Объектом исследования являются аграрные реформы 1861 и 1906 гг. и их влияние на становление и развитие производительных сил сельского хозяйства страны; проблемы их реализации, исторический опыт и уроки.
Предметом исследования в работе выступает деятельность государственного механизма в проведении реформ в царской России, а также элементы этого механизма.
Целью работы является анализ механизма проведения аграрных реформ, выявление основных проблем их функционирования и реализации.
Исходя из обозначенной цели, в работе поставлены следующие задачи:
Исследовать экономические и социальные предпосылки падения крепостного права;
Изучить основные положения реформы 1861 года;
Подвести итоги и значение реформы 1861 для процесса первоначального накопления в России;
Исследовать сущность столыпинской аграрной реформы;
Проследить пути реализации столыпинской аграрной реформы;
Подвести итоги и выявить причины неудачи аграрной реформы 1906 г.
В работе используются работы Ананыча Б.Г., Литвак Б.Г., Дружинина Н.М., Захаровой Л.Г., Дякина В.С., Платонова СФ., Ленина В.И., Карпачева М.Д., Витте С.Ю., Ключевского В.О., Эйдельмана Н.Я., Васюк Н.Д., Румянцева М.В., Зырянова П.А., Казарезова В.В., Островского И.В., Ковальченко И.Д., материалы периодической печати, электронные ресурсы.
Методологическая основа исследования. Поскольку работа связана с исследованием большого объема исторического материала, использованы общенаучные методы: исторический, сравнительно-правовой, логический. Из частно-научных используется метод сравнительного правового анализа, с помощью которого исследуются правовые акты рассматриваемых периодов, выявляются причины проведения этих реформ, их замысел и проблемы в реализации.
Географические рамки исследования ограничены темой исследования - аграрные реформы в России.
Хронологический период исследуемой темы лежит во временном отрезке со второй половиной XIX века до первой четверти XX века.
По своей структуре работа состоит из введения, основной части, заключения и приложений. Основная часть разделена на две главы по три части в каждой в соответствии с поставленными задачами. В заключении подводятся итоги этих реформ, дается их оценка в экономической истории России, предлагается правовая концепция проведения аграрной реформы.
Глава I Крестьянская реформа в России 1861 г.
1.1 Экономические и социальные предпосылки падения крепостного права
Политическую обстановку в России в середине ХIХ века можно охарактеризовать следующим образом.
После поражения восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу - помещиков и бюрократию всех чинов и рангов. В николаевской России становилось практически невозможно бороться за социально-экономические и политические преобразования.
Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды 18 февраля 1855 г., послужила началом важных перемен в жизни Российкого государства. Преемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влияниям. Отец не получил в свою пору хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему делу правления государством. Александр вступал на престол 36 лет от роду (родился 15 апреля 1818 г.), зрелым человеком, достаточно опытным в делах С.Ф.Платонов. Учебник Русской истории. СПб. «Наука». 1997. С. 123.
Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под руководством своего наставника - известного поэта, писателя и историка В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный «план учения» цесаревича, утвержденный императором Николаем. По этому плану целью всего ученья было - сделать будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было путешествие на Волгу, Урал и в Западную Сибирь в 1837 году. В Сибири он встречался с сосланными декабристами и сочувственно к ним относился, а при возвращении домой просил отца Николая I смягчить их судьбу. Двадцати трех лет Александр вступил в брак с Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской, с которой познакомился в заграничном путешествии.
С этого времени началась государственная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай говорил сыну перед самой своей кончиной: «Мне хотелось, приняв на себя все трудное, все тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе» Краткое пособие по истории. /под. ред. Корелин А.П. - М.: Высшая школа. 1992. С. 134.
Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная Крымская война потрясла государство. Требовались большие усилия и большое искусство для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Все внимание нового государя было устремлено в эту сторону.
После падения Севастополя осенью 1855 г. русским войскам удалось достигнуть успеха на Азиатском театре войны. Генералом Н.Н.Муравьевым была взята важная турецкая крепость Карс. Во всех остальных местах военные действия шли вяло, настало затишье. Победа под Карсом давала Александру возможность начать переговоры о мире без ущерба для чести государства. В начале 1856 г. (при посредстве Австрии и Пруссии) удалось собрать в Париже конгресс европейских дипломатов для заключения мира. Мирный договор был подписан в марте 1856 года на условиях, довольно тяжких для России.
