Окончательное же претворение в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы Советского государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского0 и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе:
народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.);
народного судьи и двух народных заседателей;
народного судьи и шести народных заседателей (в этом составе рассматривались дела об особо опасных преступлениях).
Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии[10].
В первые послереволюционные годы был принят также ряд постановлений, регламентирующих деятельность революционных трибуналов. Основная задача в этой области в условиях гражданской войны сводилась для Советской власти к централизации системы трибуналов, повышению её "эффективности". К середине 1921 года эта система состояла из: трибуналов в столицах, крупных городах и центрах и Верховного революционного трибунала при ВЦИК, рассматривающего наиболее важные дела. Он же являлся и кассационной инстанцией[11].
Таким образом, к концу 1922 года сложились две системы судебных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губернского совета народных судей И Высшего Судебного Контроля в лице народного комиссариата юстиции (НКЮ), и революционные трибуналы, в виде трибуналов крупных центров и городов и Верховного революционного трибунала при ВЦИК, являющегося судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассационной инстанцией для всех революционных трибуналов. Параллельное существование двух этих систем объяснялось историческими особенностями периода и необходимостью иметь специальный судебный орган, способный подавлять сопротивление оппозиционных и враждебных сил. С таким положением дел (когда Верховный революционный трибунал выступал в одно и то же время как суд первичной инстанции и как кассационная инстанция) в значительной степени связаны ставшие в годы гражданской войны нормой нарушения прав граждан. Но это было для Советского государства важным средством удержания и укрепления власти в наиболее тяжёлые годы. Обилие же нормативных актов, создававших, упразднявших и реорганизовывавших судебные органы, вызывалось неизбежностью поисков наиболее эффективной формы судебной организации принципиально нового типа государства. Можно согласиться с тем, что "создание советских судов шло ранее не изведанным и никем не проторенным путём"[12].
Победа в гражданской войне и стабилизация советского строя позволили в конце 1922 года в РСФСР и несколько позднее в других советских республиках провести реформу судебной системы.
31 октября 1922 года IV сессия ВЦИК IX созыва утвердила Положение о судоустройстве РСФСР[13], на основании которого судебные учреждения республики были перестроены в соответствии с новыми условиями развития общества. В Положении о судоустройстве впервые были сформулированы единые для советских судов задачи.
Единство задач всех судебных учреждений обусловило построение единой судебной системы. Если раньше система революционных трибуналов была обособлена от системы народных судов, то с принятием Положения о судоустройстве революционные трибуналы были упразднены, а их функции переданы общим судам. В соответствии с новым Положением вводилась единая судебная система, состоящая из следующих звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР.
Для рассмотрения дел особых категорий ввиду их специфики или большой общественной опасности создавались специальные суды: военные трибуналы, особые трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии. Подсудность этих учреждений была крайне ограничена, поскольку в Положении было указано, что они действуют лтшь временно. Единство специальных и общих судебных учреждений обеспечивалось тем, что они были поднадзорны судебному органу республики – Верховному Суду РСФСР. Согласно положению о судоустройстве РСФСР 1922 года основным звеном судебной системы был народный суд, разбиравший основную массу гражданских и уголовных дел. Народный суд рассматривал все дела по первой инстанции с участием двух народных заседателей, которые, как и судьи, избирались из среды трудящихся.
Вторым звеном судебной системы стали губернские суды, созданные вместо ранее действовавших губернских отделов юстиции, революционных трибуналов и губернских советов народных судей. Губернские суды разбирали в качестве суда первой инстанции наиболее сложные дела, ранее отнесённые к подсудности революционных трибуналов. В качестве суда второй инстанции губернский суд выполнял функции, ранее принадлежащие советам народных судей. Кроме того, губернские суды осуществляли судебный надзор и судебное управление в отношении народных судов губернии. Первоначально поднадзорные полномочия губернского суда были ограниченными. Губернский суд рассматривал протесты, внесённые представителем губернского суда или губернским прокурором, но отменить вступившие в законную силу приговоры не имел права, он лишь передавал дело в Верховный Суд РСФСР. В 1934 году губернскому суду было предоставлено право с согласия прокурора отменять приговоры народных судов. Если такого согласия не было, дело передавалось в Верховный Суд РСФСР[14].
