Рефераты. Возникновение и развитие феодального государства и права

В XII веке в правление Стефана Немана сербское государство объединяет большинство сербских земель вплоть до Адриатического побережья. В 1217 г. Сербия становится королевством. Наступает расцвет феодальных отношений. Наибольшего усиления и величия Сербия достигает в период правления Стефана Душана (1308-1355 гг.). При нем был издан один из наиболее значительных памятников сербского права - Законник Стефана Душана.

Господствующий класс Сербии состоял из двух сословий - властелей и властеличей.

Высшую феодальную знать составляли властели. Их земельная собственность носила наследственный характер и не зависела от воли короля. Властели занимали все важнейшие должности в центральном и местном аппарате. Властеличи относились к феодалам низшего ранга.

Сербское крестьянство распадалось на три основные группы: свободных людей, закрепощенных (меропхов), которые должны были нести в пользу феодалов определенные натуральные и денежные повинности, и отроков -рабов.

После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы, что ослабило мощь государства. В 1389 году в сражении на Коссовом поле сербы, после героического сопротивления, были разбиты турками и вскоре вся Сербия оказалась под турецким господством. К 1436 году турки подчинили и Болгарию.

С покорением Сербии и Болгарии на длительное время прекратилось их самостоятельное государственное развитие.

Западнославянские племена проживали на обширной территории восточнее реки Эльба, вдоль южного берега Балтийского моря. Они были основателями будущих городов Щецин, Магдебург, Любек, Берлин и других. Но история и развитие западных славян были прерваны германским завоеванием. В 1160 г., воспользовавшись разногласиями и борьбой между славянскими племенами, саксонский герцог Лев начинает завоевание восточных земель. Завоевание сопровождалось не только установлением

политического господства, колонизацией земель немецкими переселенцами, но и физическим истреблением славянского населения. Лишь племена польских и чешских славян смогли отстоять свою государственную и национальную самобытность.

На рубеже 1Х-Х веков на территории польских земель происходит оформление государственности и формирование феодальных отношений. Первым исторически доверенным правителем польского государства был князь Мешко 1 (960-992 гг.). В его правление Польша принимает христианство. В Х-Х1 вв. возникают первые польские города Краков, Гнезно, Вроцлав и др.

Князья опираются на свою дружину. Но их власть ограничивается советом знати и феодальными съездами (сеймами).

В этот период основная масса лично свободных крестьян, дедичей, переходит в разряд "приписных", т.е. лично зависимых.

В течение XIII века устанавливается обычай наследования высших должностей в стране внутри определенных фамилий. Широко распространяются различные иммунитеты - налоговые, судебные, административные.

Особенности экономического и исторического развития Польши были связаны с тем, что польские города, где господствующее положение заняли немцы-колонисты, не были заинтеесованы в установлении сильной королевской власти. Короли же, видя свою главную опору в рыцарстве, были вынуждены идти на удовлетворение его политических требований. В 1374 г. польское дворянство добилось уравнивания с магнатами в правах на землю и освобождения от повинностей (налогов) в пользу государства. В различных областях стали образовываться шляхетско-магнатские собрания - сеймики земель. А с 1454 года утверждается правило, что ни один закон, затрагивающий интересы дворянства не может быть принят без предварительного согласия сеймиков. Судебные дела в отношении шляхты были изъяты из компетенции королевского суда и переданы сословному шляхетскому земскому суду.

Окончательное оформление политических прав польских феодалов произошло в т.н. Радомской конституции 1505 года.

В 1569 году на Люблинском сейме происходит объединение Польши с Литовским Княжеством в Речь Посполиту.

Главой государства был король. Но власть его была достаточно условна. Королевская власть была выборной и зависела от воли магнатов и шляхты.

Действительная власть принадлежала общепольскому сейму, который собирался два раза в год. Сейм состоял из двух палат. Нижняя, "посольская изба", состояла из депутатов избранных шляхетскими сеймами. Верхняя, сенат, включала представителей феодальной аристократии, церховных иерархов, высшего чиновничества. Представители городов в работе сейма участия не принимали.

Для принятия решения необходимо было единогласное голосование. Даже один голос "против" вел к срыву решения. Дворянство всячески охраняло этот принцип, называя его "либертум вето", т.е. право свободного запрета, хотя оно не раз парализовало работу государства.

