В первой же статье говорится, что все люди рождаются с равными, естественными правами, которые принадлежат им от рождения. В ст. 2 декларации провозглашаются естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Но крупная французская буржуазия не решалась последовать примеру Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 года и провозгласить право народа на восстание. 5-я статья провозглашает известный в современности принцип, что человек свободен делать всё, что не запрещено, а свобода, в соответствии со ст. 4 это то, что не приносит вред другому лицу, но что включает этот «вред» устанавливает законодатель. Помимо свободы действия ст. 10 и 11 разрешают и свободу слова, совести, религии, если это не нарушает общественного порядка. В ст. 6 закон определяется как выражение общей воли народа, хотя в буржуазном государстве закон не выражает общей воли народа.
В ст. 8 выражается идея французских просветителей и одного из передовых теоретиков уголовного права того времени итальянца Беккариа. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежащее примененного и обнародованного до совершения преступления. 8 и 9 статьи отражают очень прогрессивные принципы современной законности - закон обратной силы не имеет и провозглашена презумпция невиновности. 13 статья устанавливает одинаковые налоги для всех граждан в соответствии с их доходами. В ст. 16 идея Монтескье о необходимости разделения властей выражена в следующей форме: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Теория разделения властей даже в том умеренном виде, в каком она была разработана Монтескье, стала оружием идеологической борьбы с абсолютизмом, так как соединение законодательной, судебной и исполнительной власти в одном органе или лице благоприятствовало произволу и деспотизму. Характер этой декларации ясно обнаруживается в том, что частная собственность объявляется одним из естественных и неотъемлемых прав человека, правом священным и неприкосновенным. Никто не может быть лишен собственности, если законом не установлена несомненная общественная необходимость такого акта и то при условии «справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17).
Все эти демократические и прогрессивные принципы декларации выражали интересы большинства народа Франции, так как они были направлены против феодальных привилегий, неравенства перед законом, неопределенности права, необеспеченности личности и собственности, произвола властей, бесконтрольности бюрократии.
Декларация 1789 года имела огромное значение не только для Франции, но и для всего мира, т.к. она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового порядка. Сами её создатели полагали, что составили документ «для всех народов и на все времена». Однако, стоит отметить, что далеко не все статьи Декларации действовали, поскольку она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй.
Декларация прав провозгласила лишь политические свободы и политические права, ишь формальное равенство перед законом, а не свободу от нужды, от голода, от эксплуатации. Провозгласив право неприкосновенности на землю законодатель лишь закрепил имущественное неравенство.
Людовик 16, которому Учредительное собрание присвоило титул «восстановителя французской свободы» отказался признать Декларацию прав и свобод, в результате чего отношения между королём и Собранием стали критическими. Ситуация усложнялась и тем, что в самом Учредительном собрании была внутренняя борьба между правыми и левыми. К правым относились роялисты, выступавшие за власть короля. Они делились на «крайних роялистов», боровшихся за неограниченную власть короля, и «умеренных», выступавших за сохранение двухпалатного парламента, но чтобы король обладал неограниченным правом вето. К «левым» принадлежало большинство депутатов. Они также выступали за конституционную монархию, с однопалатным парламентом и лишь приостанавливающим вето короля. Также существовали «крайне левые», численность которых была очень мала: к ним относились Робеспьер и ещё 5-6 депутатов.
Приняв Декларацию прав и свобод Собрание приступило к обсуждению самой Конституции. Было предложено наряду с палатой народных представителей ещё и верхнюю палату (сенат) и предоставить королю право абсолютного вето на решения обоих палат. 30 и 31 августа было задумано устроить протест в Версале против «происков аристократов». Коммуна Парижа и Национальная гвардия не допустила этого, но сама идея похода сохранилась.
10 сентября Собрание большим перевесом(849 голосов против 89, 122 воздержавшихся) отвергли идею о создании верхней палаты, а на следующий день проголосовало за предоставление королю приостанавливающего вето, с помощью которого он мог задержать принятие закона в течение двух парламентских сессий, т.е. минимум на четыре года.
