Рефераты. Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

«Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием, властью. Закон - это то, чего сообща придерживаются правитель и сановники. Доверие - это то, что сообща устанавливают правитель и сановники. Власть - это то, чем распоряжается лишь один правитель» - так Шан Ян видел роль закона в управлении государством [19, 171].

2.1 Система административно - государственного управления

Для управления огромной страной с учетом существующего опыта была создана сложная система власти, в которой боролись центростремительные (страна управлялась из единого центра; сила личности Цинь Шихуана; возможность контроля всех уровней общества) и центробежные (отсутствие единства в машине управления, изоляция императора центральным аппаратом) тенденции. Один человек от своего имени не может управлять огромной страной, делать это он может лишь как представитель группы или класса. В империи Цинь родился «император - бюрократия», который выступил как «государство-эксплуататор» и стал на века определяющим качество китайской политики фактором [16, 28].

Государственный аппарат возглавлял сам император, имевший неограниченную власть. Ближайшими помощниками были два первых советника (чэнсяна). В их функции входило осуществление всех указаний императора и руководство работой административных органов [18, 46]. Чэнсяны помогали сыну неба управлять всеми делами [1, 4; 5, 61].

Весь аппарат разделялся на органы центрального и местного управления. Центральные органы подразделялись на ведомства: военное, судебное, финансовое, ведомство императорского двора, ведомство обрядов, ведомство по охране императора и верховная прокуратура [18, 47].

2.2 Территориальное деление

Для создания местных органов управления вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с очертаниями прежних царств и княжеств. А во главе их стояли «цзюньшоу» (губернаторы). Области делились на уезды - «сянь» во главе с «сяньлинами», а уезды - на волости («сян») и более мелкие единицы -«тины». В каждом «тине» было по 10 общин - «ли» [18, 54].

Бюрократия занималась повседневным осуществлением политических функций. Чиновники не пахали, не сеяли, но процветали, изымая часть прибавочного продукта общества в виде доли от налогов, согласно рангу, и «черных доходов» коррупции. Осуществление политических функций стало основой самосознания бюрократии, которое формировалось с одной стороны под влиянием выгод принадлежности к классу бюрократии (почет, материальное довольствие, привилегии), с другой, под давлением жесткой системы, создававшим круговую поруку: В случае нарушения приказа наказанию подвергался не только провинившийся чиновник, но и тот вышестоящий, который в свое время порекомендовал его на эту должность. В этих условиях, конечно, старались рекомендовать «своих», принимать решения в свою пользу, покрывать нарушения. Ибо «чиновник видевший /или/ знавший /о преступлении/, но не сообщивший об этом властям подвергался тому же наказанию, /что и преступник/» [18, 53].

Все многочисленные чиновники, вплоть до самых высших, получали за свой труд твердо фиксированное жалованье из государственных хранилищ, чаще всего натурой, в виде определенного и зависевшего от должности и ранга количества зерна. Лишь считанные представители 19-20-го рангов имели право на кормления, т. е. на взимание налогов с крестьян определенной пожалованной им в условное владение территории, но при этом административной власти в рамках этой территории они не имели, их права там ограничивались взиманием налогового сбора. Строго централизована и хорошо организована была и система разнообразных и весьма тяжелых государственных повинностей, будь то гигантские строительные работы, обязанность снабжать армию, возить продовольствие и снаряжение, участвовать в общественных работах на местах и т. п.

2.3 Управление в судебной и идеологической системе

Глобальные нововведения императора вызвали сильнейшее недовольство, выразителями которого стали конфуцианцы, желавшие к тому же взять под свой контроль систему образования. Тогда против них выступил первый министр Ли Сы с памфлетом "они (конфуцианцы) восхваляют древность, чтобы порочить современность".

Став хозяином империи, Цинь Ши хуанди следовал постулатам легистов. Он запретил учение Конфуция и преследовал конфуцианство, потому что оно со своей ориентацией на прошлое препятствовало его преобразованиям [18, 161]. Раздосадованный сопротивлением конфуцианцев, Цинь Ши-хуанди в гневе приказал сжечь все конфуцианские сочинения и закопать живьем 460 виднейших конфуцианцев. Но и это не помогло [8, 176].

Легизм с его разработанной теорией централизованного административно-территориального управления, по сути, стал официальной идеологией Циньской империи, превратил династию Цинь в великую и могучую систему правления [16, 26].

Судебное ведомство представлял окружной судья, он же являлся начальником всех тюрем округа. От верховной прокуратуры в округ направлялся цзяньюйши, контролировавший работу всех чиновников округа, включая самого начальника округа [16, 56].

По примеру Шан Яна Цинь Шихуанди ввел карательную систему, предусматривавшую как массовый вид наказания порабощение государством всех членов семьи преступника в трех поколениях, а также семей, связанных между собой системой взаимной ответственности, круг которой расширился настолько, что каре одновременно подвергались целые группы сел. Преступления, которые представлялись властям особо тяжелыми, карались казнью не только виновного, но и всех его родственников в трех поколениях [18, 154]. Введенные при Цинь Ши Хуанди, по примеру Шан Яна, чрезвычайно жестокие меры сурово карали за малейшие поступки. Многие преступления наказывались мучиельными казнями: отрезанием носа, разрубанием колен, вырыванием ребер. Обезглавливание было наиболее легким видом смертной казни. Существовали такие виды казни, как разрубание пополам, разрывание колесницами, зарытие заживо, разрубание по частям и другие более жестокие и омерзительные виды умерщвления.

