Рефераты. Аравия в раннее Средневековье. Внутренняя ситуация

Аравия в раннее Средневековье. Внутренняя ситуация

Реферат

АРАВИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ВНУТРЕННЯЯ СИТУАЦИЯ

АРАВИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

КУЛЬТУРА ДОИСЛАМСКОЙ АРАВИИ

Весь доисламский период истории Аравии мусульманская историография обозначила термином «джахилийя» -- невежество. Эта концепция всеобщего «невежества» была воспринята рядом ученых. Однако в последние десятилетия в историографии сделано немало для определения действительного уровня культурных достижений арабов до VII в.

Для того времени арабы имели достаточно широкий географический и исторический кругозор, что обусловливалось тесными и обширными политическими, торговыми, культурными и идеологическими связями со всеми странами тогдашнего мира.

Исторические представления арабов, особенно о своем далеком прошлом и о себе, прослеживаются в первую очередь в их «генеалогии», свое происхождение они возводили к земле, камням, скалам, растительности, животным и птицам или к женщине-прародительнице. Все эти представления нашли отражение в названиях племен: «сыновья льва», «сыновья дерева», «сыновья скалы» и т. д. Первоначально у арабов не было понятия о месте своего обитания вне племен, а затем со складыванием союзов племен это понятие расширяется и, наконец, складывается представление о земном мире, который включал и сушу, и водное пространство и названия отдаленных стран.

При характеристике развития этноисторического самосознания арабов чрезвычайно важное значение имеет упоминание в стихах доисламских поэтов территориальных границ мира, к которому они сами считали себя причастными. Эти границы постепенно расширялись до понятия страны арабов или земли народа арабов.

В миропонимании бедуинов большую роль играла судьба -- рок, которая считалась источником всех бед. Один из поэтов судьбу сравнивал со слепой верблюдицей, которая не разбирает, в кого попадет и кого убьет. О загробной жизни у бедуинов-язычников не было представления, они признавали только земное существование, но верили в наличие связи между умершими и живыми через родство.

Историческая традиция доисламской Аравии была связана с поэтами, ораторами, мудрецами, судьями. Эти люди были не только носителями исторического самосознания, но именно они формировали его, восхваляя свой род, свое племя.

Однако со временем появляются устные повествования и стихи о царствовании, поступках и деятельности царей и правителей соседних государств, и эти рассказы явились самой ранней формой связного исторического повествования. Главное место в этих повествованиях занимало изложение отдельных важнейших событий в жизни рода, племени или какого-либо царства.

Наивысшим достижением арабской культуры, начиная с древности, было создание трех видов алфавитного письма в Южной, Северо-Западной и в Северной Аравии. Наиболее древние из известных нам памятников южноаравийской письменности и письменности Северо-Западной Аравии относятся ко времени до новой эры, а североаравийской, собственно арабской -- к IV в. н. э. (328 г.). Процесс складывания арабской алфавитной письменности, употребляемой и ныне, был длительным и постепенным.

Примечательно то обстоятельство, что памятники южноаравийской письменности встречаются как в Центральной, так и Северной Аравии,* что свидетельствует о сравнительно широком для своего времени распространении грамотности. Каждый памятник эпиграфики рассчитан на читателя, иначе он теряет свой смысл. С другой стороны, несмотря на три различных типа письменности, в Аравии складывался язык, понятный всем племенам. Развитие письменности и общеарабского языка говорит о высоком уровне развития культуры в регионе в целом. Однако необходимо оговориться, что язык, являясь непременным компонентом любой культуры, в то же время выступает как одно из важнейших орудий культуры. О сравнительном распространении грамотности свидетельствует и тот факт, что при приближении смерти человек писал завещание сам или просил об этом людей, достойных доверия. Об уровне грамотности косвенное представление дает также обычай гадания по надписям на стрелах.

Арабы создали высокоразвитую устную поэзию и устные предания, которые получили название «Дни арабов». Доисламская поэзия отражала весь быт, социальные связи, обычаи различных племен. Поэты рассказывали о битвах, племенных собраниях, традиционных играх, отражали нормы общественной морали. И поэзия, и «Дни арабов» отражают исторические представления того времени, представления о прошлом и настоящем. Рассказчики и поэты, описывая события, пытались установить причинные связи между ними. Например, один из выдающихся поэтов Зухейр ибн-Аби Сульма (530--627) основную причину падения былого могущества племен видел во взаимной вражде и всем своим творчеством стремился способствовать примирению племен, страстно осуждал межплеменные войны.

Набигу аз-Зубийани (535--604) считают одним из основоположников политической лирики. Он сочинил несколько касыд, содержащих наставления соплеменникам и союзникам. В них он призывал племена оставить раздоры, сохранить верность союзу и общими усилиями сопротивляться врагам. Проблема войны и мира занимала важное место в творчестве арабских поэтов, среди которых практически не было певцов войны. Несмотря на племенной патриотизм, в творчестве доисламских поэтов главное место занимала идея союзов и объединений. В то же время необходимо отметить, что вопрос о политическом лидере данного или будущего объединения стоял остро. Эту роль оспаривала знать многих племен, и поэты не могли стоять в стороне от данной проблемы.

Творчество выдающегося поэта Имруулькаиса (500--540) является замечательной летописью исторических событий того времени, она сохранила множество сведений по истории и этнографии. Он рассказал о политических событиях его эпохи, о борьбе за влияние между Персией и Византией, об истории киндитов и других арабских племен, показал многие стороны общественной жизни арабов, особенно арабской знати.