Высшим судебным органом республики, объединившим деятельность всех судебных учреждений, стал Верховный Суд РСФСР, который рассматривал наиболее сложные дела, осуществлял полномочия кассационного суда по отношению к губернским судам и специальным судебным учреждениям, а также судебный надзор и судебное управление.
В соответствии с этим он действовал в составе президиума, пленума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, судебной, военной и военно-транспортной коллегий. В составе Верховного Суда действовала дисциплинарная коллегия.
В 1922 году образовался СССР. Первая союзная Конституция[15] в целях утверждения единой законности на территории всего государства отнесла к ведению Союза ССР принятие основ судоустройства и судопроизводства, а также законов, определяющих порядок организации и деятельности союзных судебных органов. Верховному Суду специально посвящена седьмая глава первой союзной конституции. Верховный Суд был призван обеспечить соблюдение союзной Конституции. Верховный Суд СССР должен был осуществлять надзор за соответствием Конституции СССР постановлений, принимаемых ЦИК и СНК союзных республик или СНК СССР. Верховному Суду СССР было предоставлено право дачи руководящих разъяснений и толкований общесоюзного законодательства. В случае несоответствия общесоюзному закону постановлений центральных органов и наркоматов СССР и союзных республик, кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума, Верховный Суд СССР вправе был вносить в Президиум ЦИК представления о приостановлении и отмене незаконных актов.
На Верховный Суд СССР было возложено рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел особой важности либо дел по обвинению высших должностных лиц в преступлениях по должности. Верховный Суд СССР также должен был разбирать судебные споры между союзными республиками.
В соответствии с Конституцией СССР II сессия ЦИК 2 созыва 29 октября утвердила Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик[16].
Основы определили задачи суда:
1. "ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного";
2. защита интересов и прав трудящихся и их объединений;
3. "укрепление общественно-трудовой дисциплины солидарности трудящихся и их правовое воспитание";
4. "осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан".
Значение этого закона для системы советских судебных органов заключалось в том, что он обобщил опыт советского суда, накопленный в течение первых лет советского государственного строительства.
Судебная и правовая системы, сложившиеся в СССР в 20-е и первую половину 30-х гг. была закреплена в Основном законе государства – Конституции СССР 1936 года[17].
Конституция СССР 1936 года формально расширила и закрепила демократические принципы организации и деятельности советских судов: осуществление правосудия только судами; рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей; выборность судей и народных заседателей; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики; обеспечение обвиняемому права на защиту и т. д..
На основе Конституции 1936 года в 1938 году был принят Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик[18]. Этот закон окончательно закрепил судебную систему СССР. В этом законе явно проявилась тенденция к ограничению прав и полномочий кассационных судов, что имело объяснение в общей социально-политической обстановке конца 30-х гг. Так, Закон значительно ограничил круг субъектов поднадзорного опротестования и число судебно-надзорных инстанций. Право принесения надзорных протестов предоставлялось лишь Председателю Верховного Суда СССР, Прокурору СССР, Председателям Верховных судов и прокурорам союзных республик.
Нельзя сказать, что все нормы судопроизводства, закреплённые в Конституции 1936 года и Законе о судоустройстве Союза ССР, были фикцией. Созданная система судебных органов оказалась достаточно эффективной в деле борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности. Но при этом, конечно же, нельзя забывать и о том, что именно в 30-е годы судебная система была фактически поставлена на службу власти, стала одним из важных средств подавления и уничтожения политических оппонентов, внесла свой "вклад" в становление тоталитарного общества и государства.
На годы Великой Отечественной войны пришёлся наиболее сложный и драматичный этап в развитии советской судебной системы и советского государства в целом.
Условия военного времени потребовали укрепления государственной дисциплины и общественного порядка, мобилизации всех сил общества. В решении этих задач важное место принадлежало деятельности судебных органов, реорганизованных на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении"[19].
В местностях, объявленных на военном положении, расширялась подсудность военных трибуналов. Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, были изъяты из ведения общих судебных органов и переданы в военные трибуналы. Сохранилась подсудность народных судов и в области общеуголовного преступления. Военные власти имели право передавать в военные трибуналы дела о злостном хулиганстве, спекуляции и иных преступлениях.
Условия военного времени потребовали реорганизации в военные трибуналы линейных судов железнодорожного и водного транспорта. В местностях, объявленных на осадном положении, народные и областные суды преобразовывались в военные трибуналы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5