2.4 Унификация письменности

При Цинь Шихуанди была унифицированы китайская письменность. До династии Цинь в различных княжествах имелись свои письмена. Из-за этого существовало препятствие в культурном обмене. После объединения под властью Цинь «сяочжуань» (один из видов китайского древнего письма) стала общепринятой письменностью. Развитие китайского иероглифа было узаконено, создана общеимперская упрощенная система письма, введен категориальный принцип разграничения и объединения иероглифов на группы по смысловым ключевым элементам, и утверждены стили письма, в том числе, и современное написание (ли шу).

Единая письменность давала возможность для развития делового общения населения различных округов и уездов страны, стимулируя их дальнейшее сближение [18, 153].

В 213 г. до н. э. по приказу Цинь Шихуана были сожжены все книги исторического и философского содержания, были оставлены только трактаты по агрономии, математике и другим практическим знаниям. Император запретил все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов.

2.5 Аграрная реформа

Т.к. основой жизни государства было признано сельское хозяйство, и крестьянин, тяжко работающий в поле, а также несущий груз солдатчины в военное время, становится до некоторой степени ключевой фигурой [8, 26].

Следуя легистским нормам, Цинь Ши-хуан поощрял земледельческие занятия. Все крестьяне империи получили наделы земли, налоги и повинности были достаточно умеренными, во всяком случае на первых порах, а земледельцы имели даже право, как уже упоминалось, на административные ранги -- это придавало им престиж, вызывало уважение со стороны односельчан, а также давало шанс при выборах на должность старейшин (сань-лао) и т.п. Ремесла и торговля, имевшие уже в основном частный характер, хотя и продолжавшие обслуживать потребности двора и казны, не пользовались открытой поддержкой властей. Однако их и не преследовали, как к тому в свое время призывал Шан Ян. Наиболее богатые из ремесленников и торговцев могли стать откупщиками, налаживать производство руды, соли или вина, правда, под контролем властей. Контролировались и цены на важнейшие продукты питания, прежде всего на зерно. Была создана сеть государственных мастерских, куда отбирались для выполнения трудовых повинностей на определенный срок лучшие мастеровые, умевшие изготовлять оружие или иные высококачественные изделия, необходимые для все расширявшихся престижных потребностей верхов [13, 115].

Узаконенная свободная купля-продажа земли в масштабе всей империи, с одной стороны положила начало невиданному до сего времени обогащению знати, концентрировавшей в своих руках крупные земельные владения, а с другой стороны повлекло за собой массовое разорение свободных общинников. Земельная реформа Цинь Ши Хуанди рассматривалась позднее древнекитайскими государственными деятелями, как преступление против китайского народа. Так, сановник Дун Чжун-шу, писал: "При (династии) Цинь: применили законы Шан Яна: отменили (систему) цзин тянь, господа смогли продавать и покупать (землю). (Тогда) поля богатых протянулись на сотни ли, а у бедных не стало места, где бы воткнуть шило" [4, 56].

Резкому ухудшению положения свободных производителей способствовало крайнее усиление в империи Цинь гнета налогов и повинностей. Создание и поддержка ирригационных и транспортных каналов, грандиозные строительные работы, проводящиеся по приказу императора и его сановников, требовали огромного количества рабочих рук. В этих работах участвовали помимо рабов, обязанные государственными повинностями свободные земледельцы-общинники. Источники сообщают, что при династии Цинь налоги возросли в двадцать раз по сравнению с древностью, а рабочие и военная повинности возросли в тридцать раз. Увеличение поддатного бремени усилило зависимость земледельцев от ростовщиков. Попав в кабалу к кредиторам, земледельцы вынуждены были закладывать свои участки земли, продавать в рабство членов своих семей, но даже эти меры не спасали их. Окончательно разорившиеся, они продавали свои земли и, оставшись, таким образом, без каких-либо средств к существованию, вынуждены были продавать в рабство самих себя. Угроза порабощения увеличилась в связи с введением новых чрезвычайно жестоких законов. Система взаимной ответственности семей, введенная в свое время Шан Яном в царстве Цинь, теперь была распространена на всю империю. Количество государственных рабов из осуждённых было столь велико, что историк Бань Гу писал: "Одетые в красное (осужденные) заполнили дороги, тюрьмы превратились в рынки" [1, 45]. Работорговля получила в это время исключительно широкое распространение: "торговали рабами, как частные лица, так и государственные сановники". По сведениям источников, "(династия Цинь): установила рынки рабов вместе с коровами и лошадьми в одних загонах: Дошло до того, что похищали и продавали жен и детей".

2.6 Финансовая реформа, унификация единиц измерения

Была так же проведена финансовая реформа, по которой вводились новые деньги с квадратным отверстием посередине и именем правящего императора на лицевой стороне, (сохранившаяся с тех пор до XX в.) и производилась унификация всех имеющихся денежных систем в единую систему. После реформы право чеканить деньги было только у императора, выплавка монет стала государственной монополией. За подделку монет полагалась смертная казнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.