Рефераты. Аравия в раннее Средневековье. Религиозная ситуация

Были также должностные лица, которые подавали сигнал к началу того или иного обряда и к окончанию паломничества. Эти должности также сохранялись в одном роде.

Помимо служителей храмов среди арабов большим почетом пользовались провидцы или прорицатели, через которых божество или верховный бог передавал свои решения и знамения. Прорицатели, как правило, не были связаны с каким-либо храмом и святилищем и при своих прорицаниях не прибегали ни к каким видимым техническим приемам. Согласно верованиям арабов, прорицатели свои откровения получали главным образом от бога, а также от джиннов и могли вступать в беседу с богом.

Практически каждое племя имело своих прорицателей, многие из них были незаурядными людьми, обладали большим умом, огромными знаниями жизни и обычаев своих племен, даром наблюдательности, они выступали своеобразными судьями при отсутствии писаных законов. Их решения исполнялись беспрекословно.

Однако при всей религиозности арабов-язычников и вере в свои божества у них рано проявился дух скептицизма и сомнения как в отношении некоторых идолов, так и прорицателей. Один из поэтов VII в. богиню Уззу и тех, кто в нее верил, сравнил с бесплодной землей, лишенной благ.

В течение первых веков новой эры в религиозной ситуации Аравии все явственнее наблюдаются новые тенденции, которые проявляются в постепенном переходе многобожных систем в единобожие.

Возможно, наиболее ранним и простым проявлением стремления к единобожию было выделение божеств, которым поклонялись группы племен, и оно было связано с образованием союзов племен. Со временем божеству одного союза племен стали поклоняться и другие союзы, и постепенно стал складываться культ общеаравийских божеств. При этом сохранились личные божества и идолы.

Одним из важных показателей процесса перехода к единобожию было сооружение святилищ, имевших не только местное значение. В этой связи особо стоит мекканский храм Кааба, который собрал вокруг себя несколько сотен идолов и в течение веков играл роль общеаравийского главного святилища. Усиление роли Мекки историки относят к III в. н. э. Мекка постепенно стала главным идеологическим и экономическим центром Аравии, несмотря на существование других политически могущественных центров притяжений арабских племен.

В Южной Аравии, возможно, наиболее рано проявились тенденции к переходу от поклонения многочисленным божествам к поклонению единому богу. В середине IV в. йеменские надписи почти не упоминают имена прежних богов и их авторы обращаются с просьбами, благодарностью или хвалой единому и единственному божеству, которого называют просто богом, милостивым, господином на небесах и на земле, владыкой небес, владыкой земли и небес.

В надписях VI в.- имеется лишь одно упоминание языческого божества -- богини солнца.

Таким образом, в Южной Аравии складывался отдельный йеменский монотеизм, отличный от других монотеистических религий.

Примерно в V--VI вв. во Внутренней Аравии, в Йемаме, появились единобожники-ханифы, отдельные благочестивые люди, которые поклонялись единому богу Рахману-милостивому. Источники сохранили имя мекканца из племени курейш, отказавшегося от многобожия еще до проповеди Мухаммеда.

В силу давних и тесных экономических и политических связей со всеми государствами древнего мира и раннего средневековья Аравия была не только в курсе идеологических процессов, происходящих в этих государствах, но сама активно реагировала на все изменения идеологической ситуации. Арабы рано познакомились с монотеистическими религиями -- иудаизмом и христианством. Иудаизм, возникший намного раньше христианства, нашел своих приверженцев в различных частях Аравии, особенно тесно связанных с Палестиной и Месопотамией торговыми интересами. В I в. н. э. в Аравии появились иудейские колонии, образованные беженцами, из Палестины. На караванных дорогах эти колонии имели вековую давность, они существовали также на островах Персидского залива и Красного моря. Судя по документальным данным, на юг Аравийского полуострова иудаизм проник примерно со II--III вв. как религия пришлых торговцев-иудеев. Они шли из Палестины через Хиджаз, шли из Месопотамии через Иемаму. Оба эти пути сходились в Неджране как в крупнейшем торговом центре Йемена. Уже в III--IV вв. какая-то часть йеменской знати обращается в иудаизм и иудеи приобретают некоторое влияние при царском дворе.

В VI в. иудаизм в Южной Аравии стал идеологией борьбы против эфиопского, а в конечном итоге византийского политического влияния. Царь. Иусуф Зу-Нувас (517--525) принял иудаизм и объявил его государственной религией, организовал жестокое преследование христиан, однако политическое поражение этого царя привело к идейному поражению иудаизма. Многие йеменцы, ранее принявшие иудаизм, перешли в христианство.

Иудеи проживали в городах и оазисах Юго-Западной Аравии. В Ясрибе большинство населения было иудейским. В Хейбаре, Фадаке иудеи занимались земледелием. В Таифе большая иудейская колония была связана с земледельческим трудом, виноделием и продажей вина. Иудеи также занимались ремесленным производством. Естественно, непосредственные контакты с иудеями оказывали на соседей-арабов идеологическое воздействие, и некоторые принимали иудаизм. В VI в. иудаизм имел сильные позиции во всей Западной Аравии.

