Рефераты. Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции

(2) Попытки разорвать традиционное мусульманское понимание о государстве обречены на провал; тем не менее стремление к созданию умеренного типа исламизма свидетельствует [помимо тренда временных уступок] о реформистских тенденциях в нём.

(3) Попытки заменить ислам этатизмом обречены на провал, о чём свидетельствует то, что подъёмы исламизма характерны для экономических, политических и социальных кризисов.

(4) Противостояние двух "полюсов" - светско-военного и исламистского продолжится в дальнейшем, однако, теперь стоит говорить о том, что второй "полюс" постепенно начинает преобладать над первым.

(5) Между светским истеблишментом и исламистской оппозицией на данном этапе установлен компромисс; равновесие обусловлено особенностями цивилизационного развития Турции, а также демократической дилеммой, стоящей перед западниками.

(6) Разнородность, партийность и классовость, а как следствие и неоднородность и разрозненность турецкого общества, как и столетие назад не преодолены, а даже, пожалуй, больше усугублены.

(7) Несмотря на всё Турция является наиболее спокойным регионом мусульманской цивилизации в плане исламского фундаментализма.

Первый период, период традиционного исламского государства характеризуется следующим:

· Оттоманская империя - военно-теократическо-аристократическая деспотия

· Господствующее течение - суннизм ханифитского толка

· Ислам - господствующая идеология

· Верховный муфтий Порты - шейх-уль-ислам - занимает место наравне с великим везиром, а духовенство - наравне с военной аристократией

· Шариат - основа права

Системный кризис Османской империи, начавшийся, как считается, ещё после смерти Сулеймана Кануни [конец XVI в.], привёл к изменению роли религии в государстве. С одной стороны, она оставалась источником социальной и индивидуальной психологии населения, с другой стала фактором консервативным. В 70-х гг. реформаторский потенциал "сверху" был исчерпан, и ислам руками Абдул Хамида II стал одной из основ зулюма.

Второй период, период панисламизма, характеризуется следующим:

· Сохраняется идеологическое влияние ислама, его внутриполитическая роль

· Акцент с относительной веротерпимости прошлых веков смещается на религиозный фанатизм

· Панисламизм направлен прежде всего на стабилизацию внутриполитической ситуации, нежели на желание создать исламское государство с центром в Стамбуле

· Существование двух разновидностей панисламизма: абдулхамидовского и младотурецкого, на который повлиял один из основоположников панисламистского мировоззрения - Аль-Афгани

· Появление первых идей о секуляризации

При этом важно отметить, что среди младотурок и, тем более, их предшественников - новых османов, не было единства по вопросу об исламе. Намык Кемаль, Ахмед Риза и другие рассматривали ислам прежде всего как реформирующий фактор, постоянно утверждая, что европейцы ошибаются в вопросе о консерватизме ислама. Итогом этого периода стала жёсткая реакция духовенства руками младотурок, которые после переворота 1908 г. уже через год начали панисламистскую, а перед первой мировой войной ещё и пантюркистскую реакцию.

После поражения в первой мировой войне в Турции началась гражданская война, а империя распалась. К власти приходит военная верхушка во главе с Мустафой Кемалем.

В первой половине 20-х гг. XX в. происходит смена цивилизационной парадигмы Турецкого государства: из типично мусульманской цивилизации Турция превращается в цивилизацию евроазиатскую, или евромусульманскую. Кемаль упраздняет сначала султанат, а затем и халифат. Более того, религия конституционно отделяется от государства, а с 1928 г. ислам теряет и своё положение как государственной религии. Тем не менее, ислам не теряет своего общественного значения, особенно в небольших городах и в сельской местности.

Со смертью Ататюрка темпы вестернизации снижаются, а после второй мировой войны начинается постепенный отход от одного из 6 главных принципов [республиканизм, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность] Ататюрка - лаицизма. С 1950 г. и вплоть до настоящего времени политико-религиозные отношения развиваются по волновому принципу:

1950 - 27 мая 1960 гг.: Появление первых происламских партий, рост количества духовных школ имамов-хатибов, период завершается майским военным переворотом под руководством Джемаля Гюрселя. Период реакции фактически завершается в 1962 г. с принятием третьей конституции Турции и возобновлением парламентаризма.

1962 - 12 марта 1971 гг.: Новый подъём исламизма, завершается мягким мартовским военным переворотом. Вновь кратковременный период реакции, который сменяет новый рост исламизма

1971 - 12 сентября 1980 гг.: Начало исламского ренессанса в мусульманской цивилизации. Очередной системный кризис - как политический, так и экономический. Сентябрьский военный переворот 1980 г. под руководством Ахмета Кенана Эврена.

Как образно выразился российский исследователь Данилов, сентябрьский военный переворот "продемонстрировал желание военного руководства в очередной раз спасти "свихнувшуюся" турецкую демократию от гибели"

В 1982 г. принимается ныне действующая конституция Турции, в которой стабильности ради в жертву приносилась демократия участия и парламентарный плюрализм, однако на протяжении 80-х гг. происходит отход от этих принципов, естественно встречаемый ростом исламизма.

