Рефераты. Процесс становления системы революционных трибуналов РСФСР

Декрет о суде № 1 определил и компетенцию Революционных трибуналов. Это борьба со всеми контрреволюционными преступлениями и наиболее опасными обще уголовными преступлениями, прежде всего со стороны свергнутых эксплуататорских классов: торговцев, промышленников, чиновников. Декрет поставил четко и ясно перед революционными трибуналами задачу борьбы с контрреволюционными силами, для защиты от них революции и ее покорения.

Кроме того, этот декрет провозгласил создание следственных органов для Революционных трибуналов - следственных комиссии для ведения предварительного следствия, которые создавались Советами. Все прежние следственные комиссии подлежали упразднению и должны были передать свои дела во вновь образуемые следственные комиссии при Советах. В деятельности следственных комиссий, как органов предварительного следствия, действовал коллегиональный принцип. Все решения о привлечении к уголовной ответственности, о производстве арестов, обысков и выемок принимались коллегиально членами следственной комиссии.

Таким образом, Декрет о суде № 1 в одной статье провозгласил создание Революционных трибуналов, их компетенцию, сформулировал их задачи, порядок комплектования, состав Революционных трибуналов.

В этом декрете были заложены основные принципы и положения советского суда и социалистического уголовного права, получившие свое дальнейшее развитие и закрепление в социалистическом уголовном законодательстве и законодательстве о советском суде, а также в Великой Сталинской Конституции.[4]

III. Нормативные акты

Руководство для устройства Революционных трибуналов.

Декрет о суде № 1 явился той правовой основой, на которой началось строительство Революционных трибуналов на местах. Руководство этим строительством осуществляли местные комитеты коммунистической партии, местные Советы и их исполкомы, а также созданные Декретом о суде № 1, ликвидации прежнего судебно-следственного, прокурорского аппарата, прежней адвокатуры, специальные комиссары, избираемые местными Советами.

В центре вопросами судоустройства руководил Наркомат юстиции, созданный еще Всероссийским съездом Советов в числе первых комиссариатов.

Декрет о суде № 1 естественно в одной статье не мог решить всех вопросов комплектования и деятельности Революционных трибуналов. К тому же на местах иногда создавались свои нормативные акты, относящиеся к процессуальной стороне деятельности трибуналов, к применению мер наказания и т.д. Решались они, естественно, по-разному. Поэтому необходим был правовой акт центрального органа, дополняющий Декрет о суде № 1.

Первым таким актом был опубликованный НКЮ 28.11.1917 г. в «Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов» (№ 238), нормативный акт под названием «Революционный трибунал. Руководство для устройства Революционных трибуналов», состоявший из 14 пунктов.

В то время левые эсеры в Наркомат юстиции не входили, и таким образом этот документ был составлен работниками НКЮ - большевиками; подписал его временный заместитель Наркомюста П.Стучка.

Издание «Руководства» свидетельствует о том, что Советское государство было, прежде всего, обеспокоено созданием Революционных трибуналов для борьбы с контрреволюцией. Не случайно, что спустя всего 4 дня после опубликования Декрета о суде № 1, НКЮ издает «Руководство для устройства Революционных трибуналов». На основании Декрета о суде № 1 в Руководстве давались конкретные рекомендации о создании и деятельности Революционных трибуналов.

Революционные трибуналы утверждались Советами рабочих и солдатских депутатов и могли образовывать отделения для борьбы с контрреволюционными силами и саботажем чиновников и служащих и для борьбы с мародерством, хулиганством и тому подобными злоупотреблениями (п.1.2.).

Новым здесь явилось по сравнению с Декретом о суде № 1 создание отделений в Революционных трибунале, причем, прежде всего выделялось отделение для борьбы с контрреволюционными преступлениями, новым было также включение в компетенцию революционного трибунала борьбы со спекуляцией. (В Декрете говорилось нечетко о борьбе с «Злоупотреблениями торговцев...»)

По сравнению с Декретом состав революционного трибунала дополнялся секретарем и распорядителем (п.3), причем роль распорядителя не раскрывалась.

В Декрете лишь упоминалось о том, что революционный трибунал действует в составе председателя и 6 очередных заседателей. В «Руководстве» говорилось, что общие и очередные списки заседателей составляются Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.4).

Общий список заседателей составлялся на 1 месяц в количестве не менее 40 заседателей для каждого отделения революционного трибунала. Из этого общего списка заседателей исполкомами Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов путем жеребьевки должны были создаваться очередные списки заседателей в количестве 6 очередных и 1-2 запасных на 1 неделю, что обеспечивало стабильность деятельности Революционных трибуналов.

Регламентировалась продолжительность сессии очередного состава революционного трибунала - не более 1 недели           ( п.7).

Важным было положение «Руководства» о том, что «заседатели получают разницу между суточными и их дневным заработком, если последний ниже суточных», что должно было способствовать привлечению заседателей в Революционные трибуналы.

Ряд положений «Руководства» касался процессуальной стороны деятельности Революционных трибуналов.

Так, в соответствии с п.8 в Революционные трибуналы дела должны были поступать через следственные комиссии.