В первые века новой эры, особенно после IV в., наблюдается активная деятельность византийской дипломатии в Аравии. Известно несколько поколений послов, которые непосредственно занимались аравийским вопросом. Помимо чисто светской деятельности послы выполняли и роль миссионеров, распространителей христианской религии. Их сопровождали христианские священники, которые обращали в свою веру арабов, убеждали знатных лиц построить церковь, как, например, это было в 524 г. в Хире. Помимо послов, миссионеров большую роль в распространении христианства или по крайней мере в ознакомлении с его догматами играли купцы из различных христианских областей. Наличие христианского влияния в Мекке ученые связывают с большими и многовековыми колониями эфиопов. Византийцы в своих отношениях с арабскими царствами и государственными объединениями часто пользовались услугами христиан-сирийцев и эфиопов.

Все три основных направления христианской религии -- православие, монофизитство, несторианство, каждое из которых представляло и определенное политическое течение, боролись за влияние в христианских центрах Ближнего Востока. Однако наибольшее распространение в Аравии получило монофизитство, в то время как несториане нашли убежище в Иране, а Гассаниды в V в. оказались под влиянием православия.

В Южной Аравии христианство укоренилось довольно рано, имел® своих мучеников, свой клир. Проповедники сюда, как и в другие области Аравии, приходили с торговыми караванами или с завоевателями. Широкое распространение христианства в Южной Аравии было результатом эфиопского вторжения и оккупации в 20-х годах VI в. До этого времени византийские торговцы жили в Йемене, пользовались свободой отправления культа, имели свои церкви.

У химйаритов монофизиты завоевали преимущественное влияние и соперничали с православием и несторианами, учение которых также имело значительное распространение и являлось орудием иранской политики. В г. Неджране было особенно много христиан, в частности, большинство членов торговой верхушки города исповедовали эту религию.

Христианские церкви были в Неджране, в столице Химйаритского государства -- Зафаре, Хадрамауте, на побережье Красного моря, в Мохе, Адене и на о. Фарасан. В христианство обратилась часть родовой знати Йемена, что усиливало ее политические связи с Византией и Эфиопией.

Христианство служило проводником эфиопского и византийского влияния, являлось орудием византийской политики в борьбе за контроль над торговыми путями, проходившими через территорию Аравии. С середины VI в. по мере усиления влияния Византии в Южной Аравии стала распространяться и официальная религия империи -- православие.

Для характеристики религиозной ситуации в целом в Аравии большой интерес представляет тот факт, что в столице государства Лахмидов, цари которого придерживались язычества, нашли возможность вести продолжительные диспуты представители несториан и монофизитов с целью склонить арабов в пользу того или иного направления. Ь лагере Лахмида Мунзира в 524 г. обсуждались меры для прекращения гонений христиан в Химйаре. Лахмиды были политически связаны с Ираном, поэтому здесь наибольшее распространение получил? несториаиский толк христианства.

В церковных соборах принимали участие епископы столицы Лахмидского государства. Жены лахмидских царей были христианками, часть родов и племенных союзов, объединенных в этом государстве, значительная часть войска исповедовали ту же веру, сами же цари оставались язычниками. Только один из последних царей лахмидов принял христианство.

Христианство было распространено и среди киндитскои знати, христианкой была Хинд -- дочь киндитского царя и жена лахмидского царя. В столице Лахмидов была построена церковь по ее повелению. Надпись на стенах христианского храма гласила, что ее построила «Хинд, дочь Хариса ибн Амра ибн Худжра, царица, дочь царей, мать царя Амра ибн Мунзира, раба Христова, мать его раба и дочь его рабов...» Эти слова свидетельствуют, что предки Хинд и ее дети были христианами. В целом царский род киндитов сохранил верность христианству. На территории Аравии встречаются эпиграфические памятники христианского содержания на греко-арабском, греко-сиро-арабском языках, относящиеся к VI в. В христианских документах упоминаются епархии и епископские кафедры «сарацин». В VI в. на о. Сокотра встречались христиане - несториане. В VI в. гассаниды стали ориентироваться на монофизитов и оказали им большие услуги. Смена ориентации была связана с политическими факторами. В своей деятельности гассанидский царь Харис опирался на покровительство византийской царицы Феодоры. Гассаниды имели свои христианские церкви, активно вмешивались в религиозные дела, предлагая того или иного кандидата на высший церковный сан, стремясь прекратить тяжелые распри монофизитов между собой и защитить своих единоверцев от притеснения со стороны Византии. Известно, что в 580 г. гассанидский царь Мунзир, посетивший Константинополь с разрешения императора, созвал собрание известных представителей различных направлений христианства с целью их примирения. Однако споры повсеместно продолжались. Царь Мунзир уговорил императора прекратить гонения на монофизитов, а сам обещал восстановить мир между различными сторонами. Таким образом, арабы не были пассивным объектом влияния христианства, а сами активно участвовали в религиозной политике. Однако было бы преувеличением утверждение о повсеместном распространении в Аравии христианства. Его принимали отдельные роды, семьи, знать племен, некоторые племена.

Список литературы:

История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.