Верховному Суду республики принадлежит право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах республики.
Все суды этого звена создаются и упраздняются федеральным, законом.
Президиум Верховного Суда (суда) субъекта Российской Федерации является специально создаваемым органом. При наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга президиум соответствующего суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
Состав президиума Верховного Суда республики утверждается законодательным (представительным) органом республики по представлению председателя этого суда.
В состав президиума Верховного Суда (суда) входят председатель суда, его заместители по должности и утвержденные соответствующим образом судьи этого суда.
Президиум обладает следующими полномочиями:
1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) утверждает по представлению председателя Верховного Суда (суда) из числа судей этого суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;
3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;
4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;
5) оказывает помощь районным (городским) судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции республики, управлениями и отделами юстиции краев, областей, городов федерального значения, автономной области или автономных округов;
6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Президиум Верховного Суда республики, помимо того, вправе рассмотреть и разрешить вопрос о внесении представления в законодательные (представительные) органы республики в порядке законодательной инициативы и о толковании законов республики.
Президиум Верховного Суда (суда) каждого субъекта Российской Федерации:
в надзорном порядке рассматривает дела по протестам на кассационные определения этого суда, на вступившие в законную силу приговоры, решения и определения районных (городских) судов, а по уголовным делам — также на постановления судей районных (городских) судов о назначении судебного заседания;
возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров и определений районных (городских) судов;
пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои (вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам) постановления, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение.
Судебные коллегии Верховного Суда (суда) субъекта Российской Федерации рассматривают дела, подсудные данному суду, в следующих составах:
1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела — коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;
2) дела по жалобам и протестам на приговоры, решения и определения районных (городских) судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;
3) гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.
Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам утверждается президиумом суда из числа судей этого суда.
Судебной коллегии по уголовным делам подсудно рассмотрение в первой инстанции дел:
перечисленных в ст. 36 УПК (от убийства при отягчающих обстоятельствах до нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК));
об общественно опасном деянии, совершенном невменяемым и подпадающем под признаки вышеуказанных преступлений;
содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает дела:
связанные с государственной тайной;
об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации;
о прекращении или приостановлении деятельности межрегиональных и региональных общественных организаций;
об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);
некоторые иные, отнесенные к их подсудности дела.
В кассационном порядке обе судебные коллегии проверяют законность и обоснованность не вступивших в силу решений, приговоров и определений, принятых в первой инстанции районными (городскими) судами.
Помимо этого, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные в первой инстанции, а также определения, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение, - в кассационной инстанции.
Судебная коллегия по уголовным делам, рассматривающая дело судом присяжных, разрешает также административные дела о неявке для исполнения обязанностей присяжного заседателя (ст. 165 КоАГГ).
Помимо осуществления правосудия судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Председатели рассматриваемых судов:
1) являются судьями и соответственно осуществляют процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК.
2) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;
3) приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на судебные акты по уголовным и гражданским делам;
4) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по уголовным и гражданским делам;
5) руководят организацией работы судебных коллегий, аппарата суда;
6) созывают президиум суда и председательствуют на его заседаниях;
7) распределяют обязанности между своими заместителями;
8) принимают участие в согласовании с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ назначения на должность и освобождения от должности начальника управления (отдела) Судебного департамента, предложений о перераспределении образовавшихся в районном суде вакансий на должности судей;
9) готовят для начальника главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда;
10) организуют работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;
11) организуют работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
12) вносят представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших правонарушениям;
13) ведут личный прием и организуют работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
14) организуют работу канцелярии суда;
15) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Председатель Верховного Суда республики, кроме того, вносит в законодательный (представительный) орган республики представления по вопросам, требующим толкования законов республики.
Назначаются на должность председатели верховных судов (судов) Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Аппарат суда обеспечивает работу суда и подчиняется его председателю. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
Структура и штатная численность аппарата утверждаются Министром юстиции РФ по представлению председателя соответствующего суда.
Районные (городские) суды — это первое звено федеральных судов общей юрисдикции. Каждый из них является вышестоящим судебным органом для мировых судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.
В районных (городских) судах нет президиума, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда, народные заседатели и аппарат суда. В составе крупного районного (городского) суда могут быть должности заместителей председателя. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.
Председатель районного (городского) суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Народные заседатели отбираются на основе списка районного суда.
Районный (городской) суд может быть создан и упразднен только федеральным законом.
Районный (городской) суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В первой инстанции районный (городской) суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанциях (ст. 333 ГПК), а в уголовном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.
Помимо разрешения уголовных и гражданских дел он рассматривает:
дела об административных правонарушениях; вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобождения от исполнения наказания);
вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;
материалы, подтверждающие законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, а также любого другого решения или действия органа дознания, следователя, прокурора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10