Рефераты. Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений

Идеальность суверенитета: государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Суверенитет - это абсолютная власть единого целого над всем единичным, особенным и конечным.


38. Этапы развития права у Гегеля.


Право рассматривается Гегелем как свобода, как определенная ступень и форма свободы, и как закон (позитивное право). Этапы развития права от абстрактного к конкретному:

1) абстрактное право - это право абстрактно свободной личности. В основе права лежит свобода отдельного человека. Личность подразумевает правоспособность. На этом этапе нет законов, а есть формальная правовая заповедь: "Будь лицом и уважай других в качестве лиц". Свою реализацию свобода личности находит прежде всего в праве частной собственности. Гегель отвергает договорную теорию возникновения государства, т.к. предметом договора м.б. только вещь. На этом же этапе Гегель рассматривает понятие преступления - сознательного нарушения права. Снятие преступления в порядке наказания приводит к следующему этапу - к морали.

2) мораль - личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности (и сферы действия законов), сама же по себе моральная воля ненаказуема.

3) абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном виде семьи, гражданского общества и государства.


39. ПП воззрения представителей утопического социализма в начале XIX века.


Утопический социализм - это попытка сконструировать такую общественную систему, которая привела бы к благоденствию всех членов общества. Разочарование во французской революции выразилось в отрицании утопистами революционных действий: они апеллируют либо к разуму каждого человека, либо к реформаторству. Общая ошибка утопистов - недооценка государственных и правовых институтов.

Сен-Симон (1760-1825) - "Письма женевского обывателя". Концепция поступательного исторического развития, по восходящей линии. Общество проходит 3 стадии развития: теологическая (античность и феодализм), метафизическая (буржуазная) и позитивная. На позитивной стадии будет создано справедливое общество - "промышленная система". Власть будут осуществлять ученые и промышленники. Преобразования надо осуществлять эволюционным путем: устранить наследственную знать от власти, выкупить латифундии, облегчить положение крестьян, а затем начинать политическую переделку (передачу власти от непроизводительных классов к промышленному). Традиционные гос.органы сохраняются, но вся власть передается совету промышленников и совету ученых. Политика из науки управления людьми превратится в науку управления производством. Новое общество будет состоять из промышленного и паразитического классов. Основы общества: плановое хозяйство, частная собственность и всеобщая занятость. Достигнуть нового общества можно, убедив промышленников, что они явлляются единым классом с пролетариатом.

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) - "Новый промышленный и общественный мир". Наиболее глубокая критика капиталистического общества, его правовой системы. Разуму Фурье отводил второстепенную роль, а на 1й план выдвигал неизменную природу человека, его страсти (страсти - активное начало, разум - регулирующее). Вся предшествующая история - история подавления, неудовлетворенности человеческих страстей; такой порядок поддерживается силой государства. Фурье предлагает социтарный строй; основа - обеспечение человеку права на труд. Труд приносит радость и превращается в первую жизненную потребность.Энтузиазм (самая возвышенная страсть) приводит к развитию соревнования и увеличивает производительность труда. Аппарата принуждения нет, правитель является советчиком. Справедливое распределение общественного продукта.

Роберт Оуэн (1771-1858) - крупный предприниматель, участвовал в рабочем движении, пытался претворить свои идеи в жизнь (пытался создать коммунистическую колонию в США). Работы - "Катехизис рациональной системы", "Книга о новом нравственном мире". Человека формирует социальная среда, поэтому основные пороки строя и правителей отражаются на человеке. Основная цель законов - поддерживать имущественное и социальное неравенство. Необходимо изменить социальную среду, опираясь на промышленный прогресс и науку. Основным препятствием на пути к новому обществу является частная собственность. Оуэн хотел создать сеть коммун по всему миру, и в итоге получился бы единый порядок управления. Новое общество - коллективистское, основанное на общественной собственности, равенстве прав и обязанностей, на новой морали (когда поощрения и наказания не нужны). Вместо религии будет новая нравственность. Сформируется новый, всесторонне развитый человек. С развитием коммунистического общества государство отомрет, будет федерация самоуправляющихся коммун.


40. Взгляды И.Бентама на ГП.


Иеремия Бентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма. Основные постулаты: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности; главный критерий - полезность; нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья наибольшим количеством людей; установление гармонии индивидуальных и общественных интересов.

Работы: "Принципы законодательства", "Фрагмент о правительстве" и др. Бентам считается представителем либерализма, но в фокусе его внимания не свобода человека, а интересы и безопасность личности. Человек должен сам заботиться о себе, не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Он сам должен определять, в чем заключается его интерес, его польза. Но Бентам не приемлет прав личности; неотъемлемых прав человека нет; реализация прав человека приведет только к анархии.

Бентам не разделял право и закон, т.к. подобное разделение делало бы право антизаконным. Вместо того, чтобы обсуждать законы по их последствиям, фанатики (представители школы естественного права) обсуждают их на соответствие мнимому естественному праву. Также Бентам не признавал теорию общественного договора. В вопросах организации гос.власти он стоял на демократических позициях: осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республики и разделения властей. Ветви власти должны кооперироваться, не должны быть безусловно независимы.