Собрание продолжало переговоры с королём, но успешными эти переговоры назвать было нельзя. Приняв Декларацию прав и свобод Собрание приступило к обсуждению самой Конституции. Было предложено наряду с палатой народных представителей ещё и верхнюю палату (сенат) и предоставить королю право абсолютного вето на решения обоих палат. 30 и 31 августа было задумано устроить протест в Версале против «происков аристократов». Коммуна Парижа и Национальная гвардия не допустила этого, но сама идея похода сохранилась.
Собрание продолжало переговоры с королём, но успешными эти переговоры назвать было нельзя. Приближённые короля, среди которых была королева Мария-Антуанетта, стали задумываться о перевороте. Свои главные надежды они возлагали на 30-тысячную армию маркиза Буйе, стоявшую в Меце. Задумывалось стянуть войска в Версале и Париже и восстановить старый порядок. Людовик 16 колебался, но в середине сентября отправил в Версаль войска.
Около полудня 5 октября толпа в 5 или 6 тысяч человек, преимущественно женщины, с ружьями, пиками, пистолетами и двумя пушками двинулись на Версаль. Ещё одна колонна, преимущественно женщины, двинулись на Версаль другой дорогой. Собрание воспользовалось этим и потребовало от короля утвердить Декларацию прав и свобод человека. Требования народа были удовлетворены сразу, когда 17 летняя работница из мастерской изложила требования королю. Насчёт Декларации король долго совещался с министрами, которые давали ему противоречивые советы, около 11 часов вечера король вызвал Мунье (делегата от Собрания) и согласился утвердить Декларацию прав и другие декреты.
Толпа на этом не успокоилась и начались стычки с лейб-гвардейцами. Король был вынужден отправиться в Париж. Вслед за королём в Париж перебралось и Национальное Собрание. Многие депутаты «правой» в знак протеста сложили с себя полномочия и покинуло Париж. Началась вторая волна эмиграции, на этот раз лиц, которые на первых порах содействовали революции. Вопрос о власти был окончательно решён в пользу Национального собрания. События 5-6 октября явились завершающим моментом начального этапа революции.
3. Первая Конституция Франции 1791 года. Конституционная монархия
Другим важным актом первого этапа революции стала конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы Во введении торжественно подтверждаются начала «Декларации прав человека и гражданина». Отменяются наследственные и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.
Первый раздел Конституции обеспечивает открытый доступ к должностям, сбор налогов, основанный на раскладки между всеми гражданами равномерно, сообразно их состоянию, одинаковым наказанием для всех правонарушителей, независимо от личных различий. В качестве естественных и гражданских прав и свобод Конституция обеспечивает такие права как свободу передвижения, свободу слова и печати без предварительной цензуры, свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому принадлежит гражданин, свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия, свободу петиций, но не коллективных, а подписанных отдельными гражданами.
Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению этих естественных и гражданских прав. Но она может установить наказание за действия, вредные для общества, т. е. нарушающие общественную безопасность или права других граждан. Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае «если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв». Устанавливается право на образование, общее для всех граждан, бесплатное в части. Таким образом, в конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества.
Раздел устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент - на дистрикты, а каждый дистрикт - на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.
Третий раздел формально закрепляет форму правления и избирательное право. Признается, что суверенитет принадлежит нации и никакое лицо не может присвоить себе его осуществление. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия.
Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года. Он имеет следующие полномочия: законодательную инициативу и установление законов, определение государственных расходов, установление государственных налогов, наблюдение за употреблением всех государственных доходов и требования по ним отчётности, издание постановлений об учреждении и упразднении государственных должностей, ежегодное издание по предложению короля постановлений о численности личного состава и количества судов, образующих сухопутные и морские силы, издание постановлений о порядке заведования национальными имуществами и об их отчуждении, привлечение к ответственности перед верховным национальным судом министров и главных агентов исполнительной власти. Законодательный корпус утверждает мирные, союзные и торговые договора, которые без его ратификации силы не имеет. Важным фактом было то, что заседания законодательного корпуса было публичным, а протоколы его заседания печатались для всеобщего сведения, тем самым в государственные дела, хоть и косвенно, но были допущены широкие массы населения. Законодательный корпус также ратифицировал постановление короля о начале военных действий.
Страницы: 1, 2, 3, 4