 рабочих мест, позволяющих выполнять трехмерное проектирование. Многоуровневая информационная система на предприятии обеспечивает комфортное непрерывное взаимодействие пользователей, как с основными информационными ресурсами комплекса, так и между собой. Организована система обучения конструкторов и технологов, разрабатывается программа обучения работы с КИТ для всех категорий специалистов. Внедрение КИТ обеспечивает повышение качества и оперативную реализацию запросов заказчика при создании и модификации изделий, а также позволяет АНТК участвовать в совместных международных авиационных проектах.
Первым самолетом, полностью разработанным полностью на основе трехмерного компьютерного проектирования, стал региональный реактивный Ан-148. Применение КИТ позволило значительно уменьшить трудоемкость разработки агрегатов и отдельных элементов самолета. Так, цикл создания электрожгутов сокращен в 5-6 раз, а цикл создания деталей и оснастки - в 2,5-3 раза. Его высокие характеристики, большинство которых уже подтверждены в ходе испытаний, дают полное право утверждать, что Ан-148 - самолет нового поколения.
В одном из интервью газете "Прапор комунізму" Олег Константинович Антонов сказал: "Петр Васильевич Балабуев принимал активное участие в проектировании всех самолетов нашего КБ, кроме Ан-2. Ведь когда мы делали первые чертежи самолета-первенца, наш коллектив был еще подростком. Зато в создании последующих машин вклад Балабуева весьма весом. По заслугам и награда". П.В. Балабуев - доктор технических наук (1988), Лауреат Государственной премии СССР (1974) и Государственной премии УССР (1979), Герой Социалистического труда, кавалер ордена Ленина (1975), Заслуженный деятель науки и техники Украины (1991), Герой Украины, награжденный орденом Державы (1999), профессор - заведующий кафедрой проектирования самолетов в Национальном аэрокосмическом университете (ХАИ) им. Н.Е. Жуковского.
Его творческий труд отмечен и другими наградами: орденами Трудового Красного знамени (1966), "За заслуги" III, II и I степеней (1992, 1996, 1998 гг. соответственно), орденом Дружбы (РФ, 1998), "Князя Ярослава Мудрого" V ст. (2001) и медалями, а также премией им. Петра Великого (Россия) - в 2001 г.
За выдающийся вклад в развитие международной гражданской авиации П.В.Балабуев награжден Премией имени Эдварда Уорнера -- первого президента Совета ИКАО. Это самая высокая награда, присуждаемая Международной Организацией Гражданской Авиации от имени 185 входящих в нее государств. На церемонии вручения Премии Президент Совета ИКАО Ассад Котайт сказал: "Проницательность г-на Балабуева, его качества лидера, выдающегося инженера и организатора позволили осуществить успешную разработку воздушных судов, которые обеспечивают безопасную перевозку людей, оборудования и техники во всех районах мира и играют важную роль в выполнении гуманитарных миссий ООН".
П.В. Балабуев является крупным авиационным конструктором и ученым. Он участвовал в создании около 100 типов и модификаций самолетов `Ан`. Под его руководством в АНТК им. О.К.Антонова проведены фундаментальные исследования и решен ряд основополагающих проблем, результаты которых имеют первостепенное значение для развития транспортной авиации. В частности, разработаны научные основы проектирования многоцелевых самолетов народно-хозяйственного применения, тяжелых транспортных самолетов, базирующихся на грунтовых аэродромах, сформирована и развита концепция аэродинамической и весовой компоновки широкофюзеляжных транспортных самолетов с умеренной суперкритической профилировкой крыльев большого удлинения и малым запасом устойчивости, которая впервые в мире была реализована на самолете Ан-124, благодаря чему его летно-технические характеристики превышают на 30-35% характеристики зарубежного аналога.
3. ОКБ Антонова
Авиационный научно-технический комплекс им. О.К. Антонова основан в 1946 году выдающимся авиаконструктором Олегом Константиновичем Антоновым. В настоящее время фирма "Антонов", возглавляемая Генеральным конструктором Петром Васильевичем Балабуевым, разрабатывает и строит новые опытные самолеты и модификации ранее созданных самолетов, обеспечивает их эксплуатационное сопровождение, выполняет инжиниринговые работы по повышению ресурса эксплуатируемой авиатехники, проводит обучение и переучивание летного и технического персонала, направляет высококвалифицированных специалистов для оказания помощи в освоении авиатехники и обучения национальных кадров, осуществляет на чартерной основе международные перевозки грузов, в том числе и нестандартных, участвует в международной кооперации по проектированию и производству авиатехники, занимается созданием наземных транспортных средств.
