В краткой редакции Русской Правды нет упоминания о закупе. В свою очередь, в Пространной редакции имеется специальный Устав о закупах.
Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество.
За совершение закупом правонарушений ответственность нес как сам закуп, так и его господин. А именно, господин уплачивал за него штраф потерпевшему, а сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа.
В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других свидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, в которой больше всего отразился процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.
Задание 2.
а) Возникновение Советской Федерации. Первая Советская конституция
Возникновение Советской Федерации датируется январем 1918г., когда на Третьем Всероссийском съезде советов произошло окончательное объединение советов. Это стало возможным в связи с тем, что после роспуска Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими советами существовала система советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным влиянием партии эсеров.
В перерывах между сессиями Всероссийского съезда советов высшим органом власти в стране был Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Структура ВЦИК включала: президиум, отделы и комиссии. Президиум состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов. Его заседания проходили два-три раза в неделю [1, c.236].
Второй Всероссийский съезд советов избрал правительство – Совет народных комиссаров (СНК) «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов.
С октября 1917 г. до июля 1918 г. (до принятия Конституции) ВЦИК принял более 100 декретов, постановлений и других актов. За этот же период СНК принял около 600 правовых актов. Законодательная деятельность СНК часто подвергалась критике со стороны оппозиции: левые эсеры и представители других партий настаивали на ограничении этой функции СНК и усилении над ней контроля со стороны ВЦИК. Однако в начале ноября 1917 г. ВЦИК подтвердил законодательные полномочия правительства. Это положение было закреплено специальным постановлением ВЦИК, а позднее вошло в Конституцию РСФСР.
Сложность отношений между ВЦИК и СНК была обусловлена не только политической борьбой внутри их структур. Объективно сложился параллелизм в работе отделов ВЦИК и наркоматов, поэтому ВЦИК решил слить ряд своих отделов с соответствующими НК.
Партийный аппарат власти на местах, быстро укреплявшийся после октябрьской революции, оказывал заметное влияние на систему местных органов. В ноябре 1917 г. СНК принял декрет «О праве отзыва», на основании которого из советов стали отзываться меньшевики и эсеры, перевыборы проходили не реже одного раза в квартал.
В июне 1918 г. ВЦИК принял специальное постановление «Об исключении из состава ВЦИК и местных советов представителей контрреволюционных партий эсеров (центра и правых) и меньшевиков [7, c.105-108].
Деятельность центральных государственных органов также осуществлялась под контролем партийных органов. Партийным решениям придавалось значение законодательных актов, все чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и руководящих партийных органов по наиболее значимым вопросам.
Третий съезд советов стал объединительным для советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Большинство на нем принадлежало партии большевиков. Съезд принял программный документ, не принятый Учредительным собранием – Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа [3, c.254].
Декларация определяла Россию республикой советов и подчеркивала всевластие этих органов в центре и на местах. Государственное устройство определялось как федерация национальных республик.
Провозглашались социализация земли, отмена частной собственности на землю, закреплялся сформулированный Декретом о земле принцип уравнительного землепользования – распределение земельных участков по числу трудоспособных лиц и числу «едоков» в каждой семье.
Первым шагом к полной национализации промышленности и транспорта стал закон (ноябрь 1917 г.) о создании ВСНХ. Подтверждались положения декрета (декабрь 1917 г.) о национализации банков об аннулировании дореволюционных правительственных займов.
Третий съезд советов принял также постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики», в котором закреплялась система органов федеральной власти: Всероссийский съезд советов, ВЦИК, СНК. Предусматривалась возможность образования областных республик, разграничение их компетенции и компетенции федеральных органов осуществлялось по соглашению ВЦИК РСФСР и ЦИК этих республик.
Съезд законодательно закрепил систему советов как систему государственного устройства. Оба документа, принятых на съезде, вошли затем в Конституцию, решение о разработке которой также было принято съездом.
Декреты Второго съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства (октябрь 1917 г.).
Второй этап начинается с принятием на Третьем съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) – документа, определившего основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Однако этот документ носил декларативный, программный характер.
Поэтому неизбежно должен был наступить заключительный этап конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон Республики. Третий Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередного Всероссийского съезда Советов.
В результате большой подготовительной работы к 26 июня 1918 г. Конституционная комиссия ВЦИК утвердила ряд разделов проекта Конституции РСФСР: ее общие положения, вводный раздел - «Декларацию прав и обязанностей трудящихся», документ «О российских Совдепах», статью о Правительстве РСФСР. Однако подготовка всего проекта была еще далека от окончания. Между тем приближалось открытие V Всероссийского съезда Советов, в повестку дня которого был включен и вопрос о Советской Конституции. Незавершенность работы над проектом объяснялась главным образом тем, что столь сложное и кропотливое дело велось крайне ограниченным числом людей: практически подготовкой проекта Конституции занимались 7-8 членов Конституционной комиссии ВЦИК (причем некоторые из них - Бухарин, Склянский, Смирнов - никакого участия в этой работе не принимали). Большинство членов комиссии было занято важнейшей государственной деятельностью (Я.М Свердлов - Председатель ВЦИК, В.А. Аванесов-секретарь ВЦИК, Ю.М. Стеклов-редактор газеты «Известия ВЦИК», М.И. Лацис-член коллегии НКВД и ВЧК и т.д.) [5, c.90-93].
