Система сдержек и противовесов действует и внутри самого Конгресса. Это касается и процедуры принятия законов, и состава палат, и системы выборов членов Конгресса. Так, при обсуждении законопроекта, одобренного одной из палат, другая может предлагать поправки к нему. И только после того, как законопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны. В случае одобрения, Президент подписывает законопроект в десятидневный срок (если Президент не принял никакого решения по законопроекту, то он становится законом без его подписи), а в случае несогласия - отсылает Билль со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. После этого соответствующая палата снова рассматривает законопроект с поправками президента. Если Билль с поправками набирает 2/3 голосов в обеих палатах, он становится законом. Так обеспечивается влияние президента на законодательную власть.
Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес “всенародной” палате представителей, избиравшейся населением штатов каждые 2 года. Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года). Все это давало сенату некоторую независимость от избирателей и возможность, при необходимости, заблокировать популистские решения палаты представителей.
Двухпалатная структура Конгресса США была предусмотрена также с целью обеспечения пропорционального представительства штатов в законодательных органах. Густонаселенные штаты имели явное преимущество перед малонаселенными при выборах в палату представителей и сенат, в котором каждый штат имел двух представителей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых штатов с большими.
Различны и подходы к назначению руководителей палат. Палата представителей избирает спикера, а в сенате главой автоматически является вице-президент. Необходимо также отметить, что Конституция заложила механизм обратного влияния субъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только после того, как необходимое большинство (на тот период девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.
Главой исполнительной власти США является президент.
Конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства.
В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства. В своей деятельности президент не зависит от того, как будет принята проводимая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия (ассигнования, заключение международных договоров, законодательство, назначение на важные посты).
Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу действий. Однако, следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (право представлять палатам готовый законопроект). Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. С другой стороны, Конституция устанавливает, что президентское вето может быть “опрокинуто” квалифицированным большинством обеих палат.
Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат Конгресса. В свою очередь, для удаления президента Конституция требует обоснованного обвинения в измене, взяточничестве или других важных преступлениях. Обе палаты имеют полномочия возбудить процедуру импичмента. Но вопрос об отстранении от власти президента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосов присутствующих.
В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга. Можно сказать, что президент имеет косвенное влияние на Верховный суд в том плане, что он назначает его членов. Но так как они назначаются пожизненно, и все, включая президента США, обязаны подчиняться решениям Верховного суда, то становится очевидным то, что система взаимных сдержек и противовесов работает и здесь.
Принципиально важным являются положения Конституции о порядке, сроках выборов и сроке полномочий президента. В частности, было установлено, что президент США избирается выборщиками (т.е. лицами, непосредственно голосующими при косвенных выборах за кандидата на пост президента) по штатам в строго оговоренное Конституцией время, чтобы избежать возможных манипуляций со сроками выборов.
Выборщики подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за кого было подано большее количество голосов выборщиков.
Полномочия президента были ограничены четырьмя годами, но ему не запрещалось добиваться переизбрания на новый срок.
Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд.
При рассмотрении этой части Конституции члены Учредительного конвента предлагали предоставить Верховному федеральному суду полномочия высшей судебной инстанции США. Он должен был получить право пересмотра законов, принятых Конгрессом при их несоответствии Конституции, но не в качестве надзорной инстанции, а в связи с определенными судебными делами, находящимися в его производстве.
Такое право Верховный суд должен получить и в отношении законов, принятых парламентами штатов и постановлений штатных судов. Однако, эти положения в Конституцию не вошли. Опасаясь противодействия штатов, от решения которых зависела судьба самой Конституции, понимая, что они не потерпят вмешательства федерации в их “внутренние дела”, включая законодательство и суд, члены Конвента снова пошли на компромисс, отложив решение этого вопроса до лучших времен.
По Конституции 1787 года (ст.3) судебная власть федерации должна была простираться на все те дела, “...которые возникнут из действия самой Конституции”, из законов и трактатов, которые приняты, заключены или могут быть приняты и заключены Соединенными Штатами в дальнейшем. Помимо этого к федеральной юрисдикции были отнесены споры между палатами, тяжбы между гражданами различных штатов и некоторые другие иски, касавшиеся федерации в целом. Члены Верховного суда назначаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимость судебной власти от законодательной и исполнительной. Вопрос о практическом создании новой судебной организации США и о закреплении полномочий Верховного суда был рассмотрен среди основных первым Конгрессом США.
В результате был принят Закон о судоустройстве 1789 года. Как и было задумано при разработке Конституции, возвратясь к вопросу о верховном конституционном надзоре, Конгресс наделил Верховный суд США правом отмены любого закона, как федерального, так и штатного, если будет найдено, что этот закон уклоняется от предписаний и принципов Конституции (ст.25 Закона о судоустройстве). Более того, Верховный суд получал полномочия издавать предписания, обязательные для органов исполнительной власти, включая президента и министров (ст.13 Закона о судоустройстве). Это положение противоречило конституционному принципу разделения властей, так как ставило Верховный суд над Конгрессом и президентом.
Необходимо отметить, что позже этот перекос был сглажен самим Верховным судом в ходе слушания дела Марбори 1803 году. В результате, пожертвовав ст.13, за Верховным судом были закреплены полномочия, заключенные в ст.25 Закона о судоустройстве. С тех пор и до настоящего времени Верховному суду принадлежит финальное право трактовать Конституцию, т.е. “...говорить, что есть право страны” и, что находится в противоречии с ним. Решение Верховного суда является окончательным и обсуждению не подлежит.
