Рефераты. Структура органов власти в США по конституции 1787 года

Система сдержек и проти­вовесов действует и внутри самого Конгресса. Это касается и процедуры принятия законов, и состава палат, и системы выборов членов Кон­гресса. Так, при обсуждении законопроекта, одобрен­ного одной из палат, другая может предлагать поправки к нему. И только после того, как законопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны. В случае одобрения, Прези­дент подписывает законопроект в десятидневный срок (если Президент не принял никакого реше­ния по законопроекту, то он становится зако­ном без его подписи), а в случае несогласия - отсылает Билль со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. После этого соответствующая палата снова рассматривает законопроект с поправками президента. Если Билль с поправками набирает 2/3 голосов в обеих палатах, он становится законом. Так обеспечивается влияние президента на законо­дательную власть.

Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес “всенародной” палате представителей, избиравшейся населением шта­тов каждые 2 года. Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года). Все это давало сенату некоторую независимость от из­бирателей и возможность, при необходимости, заблокировать популистские решения палаты представителей.

Двухпалатная структура Конгресса США была предусмотрена также с целью обеспечения про­порционального представительства штатов в за­конодательных органах. Густонаселенные штаты имели явное преимущество перед малонаселен­ными при выборах в палату представителей и се­нат, в котором каждый штат имел двух предста­вителей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых штатов с большими.

Раз­личны и подходы к назначению руководителей палат. Палата представителей избирает спи­кера, а в сенате главой автоматически яв­ляется вице-президент. Необходимо также отметить, что Конституция заложила механизм обратного влияния субъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только после того, как не­обходимое большинство (на тот период девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.

2.2. Президент

Главой исполнительной власти США является президент.

Конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международ­ной арене, подписывает международные соглаше­ния, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства.

В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой феде­ральной исполнительной власти, может освобо­дить от занимаемой должности любого члена правительства. В своей деятельности президент не зависит от того, как будет принята прово­димая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия (ассигнования, заключение международных дого­воров, законодательство, назначение на важные посты).

Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу действий. Од­нако, следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (право представлять палатам готовый законопроект). Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый обеими палатами, отсы­лать его на доработку со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. С другой стороны, Конституция устанавливает, что пре­зидентское вето может быть “опрокинуто” ква­лифицированным большинством обеих палат.

Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат Конгресса. В свою очередь, для удаления президента Конституция требует обос­нованного обвинения в измене, взяточничестве или других важных преступлениях. Обе палаты имеют полномочия возбудить процедуру импич­мента. Но вопрос об отстранении от власти президента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосов при­сутствующих.

В результате, президент и кон­гресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга. Можно сказать, что президент имеет косвенное влияние на Вер­ховный суд в том плане, что он назначает его членов. Но так как они назначаются пожиз­ненно, и все, включая президента США, обязаны подчиняться решениям Верховного суда, то ста­новится очевидным то, что система взаимных сдержек и противовесов работает и здесь.

Принципиально важным являются положения Кон­ституции о порядке, сроках выборов и сроке полномочий президента. В частности, было установлено, что президент США избирается вы­борщиками (т.е. лицами, непосредственно голо­сующими при косвенных выборах за кандидата на пост президента) по штатам в строго оговорен­ное Конституцией время, чтобы избежать воз­можных манипуляций со сроками выборов.

Выборщики подавали голоса с помощью бюллете­ней. Проходил тот, за кого было подано боль­шее количество голосов выборщиков.

Полномочия президента были ограничены че­тырьмя годами, но ему не запрещалось доби­ваться переизбрания на новый срок.

2.3. Верховный суд

Третьей властью Соединенных Штатов Конститу­ция называет суд.

При рассмотрении этой части Конституции члены Учредительного конвента предлагали предоставить Верховному федераль­ному суду полномочия высшей судебной инстан­ции США. Он должен был получить право пере­смотра законов, принятых Конгрессом при их несоответствии Конституции, но не в качестве надзорной инстанции, а в связи с определен­ными судебными делами, находящимися в его производстве.

