Рефераты. Сословная политика в XVIII веке

    Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоя-лась. В "Наказе" говорится о том, как помещики должны обращаться с крестья-нами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу. Комиссия раз-делилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными от-раслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не пони мают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комис-сии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко.[7]

    Екатерина перевела комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет. Можно сказать, что деятель-ность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерина II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.

   Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала много важных законов.







4. ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

   Государственный совет - высшее государственное учреждение империи с функциями законосовещательного органа; министерства, заменившие петровс-кие коллегии. Верховный орган судебной власти - Сенат. Комитет министров - высшее административное учреждение. Местное управление - губернатор и губернская администрация.

    В 1775 году чтобы легче было управлять государством, Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не бо-лее 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губер-наторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.).            

     Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избирае-мому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство. Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государствен ных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей. Центр тяжести в управлении переме-щался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий - они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-коллегии. Созданная гу-бернской реформой 1775 года система местного управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное деление - до Октябрьской революции. Дворянство было признано особым главным сослови-ем. Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворя не должны были нести государственную службу и вести сельское хозяйство, а купцы и мещане - заниматься торговлей и промышленностью. Некоторые облас ти раньше управлялись иначе, Екатерина II позаботилась о том, чтобы новое за-конодательство было введено повсеместно.

    Документом, определившим направление новой гу­бернской реформы, стали «Учреждения для управ­ления губерний Всероссийской империи»      (1775 г.). На­кануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провин-ций и около 180 уездов. Про­водимая реформа планировала осуществить разук­рупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.

    Деление на губернии  и  уезды осуществлялось по строго ад­министративному принципу, без учета географических, наци­ональных v экономических призна-ков. Основной целью деле­ния было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был по­ложен чисто количественный критерий — численность насе­ления. На территории гу-бернии проживало около 400 тысяч душ, на территории  уезда - около 30 тысяч душ.

    Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и сме­щаемый монархом. В своей деятельности он опирался на гу­бернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в гу-бернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, обра­зования ве-дал приказ общественного призрения.

    Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправ­ник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме ис­правника действо-вали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах бы-ла учреждена должность городничего.

    Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей тер-ритории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвы-чайные ме­ры, непосредственно обращаться с докладом к императору.






















5. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА


    Судебная реформа  1864 г. - буржуйское преобразование суда и судопроиз-водства на основе суд. уставов. Провозглашены принципы независимости су-дей, гласности, устности и состязательности суд. процесса, ликвидировала сос-ловный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые суды. Проводилась с искажениями и ограничениями.

    Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно интенсивно пошла после провозглашения кре­стьянской реформы. К началу 1861 г. на рассмотрение Государственного совета было представлено (с 1857 до 1861 гг.) 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в струк­туре судебной системы и судопроизводства: ограничение чис­ла судебных инстан-ций, введение устности, гласности, состя­зательности и пр. Материалы судебной реформы составили 74 толстых тома.

    В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основ­ные акты судеб-ной реформы: Учреждения судебных установ­лений, Устав уголовного судопро-изводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

    Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным от-носились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; к общим - окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные (по гражданс-ким и уголов­ным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на нес-колько губерний или областей, и кассационные (по граждан­ским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сфе-ры, кроме тех, где действо­вала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, кресть­янских и инородческих судов.

    Реформа судебной системы закрепила новые принципы: от­деление суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, не-сменяемость судей и следовате­лей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и при­сяжных заседателей).

    В ходе подготовки и проведения реформы были созданы но­вые институты присяжных заседателей и судебных следовате­лей и реорганизована деятель-ность старых. Изменились фун­кции прокуратуры, а именно: поддержание обви-нения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

    До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Надзор за ними осуществляли прокуроры, стряпчие, губернские правления. Обвини­тельное заключение составлялось в канцелярии суда. Тем са­мым следствие не было отделено от суда. Расследование дели­лось на гене-ральное (предварительное, без предъявления об­винения) и специальное (фор-мальное, с предъявлением обви­нения). Реформа отделяет предварительное следствие от судеб­ного расследования.

