В итоге попытка преодолеть застой в горнодобывающей промышленности не дала должного эффекта. Непопулярность режима, возглавляемого Милнером, росла значительно быстрее, чем изменялась демографическая ситуация. Это неизбежно вело к пересмотру прежних программ. Начавшаяся в 1903-1904 гг. борьба против использования китайского труда на шахтах в дальнейшем нашла свое выражение в мероприятиях, направленных на ограждение белых от конкуренции “азиатов”, в законах воспрещающих индийскую иммиграцию в Трансвааль, Капскую колонию и КОР, в выступлениях против предоставления каких-либо политических прав и привилегий белого населения и превращения Южной Африки в “страну белого человека” сближала верхушку бурских фермеров и торгово-промышленную буржуазию британского происхождения.
4.2 Политическое развитие Южной Африки и
создание Южно-Африканского союза
Общественная жизнь в 1904-1907 г. отличалась значительным усилением политической активности населения Южной Африки: увеличилось число митингов, собраний, появился ряд новых политических ассоциаций и клубов, оживилась публицистическая деятельность. Особенно тревожила британскую администрацию активизация бурских лидеров Трансвааля, развернувших кампанию по разоблачению “капиталистического заговора с целью ввоза азиатов в ущерб белым”, в центре же внимания КОР оказалась проблема школьного образования. Деятельность милнеровской администрации подвергалась все большей критике со стороны большей части англоязычного населения. Милнер согласился на некоторые уступки, и его предложение нашло полную поддержку у министра колоний и 8 июля Милнеру было разрешено объявить о предстоящих переменах в составе Законодательного совета Трансвааля, но относительно колоний Оранжевой реки там не было ни слова.
Известия о предстоящих изменениях в конституционном устройстве Трансвааля и о введении принципа представительного управления ускорили оформление политических партий среди европейского населения Трансвааля.
Прогрессивная ассоциация Трансвааля. Они выступали за немедленное введение представительного правительства, настаивали на признании равных прав избирателей. Партию составляли в основном представители горных монополий, следовательно, были за политику проводимую Горной палатой.
Ассоциация ответственного правительства. Так же признание равных прав избирателей, требовали полного и немедленного самоуправления, были согласны на допуск бурского большинства в парламент самоуправляющейся колонии. Все деятели этой ассоциации были состоятельными людьми и выступали против политики Горной палаты, были и золотопромышленники первой волны, и алмазные магнаты.
Политическая рабочая лига. Была образована как организация представлявшая интересы рабочих в новом Законодательном Совете в 1904 г. Политические требования их ограничивались призывами к союзу белых жителей Южной Африки, языковому равенству, немедленному предоставлению ответственного правительства и избирательных прав для всех белых мужчин и женщин.
“Хет Фолк”. В переводе “народ”. Ее составляли в основном бурское сельское население, но были, и так же не малочисленны, представители “свободных профессий”. Они требовали: полной компенсации военных убытков, создания избирательных участков в соответствии с количеством населения, увеличения правительственных ассигнований на развитие сельского хозяйства, запрещения продажи земли африканцам и не предоставление им избирательных прав, полного самоуправления Трансвааля и КОР и ликвидация приниженного неравноправного положения буров в этих колониях.
Таким образом, к началу 1905 г. сложилось два основных политических центра, один из которых был связан с горной промышленностью и Горной палатой и поддерживал мероприятия колониальной администрации Милнера, второй - оппозиционный - состоял не только из бурских политических деятелей и части трансваальских британцев, но и из представителей зарождавшегося рабочего движения. Расходясь во взглядах на будущее колонии и в оценке колониальной политики английских властей, обе эти группировки занимали в целом расистскую позицию, выступая против предоставления каких-либо политических прав, как африканцам, так и индейцам и метисам, жившим в Трансваале.
В основу нового колониального статуса Трансвааля легли предложения Милнера, содержащиеся в обширном донесении от 5 декабря 1904 г. В нем он снова подчеркивал, что преждевременно давать самоуправление Трансваалю. Надо только, писал он, принять определенные меры, чтобы успокоить недовольных и создать у большинства населения ощущение участия в руководстве колонии. Смысл предложений Милнера сводился к тому, чтобы с помощью частных уступок сохранить на длительный срок полный контроль британских колониальных властей над Трансваалем и обеспечить самые благоприятные условия для деятельности английских горных монополий. Эти же идеи легли в основу конституции Трансвааля 1905 г., текст которой был подготовлен министром колоний Литтлтоном и прислан Милнеру в начале 1905 г. Эта конституция просуществовала всего один год и была отменена, по существу даже не вступив в действие.
Анализ внешнеполитических и внутренних проблем, стоявших перед Англией, показывал, что ни о какой новой колониальной войне не могло быть и речи. Требовались иные методы в южноафриканской политике. Цель же политики оставалась прежней: обеспечение полной безопасности британских интересов на юге Африканского континента. Для осуществления намеченной цели были предложены два пути. Один из них отстаивал преемник Милнера в Южной Африке Селборн. Селборн с самого начала своей деятельности выступил решительным противником немедленного самоуправления. Другой точки зрения придерживались либералы. У.Черчилль, пожалуй, лучше других выразил суть негативного отношения либералов к идее представительного правительства в Южной Африке: “Я полагаю, что ныне невозможно отказать Трансваалю в представительном парламенте и ответственном перед ним правительстве”. Черчилль отнюдь не требует “бросаться в объятья буров”, но предлагает найти те принципы, которые были бы приемлемы в качестве компромисса для обеих сторон. В меморандуме от 30 января 1906 г. он советовал сделать ряд уступок бурам и одновременно поддержать некоторые требования британских партий. Так, рекомендуя провозгласить самоуправление и признать равенство языков, он считал необходимым сохранить такое положение, когда избирательные округа создаются исходя из числа избирателей, поскольку при этом условии можно обеспечить британское большинство в парламенте Трансвааля.