Такое право Верховный суд дол­жен получить и в отношении законов, принятых парламентами штатов и постановлений штатных судов. Однако, эти положения в Конституцию не вошли. Опасаясь противодействия штатов, от решения которых зависела судьба самой Консти­туции, понимая, что они не потерпят вмеша­тельства федерации в их “внутренние дела”, включая законодательство и суд, члены Кон­вента снова пошли на компромисс, отложив ре­шение этого вопроса до лучших времен.

По Кон­ституции 1787 года (ст.3) судебная власть фе­дерации должна была простираться на все те дела, “...которые возникнут из действия самой Конституции”, из законов и трактатов, которые приняты, заключены или могут быть приняты и заключены Соединенными Штатами в дальнейшем. Помимо этого к федеральной юрисдикции были отнесены споры между палатами, тяжбы между гражданами различных штатов и некоторые дру­гие иски, касавшиеся федерации в целом. Члены Верховного суда назначаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимость судебной власти от законодательной и исполни­тельной. Вопрос о практическом создании новой судебной организации США и о закреплении пол­номочий Верховного суда был рассмотрен среди основных первым Конгрессом США.

В результате был принят Закон о судоустройстве 1789 года. Как и было задумано при разработке Конститу­ции, возвратясь к вопросу о верховном кон­ституционном надзоре, Конгресс наделил Вер­ховный суд США правом отмены любого закона, как федерального, так и штатного, если будет найдено, что этот закон уклоняется от предпи­саний и принципов Конституции (ст.25 Закона о судоустройстве). Более того, Верховный суд получал полномочия издавать предписания, обя­зательные для органов исполнительной власти, включая президента и министров (ст.13 Закона о судоустройстве). Это положение противоре­чило конституционному принципу разделения властей, так как ставило Верховный суд над Конгрессом и президентом.

Необходимо отме­тить, что позже этот перекос был сглажен самим Верховным судом в ходе слушания дела Марбори 1803 году. В результате, пожертвовав ст.13, за Верховным судом были закреплены полномочия, заключенные в ст.25 Закона о су­доустройстве. С тех пор и до настоящего вре­мени Верховному суду принадлежит финальное право трактовать Конституцию, т.е. “...говорить, что есть право страны” и, что находится в противоречии с ним. Решение Вер­ховного суда является окончательным и обсуж­дению не подлежит.

Первым конгрессом была также разработана структура федерального судоустройства. Было решено, что наряду и параллельно с судами штатов будет функционировать федеральная су­дебная система, состоящая из районных и окружных судов (на этот период их количество было определено в 30 районных и 3 окружных суда). Последние были наделены апелляционной властью в отношении первых.


3. Федеративное устройство США

Урегулирование отношений между штатами, как субъектами федерации, с одной стороны, и центральной властью - с другой, оказалось едва ли не самым трудным делом Конституции.

Развиваясь сначала как английские колонии, затем как независимые государства и, наконец, как члены конфедерации, каждый штат имел свои особенности государственного устройства, только ему присущие традиции.

Неоднородны были штаты по социальному и расовому составу населения. Исторически сложилось так, что дворяне - эмигранты поселялись на юг от реки Потомак, а крестьяне и ремесленники - на се­вер от нее. В результате на юге возникали крупные плантаторские хозяйства, обслужи­ваемые руками негров - рабов, а на севере развивались фермерские хозяйства, зарождались капиталистические отношения. На Севере преоб­ладали республиканские традиции, действовало нечто вроде парламента колоний, выбиравшего губернатора. На Юге господствовали монархиче­ские порядки, губернатор назначался королем.

Тем не менее, штаты пошли на объединение. Не­обходимость подобного шага была осознана пер­воначально для совместной борьбы за независи­мость, а впоследствии с целью экономических и политических выгод. Решающую роль в этом процессе сыграла Конституция США 1787 года.

Опираясь на принцип “дуалистического федера­лизма”, Конституция устанавливает сферу ис­ключительной компетенции Федерации путем пе­речисления вопросов, по которым законы может издавать только Федерация. Все остальные во­просы были отнесены к ведению субъектов феде­рации. Кроме того, Конституция предусматри­вает ограничения полномочий Конгресса (ст.1,разд.9), власти штатов (ст.1, разд.10) и отдельно рассматривает вопрос “Штаты и со­юзное правительство” (ст.4).