    На судебные палаты возлагались дела по жалобам и проте­стам на приговоры окружного суда, а также дела о должност­ных и государственных преступлени-ях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии «сословных пред-ставите­лей»: губернского и уездного предводителей дворянства, голова губерн ского города и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстан­ции по делам окружных судов, рассмотренных без учас-тия при­сяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по су­ществу, рассматривать уже решенное дело.

    При разработке реформы было высказано предложение со­здать должность областного главного судьи, который бы осу­ществлял общее руководство судо-производством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем са-мым излишнюю, с его точки зрения, автономность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.




6. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Процесс централизации затронул  систему местных орга­нов: с 1626 г. по всей территории государства рядом с органа­ми местного самоуправления (губные, земские избы, городо­вые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административ-ную, судебную и военную власть на мес­тах, подчиняясь центру. Воеводы уже к 80-м гг. XVII в. вытес­нили по всей территории страны выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными ок­ругами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образо ваны более крупные административные единицы - разряды (предшественники бу­дущих губерний).

    Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на ос­нове старой модели: воеводское управление и система област­ных приказов. В процессе петровских преобразований в эту си­стему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией

     В 1708 г. вводится новое территориальное деление государ­ства: учреждались восемь губерний, по которым были расписа­ны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний воз­росло до одиннадцати.

    Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-гу­бернатор (Петербург-ская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, су-дебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управ-ления.

    В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижесто-

ящие административные звенья помогали ландратные комис­сии, избранные из местного дворянства.

    Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее  заключалась в сле-дующем: одиннадцать губерний были разде­лены на сорок пять провинций Во главе этих единиц были по­ставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы

Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчиня- лась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юсти-ции, Вотчинная) рас­полагали на местах собственным разветвленным аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли такие местные кон-торы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства (прием и расходова­ние денежных сумм по указам воеводы и камериров).

В 1719 г. воеводам поручались наблюдение «за хранением государственного интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви, оборона территории, над­зор за местной администрацией, торгами, ремеслами и за соблюдением царских указов.

В 1718 - 1720 гг. прошла реорганизация органов городско­го самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей - земских изб и земских бурмистров. Были созданы новые орга­ны - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководс тво осуществлял Главный магистрат Система управления стала более бюрократи-еской и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.










7. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ

    Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолю-изма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования иде-ям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некото-ые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сто-рону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

    Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобре ло характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монар хии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.[8]

    Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государствен-ные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и боль шей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюд-ли мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство стано-виться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внут-реннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве зем левладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия).Параллель но росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходи мо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II бы-ло тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития.

ВЫВОД

  К концу правления Екатерины Россия имела уже 52 губернии, учреждено свыше 150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Для каждого были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития. Все это происходило под личным контролем Екатерины II

  Конечно, последствия новосоздавемых учреждений не всегда были однозначно хороши. Кое-что разрушилось уже при Петре 1, время показало ненужность некоторых судебных инстанций. Многократно, хотя и закономерно, возросла численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч. Образованность их была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма "свободные".

  За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад  в развитии и укреплении России.

    Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с широким преобразовательным планом, в основание кото-рого легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана цели ком и не провела последовательно своих  идей. Мысли «Наказа» не перешли в практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отноше ния сословий  остались по существу, прежними и развивались в том направле-нии, какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям, каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию - дворянству. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие ей были завещаны, временами предыдущими, она продол жала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшест венники, хотя иногда не желала действовать как они.[9]


[1] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А. Радугина, М., 1999 г.


[2] История России. 2 т., М., 1995 г.


[3] Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М.: Введение в историю, М., 1994 г.


[4] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А. Радугина, М., 1999 г.


  1. [5] История России и мировые цивилизации // Под. ред. В.В.Рубана, М., 1997 г.

  1. [6] История. Культура. Цивилизация., М., 1998 г.

  1. [7] История России в свете цивилизационного подхода – Тверь, 1998 г.

[8] Россия в мировой истории, М., 1996 г.


[9] История Отечества: люди, идеи, решения. В 2-х частях, М., 1991 г.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.