Завершением этого макропериода становится микропериод 1995 - 2001 гг., когда у власти постоянно находятся исламисты: Рефах [Партия Благополучия 1995-1998] и Фазилет [Партия Добродетели 1998 - 2001]. Обе эти партии были запрещены Конституционным судом, однако их электорат и партийная верхушка неизменно составляли основу нового партийного исламистского объединения. Растёт и роль террористической ветви исламизма. Свои отделения в Турции имеют Аль-Каида и Хезболлах, не говоря уже о собственно турецких организациях. Существуют данные о планировавшемся уничтожении 11 сентября 2001 г. мавзолея Ататюрка под руководством Метина Каплана, главного, пожалуй, экстремиста из всех турецких исламистов.

Члены запрещённой Фазилет создали в 2001 г. две партии - Саадет [Счастье, лидер - Кутан] и Адалет ве Калкынма [Справедливость и Развитие, лидер - Реджип Эрдоан]. Последняя партия, иначе называемая АК Парти, пришла к власти в 2002 г. и несмотря на противодействие со стороны военных [неудавшийся военный переворот 2008 г.] и конституционного суда [процесс против ПСР] продолжает у неё находиться до настоящего времени, создав успешный образ исламской демократии, который на данном этапе удовлетворяет большинство населения Турции, часть исламистов и - в особенности - США.

Список основных сокращений

АД - Адиль дюзен [см. СЭП]

ВНСТ - Великое национальное собрание Турции

Д-8 - Исламская "восьмёрка" - Исламская организация Сотрудничество и Развитие

ДЛП - Демократическая левая партия

ДП - Демократическая партия

ЕЭС - Европейское экономическое сообщество [прообраз ЕС]

КД - Кёлеси дюзен [см. РЭП]

КК - Копенгагенские критерии; или Копенгагенская конституция [сделанная на основе Копенгагенских критериев]

КНЕ - Комитет национального единства

КС - Конституционный суд

МЮСИАД - Общество независимых предпринимателей

НРП - Народная республиканская партия

ОИК - Организация исламская конференция

ПБ - Партия благополучия [Рефах]

ПВП - Партия верного пути

ПД - Партия добродетели [Фазилет]

ПНДв-I, ПНДв-II - Партия Националистического движения

ПНП - Партия национального порядка

ПНС - Партия национального спасения

ПО - Партия отечества

ПСР - Партия справедливости и развития

РЭП - Рабский экономический порядок

СДНП - Социал-демократическая народная партия

СНБ - Совет национальной безопасности

СЭП - Справедливый экономический порядок

ТЮСИАД - Общество турецких промышленников и деловых людей

Список использованных источников и литературы

Источники:

(1) В Турции арестованы бывшие генералы [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7486000/7486073.stm

(2) В Турции судят подозреваемых в попытке переворота [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7679000/7679956.stm

(3) Конституция Турции 1982 г. [Электрон. ресурс] URL: http://www.constitution.garant.ru/DOC_3864905.htm

(4) Независимая газета. 17.06.1997.

(5) Отложенный переворот [Электрон. ресурс] URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-21093.html

(6) По подозрению в подготовке переворота в Турции арестованы 24 человека [Электрон. ресурс] URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-20572.html

(7) Правящая партия Турции отделалась штрафом [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7533000/7533713.stm

(8) Программа ПСР [Электрон. ресурс] URL: http://web.akparti.org.tr

(9) Хрестоматия по новой истории. Второй период. М., 1993

(10) Хрестоматия по новейшей истории. Т. 3. 1945-1961. Ч. 1. М., 1961

(11) Хрестоматия по новой истории. Т. 2. 1815-1870. М., 1965

Литература:

(12) Алиев С.М. Современное исламское возрождение и его особенности на примере Ирана и Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 21-45.

(13) Арабаджян А.З. Относительно т.н. неотделимости ислама от политики // Ислам и политика. М., 2001. С. 143-154.

(14) Бадерхан Ф. Суфийские ордена в Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 135-143.

(15) Баширова А.Г. Исламский фактор в процессе интеграции Турции в ЕС // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 303-312.

(16) Белокреницкий В. Исламский мир и Россия // Азия и Африка сегодня. 2007. № 5. С. 33-35.

(17) Вертяев К.В. Исламский фактор в политической жизни Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 81-88.

(18) Весела З. Ислам в Турции в конце 70-х - начале 80-х гг. // Мусульманские страны. Религия и политика (70-90-е гг.) М., 1991. С. 137-158.

(19) Гасратян М.А., С.Ф. Орешкова, Ю.А. Петросян. Очерки истории Турции. М., 1983.

(20) Данилов В.И. Религия и политика в мусульманском обществе. Опыт Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 166-173

(21) Данилов В.И. Турция после Второй мировой войны: демократический эксперимент продолжается // Восток. 1998. №4. С. 52-68.

(22) Дружиловский С.Б. О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока (Иран, Афганистан, Турция) // Ислам и политика. М., 2001. С. 60-70.

(23) Дулина Н.А. Реформы танзимата и шариат // Ислам в истории народов Востока. М., 1981. С. 177-181.

(24) Иванова И.И. "Исламский фактор" в политике турецкого руководства после военного переворота 1980 г. // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. С. 127-139.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.