Рефераты. Римское государство в период республики. Органы государственного управления

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: "что приобретается через посредство раба - приобретается для госпо­дина". Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

Рабовладельческие отношения определяли общую незаинте­ресованность рабов в результатах своего труда, что в свою оче­редь заставляло рабовладельцев искать более эффективные фор­мы эксплуатации. Такой формой стал пекулий - часть имущест­ва хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), ко­торую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяй­ства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Дру­гой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Ко­лоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в эко­номическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свобод­ные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущест­во, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассмат­риваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил боль­шого распространения.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Поми­мо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оста­вались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрас­тает роль богатства в определении положения римского гражда­нина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрици­анские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Толь­ко они стали пополнять сенат и избираться на высшие государст­венные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сосло­вие, доступ в которое новому человеку был практически невозмо­жен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в ред­ких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рожде­нию, становились высшими должностными лицами.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивает­ся процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдель­ными их представителями возникают родственные отношения.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуостро­ва (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому поло­жению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право высту­пать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, поль­зовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были пре­доставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских гра­ждан, были перегрины. К ним относились свободные жители про­винций - стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам от­носились также свободные жители иностранных государств. Пере­грины не имели прав латинов, но получили имущественную пра­воспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении,  мало  отличавшемся  от  положения  клиентов.

         Военная     организация    Рима    сыграла    очень     большую  роль    в    его   истории.    Уже    само      создание      центуриатных собраний,    состоявших    из    вооруженных      воинов,     означало   признание     роли   во­енной     силы   в   возникшем     государстве.   Громадное   расширение   его   пределов,   достигнутое   вооружен.  путем,  свидетельствовало  как   о  роли  армии,  так   и  о росте  ее   политического     значения.      Да    и    сама    судьба     республики   оказалась  во многом    в руках     армии.  Первоначальная военная  организация  Рима  была проста. По­стоянной армии не   было.  Все    граждане    с    18   до    60   лет,     обладавшие      имущественным    цензом,    были     обязаны      участвовать  в  военных     дей­ствиях    (  причем   клиенты    могли     выполнять     военные    обязанности   вместо    патронов ).   Воины   в   поход   должны   были являтьсясо своим      оружием,     соответствовавшим     их      имущественному     цензу,   и     продо­вольствием.     Как    отмечалось     выше,        каждый     разряд     имущих      граж­дан  выставлял   определенное число    центурий,    объединявшихся    в    легионы.  Командование  армией   сенат      вручал    одному     из    консулов,      который мог     передать   командование    претору.  Во    главе    легионов   стояли  военные трибуны, центуриями  командовали  центурионы,   отряды     конницы    ( декурии )     возглавлялись      декурионами.   В   случае   если      военные      действия      продолжались       больше      года,  консул   или  претор  сохранял  свое  право командовать армией.

         Длительность    и     частота     войн     превращает   армию   в  постоян­ную       организацию.     Они     же      вызвали       растущее   недовольство    основного   контингента   воинов   —  крестьянства, отвлекаемого  от  своих  хо­зяйств,  приходящих     из - за    этого    в    упадок.   Назрела     необходимость    реорганизации     армии. Она  была  проведена  Марием  в  107  году  до  н.э.   Военная  реформа  Мария,    сохранив     воинскую    повинность     рим­ских     граждан,    допустила    набор    добровольцев,     получавших воору­жжение   и   жалованье     от     государства.   Кроме    того,   легионерам   пола­галась  часть  военной   добычи,  а  с  I  в.  до  н. э.  ветераны могли  полу­чать    земли    в    Африке,     Галлии    и     в  Италии  (за  счет  конфискованных  и свободных земель).        Реформа  существенно  изменила     социальный   состав    армии —   большую    ее    часть  теперь  составляли     выходцы   из малоимущих и неимущих слоев населения,    чье    недовольство    соб­ственным     положением    и    существующими                порядками             нарастало.          Армия профессионализировалась,     прератилась       в      постоянную    и становилась   самостоятельной   деклассирован  ной  политической     си­лой,    а     полководец ,     от       успехов      которого      зависило    благосостояние    легионеров , - крупной    политической   фигурой .

       Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при   Сулле   армия    впервые   в    римской    истории выступила против     существующей     власти    и    свергла    ее.    Впервые        римская    армии    во­шла    в     Рим,    хотя   по   древней   традиции ношение  оружия   и  появле­ние войска в городе запрещалось.



 

 

Государственный строй.Органы государственного управления.

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло­виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования респуб­лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж­нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое по­ложение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Рим­ской республике сочетались аристократические и демократиче­ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи­вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита­лись органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управ­ляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы ре­альной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных со­браний - центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивав­шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре­обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением Пре­делов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал вы­ставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разря­дов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разря­дов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возрос­ла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу­лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные со­брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво­вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива­ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собра­ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна­чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохра­нившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собра­ниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс­ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе­ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра­нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со­брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утвер­ждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.