Защитниками и обвинителями в Революционных трибуналах могли быть «все неопороченные граждане» (как и в Декрете о суде № 1). Вместе с тем содержалось весьма важное новое положение в «Руководстве» и в данном вопросе, значительно повышалась роль Революционных трибуналов.

Революционные трибуналы и следственные комиссии «в праве назначать от себя по каждому делу, как защитников, так и обвинителей».

Председатели Революционных трибуналов наделялись дисциплинарной властью в заседаниях трибуналов.

В п.12 содержалось принципиально важное положение: «В своих решениях Революционные трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с нарушителями революционного порядка».

В «Руководстве» содержался примерный перечень мер наказаний, применяемых революционными трибуналами: «денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т.п.» (п.12).

Исполкомы Советов должны были организовывать канцелярии трибуналов, командируя в них служащих судебных и других учреждений (п.13).

Содержание Революционных трибуналов относилось за счет государства. Размер вознаграждения и суточных определялся Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.14).

В «Руководстве» содержалось примечание, которое давало известный простор и местному правотворчеству. В нем говорилось следующее: «Настоящие правила, изданные на основании п.8 Декрета о суде, рекомендуются для руководства местных Советов, которые самостоятельны в деле организации трибуналов в пределах декретов СНК».

Руководство сыграло большую роль в регулировании процесса создания Революционных трибуналов на местах и явилось определенной базой для создания последующих нормативных актов о Революционных трибуналах.

Руководство для устройства следственной комиссии

Вслед за «Руководством для устройства Революционных трибуналов» за подписью Стучка, без заглавия был опубликован в том же номере газеты «Известия» нормативный акт, который можно по аналогии с предшествующим документом назвать «Руководством для устройства следственной комиссии», содержащий 10 пунктов.

О следственных комиссиях говорилось немного в Декрете о суде №1.

В нем отмечалось, что для производства по делам, подсудным революционным трибуналом образуются особые следственные комиссии при тех же Советах и, что все ранее существовавшие следственные комиссии подлежали ликвидации с передачей дел во вновь организуемые следственные комиссии. Вот и все. Ни состав, ни порядок деятельности в Декрете не регламентировался.

Таким образом, издание НКЮ специального нормативного акта о следственных комиссиях имело большое значение для строительства этих комиссий на местах.

В документе повторялось положение Декрета о том, что для предварительного расследования дел, подведомственных трибуналам, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов образуют следственные комиссии (п.1).

Эти комиссии могли образовывать отделения по роду расследуемых дел (п.2).

Следственная комиссия по каждому отделению должна была состоять не менее чем из 3 лиц, избранных Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.3).

Провозглашался коллегиальный принцип деятельности следственной комиссии. Их постановления об обысках, выемках, арестах принимались коллегиально, но в случаях, не терпящих отлагательства, каждый член следственной комиссии мог единолично принимать эти меры, с последующим утверждением следственной комиссией (п.4).

Постановления и распоряжения следственной комиссии, согласно данному документу, должны были приводиться в исполнение Красной гвардией, милицией, войсками и прочими исполнительными органами (п.6).

Следственная комиссия могла поручать отдельные следственные действия и не членам комиссии (п.7).

В п.7 содержалось положение, предоставляющее определенные контрольные функции членам следственной комиссии: «Каждый член следственной комиссии вправе проверять правильность содержания под стражей и освобождать из-под стражи неправильно арестованных». Таким образом следственные комиссии наделялись некоторыми полномочиями органов прокуратуры.

Неправильные постановления следственной комиссии могли быть обжалованы в Революционном трибунале до передачи дела в Революционный трибунал (п.8).

Это ставило следственную комиссию в определенную зависимость от Революционного трибунала, который таким образом наделялся некоторыми контрольными функциями в отношении следственной комиссии.

При следственной комиссии создавались канцелярии под руководством секретаря. Содержание следственной комиссии относилось за счет государства. Размеры вознаграждения членов следственной комиссии и служащих определялись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Какого-либо примечания, как в «Руководстве для устройства Революционных трибуналов», в этом акте не содержалось. Отсюда можно сделать вывод, что в отношении организации и деятельности следственной комиссии НКЮ не предоставлял такого  простора для местного правотворчества, как в отношении Революционных трибуналов. Данный нормативный акт имел большое значение при создании последующих правовых актов.

Таким образом, с изданием этих нормативных актов об организации и деятельности Революционных трибуналов и следственных комиссий на местах получили довольно четкие указания по их строительству, что имело несомненно положительное значение.

В архивах НКЮ имеется типографски отпечатанный циркуляр НКЮ от 27.01.18 г. за № 3 совершенно идентичный как по названию, так и по содержанию, опубликованным нормативным актам НКЮ в газете «Известия» от 28.11.17 г.

Данный циркуляр шел за подписью временного заместителя Наркомюста П.Стучки. Следовательно, эта инструкция НКЮ считалась действующей, хотя как известно, тогда уже вышла инструкция революционным трибуналом от 19.12.17 г. Эти два документа не только не противоречили друг другу, более того, составители инструкции от 19.12.17 г. заимствовал часть положений из документов 28.11.17 г. О том, что нормативные акты, опубликованные в «Известиях»    28.11.17 г. были действующими, свидетельствует практика создания трибуналов на местах. В ряде местных архивов был обнаружен циркуляр НКЮ от 27.01.18 г. № 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.