Точку зрения Черчилля разделяли и другие министры. Тем не менее, на заседании кабинета 8 февраля выяснились разногласия, связанные с вопросом новой конституции для Трансвааля. Однако спор шел не о том, предоставлять или нет самоуправление, а о том, каким образом осуществить ведение системы ответственного правительства. В итоге в Южную Африку было решено направить специальную комиссию для выработки предложений о новой конституции.
Комиссия прибыла в Южную Африку 24 апреля 1906 г. В ее состав вошли лица, имевшие определенный опыт работы в колониальном аппарате, главным образом в Индии. Комиссии Уэст-Риджуэя было предписано провести консультации с лидерами политических партий и попытаться достичь общего согласия относительно представительства в парламенте. Предлагалось рассмотреть вопрос о второй палате парламента и согласиться с предложением о предоставлении избирательных прав всем белым мужчинам. Комиссия пробыла в южноафриканских колониях более двух месяцев, отчет о ее деятельности так и не был опубликован, так как его составители были слишком откровенны в своих выводах и предложениях.
Итак, советовалось ввести всеобщее избирательное право для мужчин, создать избирательные округа по числу избирателей, но в границах старых дистриктов, избирать от каждого округа по одному депутату и перераспределять округа каждые пять лет. В качестве более прочной гарантии британских позиций в парламенте Трансвааля комиссия предложила создать вторую палату, назначаемую губернатором. Специальный доклад комиссии был посвящен рекомендациям по конституции КОР. Сложность вопроса о самоуправлении КОР заключалась в явном преобладании буров среди белых жителей колонии. Введение системы ответственного правительства в подобных условиях означало передачу власти бурским лидерам, тем не менее, считали нужным восстановить старую конституцию КОР с ее сильной президентской властью, причем функции президента должен выполнять губернатор колонии. Говоря о будущем члены комиссии писали, что самая большая надежда на улучшение положения в Южной Африке заключена в конфедерации на таких общих принципах, как и те на которых создан доминион Канада и Австралийское содружество.
Конституция, вводившая статус ответственного правительства для Трансвааля, была провозглашена 6 декабря 1906 г., но подготовка к выборам в парламент началась еще летом, сразу же за обсуждением в палате общин рекомендаций комиссии Уэст-Риджуэя. В первом парламенте будет британское большинство в пять-девять человек. Если британская община на выборах окажется единой, то можно сформировать довольно устойчивое правительство, опирающееся на это большинство. Однако реальна, когда часть парламентариев-британцев будет выступать заодно с бурскими лидерами. Тогда правительству - коалиционному по своему составу - придется больше опираться на буров. Третий исход выборов - явное большинство буров - по мнению комиссии, был нереален, так как баланс представительства был задуман таким образом, чтобы крайние фракции “Хет Фолк” или прогрессистов не могли доминировать в парламенте. На практике же следует ожидать правительства опирающегося на умеренных британцев и буров. Главой его, по предложению комиссии и министерства колоний, должен был стать Ричард Соломон.
Итоги голосования, таким образом, были неожиданными. “Хет Фолк” завоевала 37 мест, прогрессисты - 21, сторонники Соломона - 6, лейбористы - три, независимые - 2. Как и предполагала комиссия, англоязычных депутатов было избрано больше, чем африканеров (37 против 32), тем не менее “Хет Фолк” не только победила на выборах, но и получила абсолютное большинство. Подобная ситуация явно не была предусмотрена в прогнозах Уэст-Риджуэя. Ясно, что события в Трансваале развивались совершенно иначе, чем представляла себе имперская комиссия.
Парламентскими выборами 1907 г. закончился период пребывания бурских республик в качестве коронных колоний Великобритании. Вводя этот статус в 1902 г. правящие круги Англии рассчитывали, что Трансвааль и КОР будут находиться под непосредственным управлением из Лондона в течение длительного времени. Правительство опирающееся на британское большинство в законодательном органе колонии и действующее в союзе с умеренными бурами, представлялось достаточной гарантией незыблемости позиций английского империализма в Трансваале. Действительность опровергла эти планы. Несмотря на все усилия английской колониальной администрации, всего через 5 лет после окончания войны политическая власть вновь перешла к бурам и верховный комиссар Селборн поручил формирование правительства лидеру “Хет Фолк” Луису Боте. В декабре 1908 г. У Черчилль в секретном письме к новому министру колоний Креве констатировал: “Мы уже не арбитры. Мы имеем большое влияние, но власть ушла”.
Предоставление самоуправления Трансваалю и КОР устраняло конституционные различия в статусе колоний и позволяло перейти непосредственно к объединению Южной Африки. Кампания за скорейшее объединение всех колоний началась в 1906 г., а свои плоды принесла уже в мае 1908 г., когда было принято решение о созыве Национального конвента для выработки проекта конституции единого государства. Толчком послужило восстание Бамбаты 1906 г. Помимо боязни всеобщего восстания африканцев была и другая. Действия, предпринятые английским правительством в связи с этим восстанием, рассматривалась лидерами белого населения Африки как угроза вмешательства в политику колонистов и доказательством необходимости скорейшего объединения. Однако это единодушие еще не означало согласованности действий: как только к концу 1906 г. напряженность в Натале несколько спала и угроза всеобщего “туземного” восстания стала менее реальной, выявились разногласия между представителями политических партий в осуществлении планов объединения. В январе 1907 г. зашла в тупик межколониальная конференция по созданию общих вооруженных сил на случай “туземных” беспорядков. Одновременно Бота и Сметс отказались поддерживать предложение о создании организации, которая агитировала бы за “тесный союз” колоний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7