26 июня 1918 г. в ЦК РКП (б) с участием В. И. Ленина был рассмотрен вопрос о ходе разработки проекта Конституции. В тот же день Я. М. Свердлов сообщил об этом на заседании Конституционной комиссии: «Сегодня у нас в ЦК партии рассматривался вопрос о Советской Конституции. В результате разговора мы пришли к тому заключению, что к этому съезду (V съезду Советов) представить всю Конституцию в полном виде нам не удастся... Но мне удалось настоять на том, что ответственные части этой Конституции, в частности, наиболее разработанная часть о Советах в организационном отношении может быть принята и теперь. Не хватает в ней только статей о строении ВЦИК и СНК. Вся остальная часть у нас более закончена. Со сферой компетенции мы тоже успеем закончить... Отсюда будет только один выход: на съезде можно принять то, что будет подготовлено. Остальное поручить ЦИК утвердить или отложить до следующего съезда. Окончательно этот вопрос у нас не решен, будет решен в пятницу (28 июня) в окончательном виде».
Взамен ранее утвержденного раздела проекта Конституции «О Российских Советах» комиссия разработала два новых раздела: «Конструкция Советской власти» и «Об избирательном праве». В первый вошли: «А. Организация Центральной власти» с главами: 1) О Всероссийском съезде Советов, 2) О ВЦИК, 3) О Совнаркоме, 4) О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК; «Б. Организация Советской власти на местах» с 12 главами: восемь из них были посвящены съездам Советов (областным, губернским, уездным, волостным) и предметам их ведения, четыре - городским и сельским Советам и их функциям [4, c.34-37].
Второй раздел состоял из 5 глав, в которых воспроизводилась соответствующая глава раздела «О Российских Советах», определявшая избирательные права граждан, устанавливались правила проведения выборов (путем тайной подачи голосов по партийным спискам, распределения числа делегатских мест между наличными партийными списками пропорционально поданному за каждый из них количеству голосов), проверка выборов, их кассация, отзыв депутатов.
На этом Конституционная комиссия ВЦИК в основном закончила разработку проекта Конституции. 3 июля 1918 г. подготовленный ею проект Конституции РСФСР был опубликован в газете «Известия ВЦИК». В тот же день он был представлен на рассмотрение в ЦК РКП (б).
Одновременно в ЦК РКП (б) В. И. Ленину поступил проект Конституции РСФСР, «разработанный... коллегией Наркомюста, с участием редакторов М.А. Рейснера и А.Г. Гойхбарга, вернее, выработанный последними и обсужденный в коллегии Наркомюста». Вместе с проектом Конституции коллегия НКЮ направила В.И. Ленину критический отзыв на проект Конституции РСФСР, разработанный Конституционной комиссией ВЦИК. В.И. Ленин внимательно ознакомился с обоими документами НКЮ. На отзыве коллегии НКЮ на проект Конституции Комиссии ВЦИК Ленин написал: «В ЦК РКП (б)». На проекте Конституции НКЮ Ленин сделал ряд пометок, замечаний, дополнений, имеющих важное, принципиальное значение.
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
II. Общие положения Конституции РСФСР.
III. Конституция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах).
IV. Активное и пассивное избирательное право.
V. Бюджетное право.
VI. О гербе и флаге РСФСР [7, c.145].
Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.
Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избрал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР – Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.
Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы.
Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.
Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК [5, c.122-124].
Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма».
Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.
Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. Так, при выборах на Всероссийский съезд советов городские советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во втором – от 125 тысяч избирателей. Подобное же преимущество городские советы имели при выборах на областные и губернские съезды советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним не закрепленным в Конституции правилом – рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных органах.
Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как закреплен порядок открытого голосования.
Комплекс провозглашенных конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным [5, c.135-138].
Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему обшественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию
Первую Советскую Конституцию - Основной Закон РСФСР 1918 г. - по праву называют Ленинской. Историческая «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная В.И. Лениным, - важнейший раздел Конституции, определяющий все ее содержание. Конституция явилась воплощением ленинских идей о строительстве и функционировании Советского социалистического государства, о пролетарской демократии. Весь ход разработки первой Советской Конституции шел при неослабном внимании В.И. Ленина, на основе его указаний. А разработка окончательного проекта Основного Закона РСФСР была осуществлена непосредственно В. И. Лениным и руководимой им Комиссией ЦК ркп (б).
Первая Советская Конституция РСФСР 1918 г. законодательно закрепила исторические завоевания Великого Октября - установление диктатуры пролетариата в форме Советов, великие социалистические и революционно-демократические преобразования, осуществленные за первые восемь месяцев Советской власти. Основной Закон страны придал конституционный характер коренной задаче переходной эпохи - уничтожению эксплуатации человека человеком и причин, ее порождающих, построению социалистического общества в нашей стране.
Конституция РСФСР 1918 г. явилась обобщением и дальнейшим развитием революционного законодательства Советского государства, начатого ленинскими декретами Советской власти.
Конституция РСФСР - воплощение ленинских идей о государстве диктатуры пролетариата, о Советах как государственной форме диктатуры пролетариата, о демократическом централизме как основном принципе строительства и функционирования Советского государства, о пролетарской демократии, представляющей собой «начало социалистической формы демократизма».
1. Государственное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература, 1996. - 584с.
2. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юрист, 1994. - 448с.
3. История государства и права России/ Под ред. С.А. Чибиреева.- М., 2001.
4. Кукушкин Ю.М., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. – М., 1987. – 222с.
5. Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития советской Конституции. – М., 1982. – 233с.
6. Сташенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс, Т 1, 2. – М., 1998.
7. Якубовская С.И. Образование СССР – добровольного содружества равноправных народов. – М., 1982. – 387с.
Страницы: 1, 2