Демократизации подлежит не только гос.власть, но и вся полит.система общества. Назначение правительства - гарантировать безопасность и собственность подданных; правительство не имеет права определять, что является счастьем для каждого отдельного человека ("Каждый закон есть нарушение свободы").


41. ППУ О.Конта.


Огюст Конт (1798-1857) - основатель философии позитивизма. Работы: "Курс положительной философии", "Система позитивной политики". Основной характер позитивной философии - признание всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума составляет единственную цель. Конт отвергал все попытки философии познать сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления.

Вся история развития мышления м.б. представлена в трех стадиях: теологической, метафизической и позитивной.

Причина морального и политического кризиса общества, а также революционных настроений, - в глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей. Выход - обнаружение таких научных истин, которые, будучи хорошо усвоенными, способны чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью.

Идеал общественно-политического устройства - социократия, при которой управление осуществляется наиболее пригодными по основному роду занятий людьми: банкирами, промышленниками, священниками позитивистской церкви. Представление о праве: подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода - в беспрепятственном следовании позитивным законам. Всякое человеческое право или свобода - это бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону. Все человеческие права должны быть упразднены, т.к. само понятие "право" антисоциально и ведет к индивидуализму. У человека есть только право исполнять свой долг.

В идеальном строе желательно сохранение лишь двух слоев - патрициата и пролетариата, без прослойки в виде буржуазии. Предполагается систематизация всей жизни человека, индивидуальной и коллективной. Позитивная религия - обожествление человечества; она воспитывает оба класса в духе солидарности.


42. Буржуазный либерализм во Франции 1й половины XIX века. Б.Констан.


Основное внимание уделяется личности. Это явилось следствием французской и других революций. Стремление ограничить влияние государства, утвердить самоценность личности. ПП мысль делится на консервативное, либеральное и радикальное течения. Бенджамен Констан (1767-1830) относится к либеральному течению. Основной труд - "Курс политической политики". Основное внимание уделяет правам и свободам человека. Различает политическую и личную свободу. Древние народы знали только политическую свободу: право на участие в осуществлении власти. Граждане подчинялись гос.контролю за частной жизнью. Им предписывались религия, нравы, размеры собственности и т.п. Современные народы понимают свободу по-иному. Право на участие во власти стало цениться меньше, т.к. государства стали крупнее, и голос каждого значит мало. Свобода стала равняться независимости от гос.власти.

Основные свободы: слова, печати, совести, предпринимаельства. Государство ведет коммерческие дела хуже, чем частные лица. Констан критикует революционные теории народного суверенитета. Например, Руссо отождествлял свободу с властью, хотя личность должна находиться над властью. При якобинской диктатуре народный суверенитет стал опасен.

Констан отвергает любую форму правления, где существует чрезмерная степень власти и где отсутствуют гарантии индивидуальных свобод (общественное мнение, разделение властей). Монарх стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованную деятельность. В выборах могут участвовать только богатые, т.к. бедняки при помощи власти начнут посягать на чужую собственность.


43. Конституционная традиция в русс. правовой мысли 1й четверти XIX века.


Причины всплеска конституционных идей - французская революция, Отечественная война 1812 года, вхождение Польши в состав России (принята Конституция Польши в качестве эксперимента), либерализм Александра I и его окружения.

Сперанскому было поручено разработать проект переустройства управления. Он составил 2 записки: "Об образе правления" и "Введение к уложению гос.законов". Сперанский считал, что современное ему государство требует конституционного ограничения монархии. Он проповедовал принцип разделения и выборности властей, идею правового государства. Законодательная власть - выборные думы (от государственной до волостных). Исполнительная власть - Гос.Совет, министерства, а также волостные, окружные и губернские управления. Избирательное право ограничивается имущественным цензом. Гражданскими правами наделяются все.

Новосильцев составил "Государственную уставную грамоту Российской Империи". Проект достаточно либеральный: введение двухпалатного парламента, выборные местные органы, разделение властей. Император сохраняет право законодательной инициативы, но сам законов не принимает. Избирательное право ограничено сословным и имущественным цензом.

Пестель - материалист, атеист, сторонник социального равенства. Представитель радикального крыла декабристского движения. Впервые создал республиканский проект конституции - "Русскую правду". В России должно быть установлено гражданское общество путем революционного ниспровержения правительства и физ.устранения монарха. На 15 лет должно было быть введено Временное Верховное Правление во главе с диктатором; цель - подготовка почвы для демократических органов. РП предлагала отмену крепостного права и безвозмездное наделение всех крестьян землей; частичное изъятие помещичьей земли. Республика; власть делится на законодательную (однопалатное Народное Вече, 5 лет), блюстительную (Верховный собор, 120 пожизненно избранных человек) и исполнительную (Державная Дума, 5 человек). Конституцией должен был стать "Государственный завет". Территориальное устройство: федерация, 10 областей и 3 удела. Ликвидируется сословное деление. Национальный вопрос решается путем признания всех проживающих в России народов русскими. Вводятся демократические свободы, кроме создания полит.партий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.