Общим следствием этой политической системы было ослабление государства. В течение XVIII века в результате 3-х разделов между Австрией, Пруссией и Россией Польша потеряла свою государственность.

В IX веке на территории расселения чешских племен возникает Великоморавское княжество. В короткий срок оно достигает внутренней консолидации и внешнеполитического значения. Но в 906 г. оно пало под натиском венгерского нашествия. В середине Х века на территории этих земель образуется Чешское княжество.

Государственное устройство Чехии развивалось по пути "дворянской демократии". В силу определенных причин руководящее положение в чешских городах принадлежало немецкому патрициату, поэтому чешские короли были  вынуждены искать себе опору в среднем и мелком дворянстве.

Большое влияние на развитие чешского государства оказали т.н. гуситские войны.

Гуситские войны, будучи антифеодальным выступлением народных масс, облеченным в религиозную форму, имели противоречивые последствия.

Под угрозой распространения этого движения на другие регионы, римский папа и германский император вынуждены были пойти на уступки. В так называемых "Пражских компактах" 1433 года среди прочих мер были утверждены свобода вероисповедания, секуляризация церковных имуществ, отмена церковной юрисдикции по уголовным делам.

Вместе с тем, поражение основной социальной системы движения -таборитов, привело ко "второму изданию крепостничества". Постановлениями Земского суда 1437 г. и ряда последующих сеймов была ликвидирована личная свобода крестьян и их право распоряжаться собственным имуществом без разрешения господина.

Сразу же после разгрома таборитов чешский сейм стал представлять все три сословия - панов, мелкую шляхту (владык) и мещан (горожан). Но феодальные магнаты (паны) и здесь получили преобладающее значение. А после 1500 года городской патрициат вообще отстраняется от участия в сейме.

В начале XVI века над Чешскими, Венгерскими и Австрийскими землями нависла угроза турецкого завоевания. Это вызвало необходимость более тесного союза и в 1526 году чешским королем избирается Фердинанд Габсбург. Началась политика насаждения католичества, ограничение прав чешских государственных учреждений и привилегий городов. В 1547 году вспыхивает восстание против политики Габсбургов, но оно было подавлено. Города лишились последних своих привилегий, король закрепил за собой право назначать на все высшие должности в стране и определять работу сейма. Чешский трон был объявлен наследственным владением Габсбургов. В 1627 году самостоятельное государственное существование Чехии было прекращено.

Развитие права у южных и западных славян проходило в целом на основе обычного права, но под большим влиянием зарубежных источников. Если на южных славян определяющее влияние оказало византийское право, то на западных славян, в Польше и Чехии, преобладающее, влияние оказало германское городское и каноническое право.

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ ВОСТОКА

Одним из крупнейших феодальных государств средневековья был Арабский Халифат. Образованный в результате арабских завоеваний он охватывал огромные территории Ближнего и Среднего Востока, Северную Африку и часть Европы. Особенностью государственного строя было то, что глава государства - халиф объединял в своих руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть.

Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Согласно мусульманскому праву действия каждого лица определяются как: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые.

Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность.

В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на:

1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания;

2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания;

3) преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду.

Другой системой традиционного права, которое получило широкое признание, было индусское право. Так же, как ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных догм, и к определенному пониманию мира. Это понимание предполагает особую общественную структуру и особый образ жизни. Согласно индуизму, все люди с момента рождения разделены на социальные иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.

Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Согласно индуизму, поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяется и 3 вида шастр: дхарма - учит людей, как вести себя, чтобы быть угодными Богу; артха - учит как разбогатеть и специальному искусству руководить; 3) кама - учит удовольствиям.

Индуизм признает за дхармой ее стержень - комплекс обязанностей, соблюдение которых обязательно для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире.

Дхармы изложены в специальных трактатах - дхармашастрах. От дхармашастр неотделимы и нибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармашастр. Цель нибандхаз - разъяснить часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными, разрешить явные противоречия между ними.

Развитие средневекового Китая, его государственное и правовое устройство в значительной мере определялось господствующей идеологией конфуцианства.

Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Обязанностью жителей было строгое исполнение норм, соответствующих статусу. Суд не был отделен от администрации. •

Попытка преодолеть идеологию конфуцианства связана со школой легистов, возникшей еще в III в. до н.э. Согласно их представлениям, власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов, которые правитель должен знать, а подданные исполнять. Но их идеи остались чуждыми большинству населения Китая.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.