Из практики при­менения Конституции США можно выделить:

а) сферу совпадающих полномочий (т.е. входя­щих в компетенцию и федерации, и штатов): на­логи, займы, судебная система, банки и т.д.;

б) сферу, где запрещены действия и федерации, и штатов: обложение налогом экспроприирован­ных товаров, жалование дворянских титулов, позже - рабовладение;

в) сферу, где запрещены действия федерации: введение прямых налогов, неодинаковых косвен­ных налогов, предоставление привилегий в об­ласти торговли одному штату в ущерб другому, изменение границ штатов без их согласия, позже - ограничение применения Билля о пра­вах;

г) сферу, где запрещены только действия шта­тов: вступление в международные договоры, принятие законов, нарушающих договорные обя­зательства, лишение граждан равно правовой защиты, нарушение федеральной конституции и неисполнение федеральных законов.

В полномочия штатов были включены: организа­ция собственного правительства и все местные дела, в том числе полиция и суд, уголовное, гражданское и процессуальное законодатель­ство, торговля внутри штата и рабочее зако­нодательство, собственные Вооруженные Силы. Конституция разрешила правительству федерации военное вмешательство во внутренние дела шта­тов для подавления актов мятежа и “беспорядков”. Таким образом, были разграни­чены сферы деятельности федеральных и местных органов власти, определены сферы, где решения федеральных органов имели приоритет над реше­ниями магистратур.

Согласно ст. Конституции, решение о принятии в союз новых штатов принимает Конгресс. Глав­ным арбитром, разрешающим любые спорные во­просы между федеральными органами власти и штатами, а также между самими субъектами фе­дерации, Конституция определила Верховный суд. В дальнейшем единство федерации в США под­верглось серьезному испытанию во время граж­данской войны 1861 - 1864 гг. между рабовла­дельческим Югом и промышленным Севером. Но, в результате победы Севера, федеративное устройство страны было не только сохранено, но и упрочено.

Решением Верховного суда в 1868 году федерация была объявлена нерастор­жимым союзом, право сецессии (выхода) было отвергнуто. Так была окончательно закреплена роль принципа федерализма, как стабилизирую­щего фактора в жизни общества, основы единства нации, государственного устройства США.


Выводы

В заключении хотелось бы отметить, что опыт разработки, принятия и претворения в жизнь положений Конституции США 1787 года мо­жет быть полезен сегодня при рассмотрении вопросов, связанных с принятием новой Консти­туции Украины. Разумное сочетание консервативных традиций и гибкости, возможность ветвей власти влиять друг на друга, не ограничивая при этом са­мостоятельность друг друга, американский опыт федеративного устройства государства и многое другое может быть взято на вооружение нашими законодателями.

Хотя сами американцы далеки от идеализации своей Конституции, отмечают недееспособность многих ее положений, указывают на множество недостатков и компромиссов, за­ключенных в ней, но факт остается фактом - по ней живет и развивается более 200 лет одна из крупнейших стран мира. И именно эта стабиль­ность, приверженность американцев созданным ими самими традициям заслуживает, прежде всего, нашего внимания и уважения.

При любом отношении к американской Конститу­ции с точки зрения теории, необходимо при­знать ее величайшее практическое значение не только для США, но и всей цивилизации.


Список литературы:


1. Черниловский З.М. Всеобщая история госу­дарства и права. - М., 1983г.

2. Карпентэр Д. Познаем Америку. - С.-Петер­бург 1995г.

3. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Кон­ституции РФ. - С.-Петербург, 1994г.

4. Конституции и законодательные акты буржуаз­ных государств XVII-XIX в.в. Англии, США, Франции, Италии, Германии. - М. 1957г.

5. Конституции буржуазных государств. Уч. посо­бие / Под ред. П.К.Пантелеева. - М., 1982г.

6. Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. – М.,  2000г.

7. История государства и права зарубежных стран. Учеб./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А. – Инфра, 1999г.

8. История политических и правовых учений / Под ред. Лейста О.Э. – М., 1997г.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.