Первым конгрессом была также разработана структура федерального судоустройства. Было решено, что наряду и параллельно с судами штатов будет функционировать федеральная судебная система, состоящая из районных и окружных судов (на этот период их количество было определено в 30 районных и 3 окружных суда). Последние были наделены апелляционной властью в отношении первых.
Урегулирование отношений между штатами, как субъектами федерации, с одной стороны, и центральной властью - с другой, оказалось едва ли не самым трудным делом Конституции.
Развиваясь сначала как английские колонии, затем как независимые государства и, наконец, как члены конфедерации, каждый штат имел свои особенности государственного устройства, только ему присущие традиции.
Неоднородны были штаты по социальному и расовому составу населения. Исторически сложилось так, что дворяне - эмигранты поселялись на юг от реки Потомак, а крестьяне и ремесленники - на север от нее. В результате на юге возникали крупные плантаторские хозяйства, обслуживаемые руками негров - рабов, а на севере развивались фермерские хозяйства, зарождались капиталистические отношения. На Севере преобладали республиканские традиции, действовало нечто вроде парламента колоний, выбиравшего губернатора. На Юге господствовали монархические порядки, губернатор назначался королем.
Тем не менее, штаты пошли на объединение. Необходимость подобного шага была осознана первоначально для совместной борьбы за независимость, а впоследствии с целью экономических и политических выгод. Решающую роль в этом процессе сыграла Конституция США 1787 года.
Опираясь на принцип “дуалистического федерализма”, Конституция устанавливает сферу исключительной компетенции Федерации путем перечисления вопросов, по которым законы может издавать только Федерация. Все остальные вопросы были отнесены к ведению субъектов федерации. Кроме того, Конституция предусматривает ограничения полномочий Конгресса (ст.1,разд.9), власти штатов (ст.1, разд.10) и отдельно рассматривает вопрос “Штаты и союзное правительство” (ст.4).
Из практики применения Конституции США можно выделить:
а) сферу совпадающих полномочий (т.е. входящих в компетенцию и федерации, и штатов): налоги, займы, судебная система, банки и т.д.;
б) сферу, где запрещены действия и федерации, и штатов: обложение налогом экспроприированных товаров, жалование дворянских титулов, позже - рабовладение;
в) сферу, где запрещены действия федерации: введение прямых налогов, неодинаковых косвенных налогов, предоставление привилегий в области торговли одному штату в ущерб другому, изменение границ штатов без их согласия, позже - ограничение применения Билля о правах;
г) сферу, где запрещены только действия штатов: вступление в международные договоры, принятие законов, нарушающих договорные обязательства, лишение граждан равно правовой защиты, нарушение федеральной конституции и неисполнение федеральных законов.
В полномочия штатов были включены: организация собственного правительства и все местные дела, в том числе полиция и суд, уголовное, гражданское и процессуальное законодательство, торговля внутри штата и рабочее законодательство, собственные Вооруженные Силы. Конституция разрешила правительству федерации военное вмешательство во внутренние дела штатов для подавления актов мятежа и “беспорядков”. Таким образом, были разграничены сферы деятельности федеральных и местных органов власти, определены сферы, где решения федеральных органов имели приоритет над решениями магистратур.
Согласно ст. Конституции, решение о принятии в союз новых штатов принимает Конгресс. Главным арбитром, разрешающим любые спорные вопросы между федеральными органами власти и штатами, а также между самими субъектами федерации, Конституция определила Верховный суд. В дальнейшем единство федерации в США подверглось серьезному испытанию во время гражданской войны 1861 - 1864 гг. между рабовладельческим Югом и промышленным Севером. Но, в результате победы Севера, федеративное устройство страны было не только сохранено, но и упрочено.
Решением Верховного суда в 1868 году федерация была объявлена нерасторжимым союзом, право сецессии (выхода) было отвергнуто. Так была окончательно закреплена роль принципа федерализма, как стабилизирующего фактора в жизни общества, основы единства нации, государственного устройства США.
В заключении хотелось бы отметить, что опыт разработки, принятия и претворения в жизнь положений Конституции США 1787 года может быть полезен сегодня при рассмотрении вопросов, связанных с принятием новой Конституции Украины. Разумное сочетание консервативных традиций и гибкости, возможность ветвей власти влиять друг на друга, не ограничивая при этом самостоятельность друг друга, американский опыт федеративного устройства государства и многое другое может быть взято на вооружение нашими законодателями.
Хотя сами американцы далеки от идеализации своей Конституции, отмечают недееспособность многих ее положений, указывают на множество недостатков и компромиссов, заключенных в ней, но факт остается фактом - по ней живет и развивается более 200 лет одна из крупнейших стран мира. И именно эта стабильность, приверженность американцев созданным ими самими традициям заслуживает, прежде всего, нашего внимания и уважения.
При любом отношении к американской Конституции с точки зрения теории, необходимо признать ее величайшее практическое значение не только для США, но и всей цивилизации.
1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1983г.
2. Карпентэр Д. Познаем Америку. - С.-Петербург 1995г.
3. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. - С.-Петербург, 1994г.
4. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в. Англии, США, Франции, Италии, Германии. - М. 1957г.
5. Конституции буржуазных государств. Уч. пособие / Под ред. П.К.Пантелеева. - М., 1982г.
6. Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., 2000г.
7. История государства и права зарубежных стран. Учеб./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А. – Инфра, 1999г.
8. История политических и правовых учений / Под ред. Лейста О.Э. – М., 1997г.
Страницы: 1, 2