Язык доисламской поэзии был понятен жителям всего полуострова, хотя стихи создавались выходцами из различных племен. Это был язык, на котором впоследствии Мухаммед произносил свои установления и был записан Коран. Поэзия сыграла исключительную роль в формировании этнической и социально-культурной общности арабов, как кочевых, так и оседлых. Обычно при каждом крупном поэте был своеобразный рапсод, хранивший в памяти многие тысячи стихотворных строк. Однако эти стихи запоминали не только рапсоды и сочиняли не только прославленные поэты. Вообще в Аравии высоко ценился дар поэтической импровизации. По каждому важному случаю в жизни племени или отдельного человека произносились импровизированные стихи. Это было естественной реакцией арабов на то или иное событие. Иногда по поводу одного и того же события стихи слагали сразу несколько человек, иногда стихи или стихотворная фраза произносились, казалось бы, при самых безнадежных, отчаянных обстоятельствах, даже перед смертью. Женщины в стихах оплакивали смерть своих близких.

Арабы очень высоко ценили меткое слово и могли за остроумное осмеяние человека, который им не угодил, дать автору богатые дары. В истории известен случай, когда была развязана война в ответ на оскорбительное стихотворение.

Арабские поэты создали идеальный образ доисламского героя, наделенного всеми доблестями воина, смелого наездника, щедрого в дарах, не жадного к добыче, верного в отношении к своему слову, речистого. Он -- философ, думает о вечных категориях, таких, как жизнь, смерть, судьба, и в то же время он -- пылкий возлюбленный, гуляка и кутила, лихой игрок. Знаменитый поэт Антара ибн-Шаддад (VI в.) был певцом выдающейся личности.

В доисламской поэзии почетное место занимают и поэтессы. Издавна арабы обладали обострённым чувством красоты, занимались художественной отделкой тканей, одежды, украшений, оружия, бытовых предметов. Еще в древней Аравии была создана монументальная архитектура, значительного развития достигли скульптура и художественная роспись.

К VII в. у арабов сложились довольно точные астрономические познания, начало которых связано с наблюдениями за небесными светилами с чисто практическими целями.

Одним из важнейших достижений доисламской Аравии является искусство судовождения. Арабы еще в древности совершали единичные походы к побережью Западной Индии и островам на этом пути. Страбон к началу новой эры относит развитие морской торговли арабов с Индией и Африкой. Затем арабские купцы достигли Ланки, Суматры, Мадагаскара. Морская деятельность для арабов приобрела особое значение, с ней связано развитие судостроения и судовождения. От кормчих требовались точный учет воздушных и водных течений, лотовые промеры фарватера, знание признаков приближения к берегу, умение определить глубину по цвету воды, осведомленность в законах парусного и рулевого управления и многое другое...

Мореплавание не только расширяло географический и исторический кругозор арабов, но и свидетельствовало о существовании у них совокупности многих технических знаний.

ОБОСТРЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИИ, ВОССТАНИЯ ПЛЕМЕН

В процессе образования раннефеодального государства в арабском обществе все более обострялись внутренние противоречия. Эти противоречия особенно проявились в 30-х годах VII столетия, когда на северо-востоке и на юге полуострова вспыхнули вооруженные восстания племен.

По сообщениям арабских источников, восстания начались под руководством так называемых «лжепророков» и некоторых старейшин племен и родов. Говоря о восставших, Я'куби писал: «Толпа, отпав (от ислама), возложила короны на своих вождей. Племена отказались уплачивать налог Абу Бекру».

На северо-западе обитали многочисленные племена и роды гата фан, абс, зубьян и др. Они находились в непосредственной близости-от Медины и, следовательно, больше других восставших племен располагали реальной возможностью нанести первый удар столице государства. Во главе восставших стал старейшина племени Тальха, еще при жизни Мухаммеда претендовавший на сан пророка. Во главе другой группировки восставших племен встала женщина по имени Саджах, прибывшая к моменту восстания из Месопотамии. На востоке восстало сильное племя ханифов во главе с «пророком» Масламой. Это восстание охватило Йемаму, Бахрейн, Оман. На юге полуострова вспыхнули восстания племени киндов и множества йеменских племен и родов во главе со старейшинами.

Лозунги восставших, направленные против ислама, были лишь внешней формой, под которой скрывались глубокие экономические и социальные причины: усиление зависимости рядовых членов племен от феодализи -ровавшейся знати, обложение тяжелыми налогами и вызванное этим дальнейшее разорение земледельцев и бедуинов-скотоводов.

Восставшие в первую очередь обрушивались на сборщиков налогов и прогоняли их. По свидетельству Балазури и других арабских авторов, представители двух восставших племен заявили Абу Бекру, что-эти племена согласны остаться мусульманами и соблюдать религиозные обряды при условии, что они будут освобождены от уплаты налогов. Халиф без колебаний ответил, что если они не выплатят налога. хотя бы за один год, то он пойдет на них войной. Таким' образом, распространение ислама было для правящих кругов мусульманского государства не самоцелью, а лишь средством выкачивания налогов, орудием присвоения прибавочного продукта с «правоверных мусульман».

Первый удар был нанесен племенам, обитавшим в окрестностях. Медины. Войскам халифа удалось сломить их сопротивление.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.