Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние охраны на предприятиях, принял решение организовать промышленную милицию. На нее возлагались задачи борьбы с хищениями гос.собственности и т.п. 3 марта 1920 года в составе ГУ милиции РСФСР образовали отдел, в губернский управлениях — отделения промышленной милиции, на предприятиях — ее подразделения.
Для активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и милиции. В июне 1919 года 3-я Всероссийская конференция ЧК приняла резолюцию “О взаимоотношениях между местными ЧК и милицией”, одобренную НКВД. Она установила: “ В коллегии местных отделов управления вводить в качестве членов председателей ЧК”. Для укрепления аппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должности зав. уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК. Сотрудники уголовного розыска, обслуживающие железные дороги и водные пути откомандировывались в распоряжение местных ЧК. В октябре 1920 года были созданы самостоятельные органы уголовного розыска на транспорте организованные по линейному принципу. В феврале 1919 года Центророзыску с согласия губернский исполкомов и утверждения Главмилиции предоставлялось право открывать отделения в городах с населением менее 40 тыс. человек “...если по количеству преступлений будет необходимо иметь там число сотрудников уголовного розыска, достаточное для открытия особого отделения”. В 1919-20-х годах уголовный розыск фактически проводил предварительное следствие по большинству дел. В апреле 1920 года органы уголовного розыска и органы следствия были слиты в одно целое. Однако уже в конце 1920 года, после введения народных следователей в системе НКЮ, милиция перестала выполнять функции следствия.
В органах милиции начинаются создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на образование кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением, и не только в ОВД.
Опыт строительства советской милиции отразился в Положении о рабоче-крестьянской милиции. 08.06.20 г. проект Положения рассматривался на заседании СНК. После одобрения СНК проект Положения 10.06.20 г. утвердил ВЦИК. В Положении закреплялся опыт первых лет строительства милиции. С изданием Положения, в основном, завершился период организационного становления милиции.
Октябрьская революция 1917 года вообще ликвидировала прокуратуру. Около пяти лет в стране не было прокуроров. В 1922 году прокуратура была восстановлена, и прокуроры, кроме поддержания обвинения перед судом, стали вновь надзирать за законностью актов (действий и решений) должностных лиц, предприятий, учреждений, общественных организаций и даже граждан. Функция прокуратуры по надзору за исполнением законов была последовательно закреплена в Положении о прокуратуре 1922 года (ст.2), Конституции СССР 1936 года (ст.113), Положении о прокурорском надзоре в СССР 1955 года (ст.1, 2), Конституции СССР 1977 года (ст.164), Законе о прокуратуре СССР 1979 года (ст.1), а также ныне действующем законе РФ «О прокуратуре».
Однако с 1917 года прокурорский надзор осуществлялся органами рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции).
Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 г. не были преобразованы в органы Главного политического управления.
Однако разобщенность всех перечисленных органов, отсутствие у них необходимых властно-распорядительных полномочий не могли обеспечить точного и единообразного исполнения законов в Российской Федерации.
Зачатки прокурорского надзора можно также заметить в деятельности коллегий обвинителей при Революционных трибуналах и центральной коллегии государственных обвинителей при Революционном трибунале ВЦИК.
Члены коллегий обвинителей осуществляли надзор за соблюдением законов при расследовании преступлений, поддерживали в судах государственное обвинение по уголовным делам, приносили кассационные протесты на незаконные и необоснованные приговоры судов.
По предложению В. И. Ленина НКЮ РСФСР подготовил проект «Положения о прокурорском надзоре», который в мае 1922 г. был вынесен для обсуждения и принятия на третью сессию ВЦИК IX созыва.
Постановление ВЦИК о принятии «Положения о прокурорском надзоре» 28 мая 1922 г. было подписано председателем ВЦИК М. И. Калининым и секретарем ВЦИК А. С. Енукидзе. С этого дня ведут отсчет органы советской прокуратуры.
В «Положении о прокурорском надзоре» прежде всего, нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры:
- централизация и единоначалие органов прокурорского надзора;
- строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;
- независимость органов прокуратуры от местных влияний;
- опора прокурорских органов на помощь широкой общественности.
«Положение о прокурорском надзоре» определяло как предмет, так и пределы надзора прокуроров за неуклонным исполнением законов. На органы прокуратуры было возложено:
а) осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушение закона;
б) непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и ОГПУ;
в) поддержание обвинения на суде;
г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей[18].
Организационно органы прокуратуры не представляли собою самостоятельного государственного органа: прокуратура входила в качестве отдела в НКЮ РСФСР. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором республики.
Становление прокуратуры РСФСР было связано со многими трудностями. Повторялись попытки противодействия новому институту со стороны руководителей некоторых местных органов власти, видевших в деятельности прокуроров по внедрению единой законности чуть ли не подрыв своего авторитета и ограничение прерогатив местной власти. [19]
Не хватало специально обученных кадров. Например, к 1923 году в РСФСР было назначено 53 губернских прокурора, но 70 % из них не имели специального образования. Из 768 должностей помощников прокуроров было замещено только 423, каждый второй имел лишь начальное образование.[20]
Постановлением ЦИК СССР «О Верховном Суде Союза ССР» от 6 июля 1923 года Президиуму ЦИК СССР в связи с принятием Конституции СССР было поручено разработать Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик. 23 ноября 1923 года оно было утверждено. В Положении определялись функции, правомочия, структура и штаты Прокуратуры Верховного Суда Союза ССР. В соответствии со ст.43 Конституции СССР 1924 г. при Центральном Исполнительном Комитете СССР учреждался Верховный Суд СССР. В составе Верховного Суда СССР, согласно ст.46 Конституции, учреждался пост Прокурора Верховного Суда СССР.
