|
22 ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ 2 РЕЙХА. ГОС-СТРОЙ ПО КОНСТИТУЦИИ 1871 Г.
Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы. Пруссия была единственным немецким государством, введшим у себя всеобщую воинскую повинность и всеобщее обязательное обучение. Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии. Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в том числе Ганновера, Гессен-Кастеля, Франкфурта-на-Майне. В Центральной Европе возникло, по сути дела, новое государство, получившее название Северо- Германского союза. В Союз не вошли южногерманские государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг и др. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция. В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией. В этой войне Франция была разгромлена. Прусский король был коронован императором объединенной Германии, и таким образом в центре Европы возникло новое государство — Германская империя.
Конституция - в 1867 г. Господство Пруссии было юридически оформлено в К. Конституция германской империи вошла в силу в 1871г.
К ведению общеимперских органов было отнесено - зак-во об армии и флоте, налогах, системе мер и весов, монеты, пути сообщения, почта-телеграф и т.д. Король Пруссии одновременно являлся кайзером Германии, был носителем верховной власти. Его полномочия осуществлялись через канцлера. Кайзер назначал канцлера, высших чиновников, был главкомом ВС, объявлял войну и мир. Бундесрат - союзный совет, занимал 2-е место по объему прав. Он имел законодательные и административные полномочия. Это был орган представителей государств, вошедших в империю. Число голосов в нем зависело от размеров гос-ва. К него было права рассматривать законопроекты, толковать К, имел приоритет в законодательном процессе, также это был имперский суд по особо важным преступлениям. Рейхстаг - нижняя палата - избиралась всеобщими выборами (1 депутат на 100 тыс. Избирателей). Для принятия решений требовалось абсолютное б-во голосов. Закон принимался этими 2-мя палатами (бундесратом и рейхстагом). Также рейхстаг утверждал бюджет, но не имел права контроля за исполнительной властью. Канцлер (глава прав-ва) отвечал перед кайзером.
13 ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА.
По виду и значению источники права определялись по официальному рангу органа, его издавшего: народ (комиции), сенат, магистраты. А период принципата и домината главным источником являлись воля, единовластие императора выраженные в его предписаниях, конституциях. В период расцвета республики была формула - “Благо народа есть высший закон”. В древности считали, что закон - это бог, т.к. Бог карает людей за преступления. Долгое время обычай признавали источником римского права. Обычай имел в глазах римлян обязательную силу. Самый древний писаный источник римского права - “Законы 12 таблиц”. Затем идут законы, принятые комициями (Lex) - они носили имена авторов. Источником права считались постановления сената и преторские эдикты. Римское право создавалось столетиями, но оно также и изменялось, приспосабливаясь к новым условиям и конкретным ситуациям. Комиции, сенат, магистраты и императоры периодически дополняли и изменяли правовые нормы “Закон как и природа - стремится к совершенству” - говорили юристы. В период принципата и домината основным источником права стали акты императорской власти. Их было 4 вида - эдикты (акты общего характера), мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты (ответы на юридические вопросы граждан). В период республики магистраты, преторы, эдилы, квесторы , вступая в должность издавали эдикты (программы своей деятельности). С уходом автора эдикта в отставку юридическая сила эдикта терялась. Преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право . Сначала между преторским и цивильным правом была конкуренция, но потом различия между ними стерлись.
28 ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ 1215 - ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Английский король Иоанн Безземельный очень любил воевать. Только получалось у него это плохо (потому и безземельный).Собирая бабки на очередной поход он облагал население огромными налогами. Население было с ним несогласно, и поэтому образовало антикоролевский союз. Очередное поражение в войне сильно разозлило Папу , и папа лишил Иоанна права на престол. Но Иоанну удалось вымолить у папы прощение (с условием уплаты дани) . Узнав об этом позоре лорды Англии начали войну против Иоанна, которую он проиграл и подписал великую хартию вольностей. Из 68 статей этой хартии 30 - выражали интересы баронов, 7 - рыцарства, 3- горожан. По этой хартии церковь получила все, что хотела. Всем свободным людям гарантировались их обычаи и вольности. Налоги теперь устанавливались Советом королевства. Подданным разрешили выезжать из страны и приезжать обратно (раньше не разрешали). Судебная власть была отделена от короля (зачаток разделения властей). Также была гарантия личной и имущественной защиты от королевского произвола не только баронов, но и всех свободных подданных.
Значение - очень большое. Эта хартия доказала, что власть короля не безгранична. Хартия явилась правовым фундаментом демократии , возвестившем идею парламентского правления.
52ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
ГГУ состоит из 5-ти книг , 2-я из них отведена обязательствам. Вводится письменная форма заключения сделок, из которых вытекают обязательства сторон. Сделки с землей и недвижимым имуществом следовало фиксировать в ипотечных книгах. Должник не имел право исполнять свое обязательство по частям. Уложение содержит подробное разъяснение о договоре личного найма, но в то же время проявляет большую заботу об интересах наймодателя. Естественно, в 1-ю очередь оно защищает интересы собственника средств производства.
ГГУ состоит из 5 книг (общие вопросы права, обязательства, вещное право, брачно-семейное право, наследственное право. Структура кодекса строилась по пандектной системе, т.е указания общего характера о применении права даются в начале свода и предпосылаются каждому разделу. Это было одной из причин его громоздкости (2885 параграфов). Для понимания его положений требуется хорошая юридическая подготовка.
42 КОНСТИТУЦИЯ США 1787 ГОДА.
Содержание Конституции явно свидетельствует о компромиссе между рабовладельцами и крупной буржуазией. К. юридически оформила систему органов власти независимой американской республики. Принцип разделения властей. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат). К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями , чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д. Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти. 16-я поправка предоставила Конгрессу право устанавливать подоходный налог. Исполнительная власть вручалась президенту. Он избирался на 4 года. Президент - глава государства и федеральной администрации. Он не мог быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства. Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно . Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти Конституции. Федеральный суд выполнял роль “сторожа” при конгрессе на тот случай, если в составе конгресса окажется большинство радикалов. Правовое положение Верховного суда является уникальным.
48 ДЕКЛАРАЦИЯ И КОНСТИТУЦИЯ 1793 ГОДА ВО Франции.
В ответ на обвинения жирондистов в узурпации власти якобинцы очень быстро подготовили проект самой демократической конституции Франции. Проект был одобрен подавляющим большинством нации. К. закрепляла республиканский режим. Для принятия важного решения голосования одного законодательного корпуса было недостаточно. Требовалось еще одобрение граждан (очевидного большинства). Декларация прав содержит более радикальное истолкование суверенитета народа. Сопротивление угнетению путем восстания объявлено не только правом, но и обязанностью граждан. Избирательное право для всех французов после 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов - прямые и равные. Высшая зак-ая власть принадлежала нации. Был постоянно действующий 1-палатный законодательный корпус. Срок легислатуры - 1 год (этот орган мог издавать декреты, не подлежащие одобрению народа). Функции гос-управления осуществлял Исполнительный сове из 24 человек. Он действовал на основе законов и был подотчетен законодательному корпусу. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета препятствовали узурпации власти. Конституция была хорошей, но тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести ее в действие.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.