По Парижскому миру Россия получала обратно потерянный ею Севастополь в обмен на Карс, возвращаемый Турции. В пользу Молдавии Россия отказалась от своих владений в устье Дуная (и, таким образом, перестала быть в непосредственном соседстве с Турцией). Россия потеряла право иметь военный флот на Черном море, которое было объявлено нейтральным, и проливы Босфор и Дарданеллы были закрыты для военных судов всех государств.
Объявляя особым манифестом о заключении мира, император Александр II заканчивал этот манифест определенным пожеланием внутреннего обновления России: «Да утверждается и совершенствуется ее внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новою силою стремление к просвещению и всякой полезной деятельности» С.Ф.Платонов. Учебник Русской истории. СПб. «Наука». 1997. С. 131. В этих словах заключалось как бы обещание внутренних реформ, необходимость которых чувствовалась одинаково как правительством, так и обществом.
Действительно, вскоре наступила «эпоха великих реформ» императора Александра II. Прежде всего, было упразднено крепостное право на крестьян (1861г.). Затем последовали реформа земская, судебная, финансовая, реформа системы образования, военная реформа. Все стороны государственной и общественной жизни подверглись изменениям; эпоха реформ охватила все слои русского общества.
С точки зрения внутренней политики перед Россией стояла задача освобождения основной части населения от рабства, от крепостной зависимости. Ни в одной стране мира крепостного права не было. Россия была в этом вопросе уникальным явлением. Необходимость отмены крепостного права обуславливалась следующими обстоятельствами:
1. Восточная война ясно показала экономическую отсталость и слабость нашего государства. Труд крепостных крестьян был малопроизводителен и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики России в целом. Модернизация страны, преодоление технико-экономического отставания были невозможны в рамках крепостничества.
2. Крепостное право как форма рабства осуждалось всеми слоями русского общества. С внешнеполитической точки зрения крепостническая Россия выглядела страной варварской, авторитет ее падал.
3. Последствия Крымской войны и продолжающийся крепостнический гнет создавали социальную напряженность в государстве, условия для политического взрыва в стране. Опасаясь стихийных выступлений крестьянства, Александр II пришел к выводу, что лучше освободить крестьян «сверху», не дожидаясь, пока они освободят себя «снизу».
Промышленность, служившая основой развития капиталистических отношений, была лишена необходимого ей рынка свободной рабочей силы. Эта ситуация отрицательно сказывалась не только на предпринимателях, но и на землевладельцах: последние, исчерпав возможности повышения доходности имений за счет увеличения оброка и повинностей, вынуждены были отпускать крестьян в город на заработки, распродавать или закладывать земли, что объективно подрывало устои феодального землевладения.
Основной «бедой» России оставалось крепостничество. Крестьянство разорялось. Прикрепленный к земле крестьянин был собственностью помещика, который мог его купить, продать, выменять. Крестьянин не смел, уйти в город без разрешения барина. Помещик мог в любое время отозвать с фабрики своего оброчного мужика и тем самым нанести урон промышленному производству.
Заработок такого крестьянина в значительной мере шел в карман помещика в виде оброка. Сами предприниматели нередко были в прошлом крепостными крестьянами или оставались таковыми до выкупа, хотя на их предприятиях работали сотни наемных рабочих. Фабрики таких крестьян-предпринимателей оставались собственностью помещика, порою даже после личного освобождения крестьянина из крепостной зависимости, собственностью которую помещик мог отобрать в любое время. И помещики широко пользовались этим правом. За выкуп на волю предприниматели должны были платить огромные деньги, что вело к сокращению предприятий. Крепостные предприниматели вынуждены были хитрить, скрывать свои капиталы, прятать их, вместо того чтобы вкладывать в производство.
Для сельского хозяйства были характерны рутинное состояние техники, низкая урожайность, приводившая к периодическим голодовкам, крайне низкий уровень агрономической культуры. Доходность помещичьих имений падала, а крестьянство разорялось и нищало.
Таким образом, самодержавно-крепостнический строй в значительной мере сковывал развитие производительных сил России. Несостоятельность российской экономики, внутренней политики и, как следствие военно-техническая отсталость были подтверждены поражением России в Крымской войне (1853-1856 гг.). Так, к примеру, основная масса русской пехоты была вооружена кремневыми ружьями, а союзники нарезным оружием, по всем техническим показателям выше русского вооружения. Более слабой оказалась и русская артиллерия. К тому же не хватало снарядов. Военные заводы с их крепостными рабочими и отсталой техникой не могли обеспечить армию вооружением и боеприпасами. В.И. Ленин отмечал, что «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России» В.И. Ленин Полное собрание сочинений. Т. 16 С. 326. Эта война способствовала обострению социально- экономической ситуации внутри страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14