В современных условиях в соответствии с конституционными положениями, закрепившими изменения политической системы, коренным образом изменилось социальное назначение органов внутренних дел, милиции. Теперь оно заключается не в обслуживании политического режима, а в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства; признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от тех или иных угроз в сфере правоохраны.
В конце 2004 года, в МУРе была организована проверка отделом собственной безопасности. Многие чиновники бросились бежать, оставив у входа в милицию собственные автомобили, причем некоторые руководители объявлены в розыск. Увы, историческое сравнение показывает результаты не в пользу современных милицейских чинов.
Современное российское общество в последнее десятилетие вступило в эпоху развития, которая характеризуется отказом от некогда безраздельно господствовавшей идеологии, отрицанием многих былых ценностей и истин, еще недавно казавшихся единственно значимыми. Все это заставило по-новому взглянуть на путь, пройденный страной, пересмотреть подходы к различным явлениям в нашей недавней и более отдаленной истории, ибо предвзятость едва ли не чаще всего проявлялась в освещении истории царской России. Описывая тяжелую жизнь народных масс, терпевших нужду и бедность, многие авторы уделяли внимание государственному аппарату, особенно его репрессивным органам, однако зачастую деятельность последних рисовалась только мрачными, темными тонами, замалчивалось то позитивное, что было в этих, конечно же, далеких от совершенства органах и учреждениях.
Беспристрастное изучение архивных материалов, работ по проблеме борьбы с преступностью показывает, что многие из создаваемых в настоящее время конструкций, учений и концепций имеют аналоги в прошлом.
Закономерно, что наши предшественники сталкивались с теми же проблемами, что и современники. Изучение опыта тех лет, его обобщение и выводы, сделанные на этой основе, могут быть использованы и сегодня.
За прошедший почти восьмидесятилетний период российское уголовно-процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Особенно плодотворным в этом смысле оказалось последнее десятилетие XX века: началась новая судебная реформа, стали реальностью такие атрибуты дореволюционного российского правосудия, как суд присяжных и мировые судьи, изменения коснулись процедуры судебного разбирательства, кассационного и надзорного производства. Но несмотря на все происшедшие перемены и возникающую порой резкую критику советского суда, еще многие положения, заложенные реформой 1922 г., продолжают свое существование в современном законодательстве. Пока им просто не находится альтернативы. Хорошо это или плохо – покажет время.
1. Конституция РСФСР 1918 г. // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1999.
2. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917-1954 гг. Под ред. С.А. Голун-ского. М, 1955.
3. Басков Л.И. Отечественная прокуратура в 1922-1996 г. // Вестник Московского государственного университета. Сер. 11. Право. - 1998. - № 1. -С. 101-114.
4. Ерошкин Н.11. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
5. Заика Л.И. Бобренов В.А, Заговор против права (о разрушении государственных структур и системы органов юстиции в 1917 г.). // Молодая гвардия. - 1991. - № 12. - С. 207-224.
6. Лезов И.Л. Судебное строительство на местах в первые месяцы советской власти. // Вестник Московского государственного университета. Сер. 11 Право. - 1998.-№ 1.-С. 115-122.
7. Ломов В.С. Органы предварительного расследования в Советском государстве до издания Декрета о суде № 1. Волгоград, 1976.
8. Лыков В. Жестокие двадцатые (к 80-летиго МУРАа). // Человек и закон. - 1998. - № 3. -С. 16-21, № 4. - С. 20-25.
9. Лыков В. Рождение сыска. // Человек и закон. - 1998. - № 2. - С. 25-28.
10. Портной В.П. Славин М.М. Становление правосудия Советской России (1917-1922). М, 1990.
[1] Далее декрет о суде № 1.
[2] В.Г. Бессарабов. «Пореформенная российская прокуратура (1864-1917)» /Журнал российского права. № 10, 2002 г. – с. 10.
[3] Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров «Юридическая энциклопедия» /под ред. М.Ю. Тихомирова.-М.: 1999г. – с. 369.
[4] Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: учебное пособие. – М.: 2000 г. – с. 16.
[5] Нерсесянц В.С. Наш путь к праву: (От социализма к цивилизму). – М., 1992 г. – с. 101.
[6] Алексеев С.С. Правовое государство – судьба социализма: Научно-публицистический очерк. – М., 1988.
С. – 53.
[7] Туйков В.И. «Прокурорский надзор. Введение в специальность: учебное пособие. Екатеринбург.: 1998 г. С. – 27.
[8] Портной В.П. Славин М.М. Становление правосудия Советской России (1917-1922). М, 1990.
[9] СУ РСФСР. 1921. № 20. Ст.122
[10] Там же. № 39. Ст. 209; № 46. Ст. 227
[11] Там же. № 49. Ст.262; № 60. Ст.421
[12] № 77. Ст.639; № 79. Ст. 674
[13] Право Советской России. Прага, 1925. С. 307
[14] Там же. С. 308
[15] Там же. С. 309
[16] СУ РСФСР.1922. № 69. Ст. 902
[17] Постановление НКВД “О рабочей милиции” изданное 28.10(10.11).
[18] Бессарабов В.Г «Советская прокуратура (1922 – 1991 гг.)» /Журнал Российского права № 12, 2002 г. С. – 4.
[19] В.Г. Бессарабов «Советская прокуратура (1922 – 1991 гг.)» /Журнал Российского права № 12, 2002 г.
С. – 5.
[20] Туйков В.И. «Прокурорский надзор. Введение в специальность: учебное пособие. Екатеринбург.: 1998 г. С. – 28.
Страницы: 1, 2, 3