· 1930 - планерное КБ Осоавиахима
· 1933-1938 - КБ планерного завода в Тушино
· с 1945 - филиал ОКБ А.С.Яковлева (г. Новосибирск)
· 1946 - ОКБ-153
· 1952 - ГСОКБ-473 (г.Киев)
· 1966 - Киевский МЗ
· 1983 - ОКБ им. О.К.Антонова
· 1989(92) - АНТК «Антонов»
Заключение
Антонов был создателем авиационной техники, но он ещё и сам любил летать, и не только на планерах: он почти всегда принимал участие в испытаниях своих новых машин. Олег Константинович писал: “Есть счастливые люди, жадные к любому делу - их у нас всё больше и больше. Это люди, остающиеся молодыми на всю жизнь, для них это качество стаёт чертой характера, стилем работы”. Это относится и к самому Генеральному конструктору. Неустанное стремление вперёд - в жизни, в труде, творчестве - было присуще Олегу Константиновичу. Более восьмидесяти лет назад поднялся в небо его скромный планер “Голубь”, и всё это время одна за одною уходили в полёт машины, несущие на своих бортах две буквы - “Ан”.
Каждый новый планер Антонова, каждый новый самолёт стали звеном в процессе развития советской авиации. И каждая такая машина была новым отображением таланта выдающегося авиаконструктора.
Большую часть своей жизни Пётр Васильевич Балабуев посвятил созданию самолётов, которые, каждый в своё время, стали самыми лучшими не только в Советском Союзе, но и в мире. Сегодня на своих надёжных крыльях они доставляют пассажиров и грузы в разные уголки планеты. Их успехи служат источником сил и энергии для того, кто навсегда повязал с ними свою судьбу, которую можно назвать поистине крылатой.
Список литературы
· Антонов О.К. Десять раз сначала /О. К. Антонов. - М.: Молодая гвардия, 1969. - 143 с.: ил.
· Виноградов Р.И. Самолеты СССР: краткий очерк развития /Р. И. Виноградов, А. В. Минаев. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Воениздат, 1961. - 298 с.: ил. - Библиогр. в примеч. - Из содерж.: Об Антонове О.К.
· Всемирная история авиации /авт.-сост. Г. А. Соболева, Ю. В. Рычкова. - М.: Вече, 2002. - 511 с.: ил. - Из содерж.: Олег Константинович Антонов (1906-1984) - С. 461-464. - (Всемирная история).
· Иванов В.П. .Авиаконструкторы-политехники /В. П. Иванов; СПбГТУ. - СПб., 1996. - 152 с. - Библиогр.: с.150-151. - Из содерж.: Об Антонове О. К. - С. 120-129.
· Казаков В.Б. Сотвори себя: документально - художественная повесть об авиаконструкторе О. К. Антонове /В.Б. Казаков. - Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1980. - 175 с.: ил. - Библиогр.: c. 174.
· Пономарев А.Н. Советские авиационные конструкторы /А.Н. Пономарев. - изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Воен. изд-во, 1990. - 318 с.: ил. - Из содерж.: Олег Константинович Антонов, Петр Васильевич Балабуев. - С. 169-182:ил.
· Пономарев А.Н. Советские авиационные конструктры /А.Н. Пономарев. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Воениздат, 1980. - 247 с.: ил. - Библиогр.: с. 246. - Из содерж.: Олег Константинович Антонов - С. 129-137.
· Смелов В. А. История кораблестроительной школы в Политехническом /В. А. Смелов; СПбГПУ. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. - 266 с.: ил. - Библиогр.: с. 260 - 264. - Из содерж.: Об Антонове О.К. - С. 216, 179: ил.
· Яковлев А.С. Советские самолеты : краткий очерк /А.С. Яковлев. - изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Наука, 1982. - 407 с.: ил. - Библиогр. в примеч. - Из содерж.: Об Антонове О. К. - С. 287-289.
Страницы: 1, 2, 3, 4