Рефераты. Правовая система России во 2-й половине XlX - начале ХХ вв. Судебная реформа

В манифесте 19 марта 1856 г. одним из первых пожеланий при вступлении на престол Александра ll было: «правда и милость да царствуют в судах». Порядок преобразования судебного строя был следующим: сначала указаны основные недостатки судопроизводства по Своду 1857 г., затем определены главные начала преобразования, в соответствии с которыми 29 сентября 1862 г. высочайше утверждались «Основные положения преобразования судебной части в России», где в 1-й и 2-й статьях отражено, что «власть судебная отделялась от административной и законодательной».

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. включали в себя:

1.     Судебные установления.

2.     Устав гражданского судопроизводства.

3.     Устав уголовного судопроизводства.

4.     Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебная реформа 1864 г., столкнувшись с жизненными реалиями, впоследствии претерпела значительные изменения. По данным Министерства юстиции, к 1894 г., т.е. за 30 лет существования судебных уставов, в них было внесено около 700 дополнений, изменений, поправок.

Прежде всего изменения коснулись независимости судебной власти и несменяемости судей, что привело к принятию закона от 20 мая 1885 г. «О порядке издания общего наказа судебным установлениям и о дисциплинарной ответственности чинов судебного ведомства». Закон от 12 февраля 1887 г. ограничивал гласность судопроизводства, т.е. давал право на закрытое рассмотрение некоторых категорий дел и пресекал отчеты в прессе о ходе процессов. Закон от 28 апреля 1887 г. «О порядке составления списков присяжных заседателей» возложил составление общих списков присяжных заседателей на должностных лиц, располагавших сведениями об имуществе, образовании, благонадежности лица.[17]   

В период с 1864 г. по 1889 г. (период так называемой судебной контрреформы) было принято около десятка крупных законодательных актов, затрагивающих судебную систему России.

Законом от 19 мая 1871 г. были внесены некоторые изменения в порядок расследования политических преступлений. Важным положением закона было разрешение жандармским властям при недостаточности улик для передачи дела в суд применять меры административного воздействия.

Определенные изменения в Судебные уставы 1864 г. внес и Закон от 7 июня 1872 г. Он установил, что основная масса дел о государственных преступлениях подлежит рассмотрению не судебными палатами, а Особым присутствием Правительствующего Сената с участием сословных представителей.

В мае 1878 г. были приняты еще два закона, связанные со сферой государственных преступлений, - «О подсудности и порядке производства дел о государственных преступлениях» и «О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям».

9 августа 1878 г. появился закон, согласно которому важнейшие государственные преступления и преступления против порядка управления передавались в ведение военных судов. 8 апреля 1879 г. появился еще один закон, который еще более расширил круг дел, разбиравшихся военными судами по законам военного времени. Губернаторам ряда городов предоставлялось право передавать военным судам не только обвиняемых в совершении государственных преступлений, но и всяких других по их усмотрению «для ограждения общественного порядка и спокойствия». Были сокращены сроки движения дела, свидетели вызывались лишь те, которые могли явиться в течение трех дней. Наконец, на приговор военного суда допускались только кассационные жалобы, которые генерал-губернатор мог или направить в главный военный суд, или открыть на месте Особое присутствие для их рассмотрения, или оставить жалобы без последствий. В какой-то мере это было серьезным отступлением от демократических процессуальных институтов судебной реформы 1864 г.[18]



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Переход к капиталистическим отношениям занял в России длительный переход. Их становление происходило без классовой конфронтации и кровавых революций. Буржуазия и пролетариат в классы еще не сложились. Крестьянство совершить «революцию» не могло. Дворянство в массе своей было настроено против отмены крепостного права. Поэтому изменения в стране осуществлялись государственной властью, которая опиралась на довольно узкий круг высшей чиновничьей бюрократии и просвещенного дворянства. Государство вынуждено было лавировать, ломая сопротивление помещиков, чем определялся несколько замедленный ход реформ. При этом нужно учитывать осознание различными общественными слоями необходимости отмены крепостничества.

Постепенный ход преобразований имел положительную сторону: в процессе многолетних реформ не было допущено спада производства или снижения урожайности (погодные условия, конечно, влияли на сбор хлебов), экономика неуклонно развивалась, а благосостояние населения, хотя и медленно, повышалось. В таком подходе было куда больше здравого смысла, чем у революционеров, требовавших все сразу и немедленно.

Финансовый вопрос был основным в отмене крепостного права. Государственная власть не имела достаточной силы для такой конфронтации с дворянством, которая компенсировала бы материальные издержки. По мнению ученых, к середине XlX в. «финансы были почти в таком же печальном положении, как за 80 лет до этого». Таким образом, проводя надклассовую политику реформ, государственная власть была «заложником» дворянства в финансовом вопросе.

Современному человеку нелегко представить, с какими колоссальными трудностями было связано реформирование огромной России.

Реформы начались очень последовательно, продуманно и логично. В 1857 г. сформировался Совет министров – новый орган, в состав которого входили министры, высшая администрация. Этот орган осуществлял отраслевое руководство страной и координацию деятельности министерств и ведомств. Без этого проведение целенаправленных преобразований было бы немыслимо. Вплоть до 1917 г. Совет министров оставался главным органом управления страной, а его председатель – проводником общегосударственной политики. Совет министров и его председатель были ответственны перед императором, с ним согласовывались, определялась общая политико-экономическая линия.  

Важнейшее значение имели финансовые преобразования. В 1860 г. был создан Государственный банк с отделениями на местах, который осуществлял общее руководство банковским делом, контроль за денежным обращением в стране и наблюдение за всей банковской системой (в том числе и частной). В нем сосредоточились государственные кредиты, столь необходимые в условиях реформ. Государственный банк вместе с министерством финансов формировал бюджет страны и составлял смету доходов и расходов. Создаваемые в ходе реформ крестьянский, коммерческие, дворянский банки осуществляли финансовые операции в рамках «единой государственной кассы». Контроль за финансовыми операциями при отмене крепостного права был обеспечен, что особенно важно при дефиците источников финансирования.

Осуществив освобождение крестьян и обеспечив плавный переход к гражданским отношениям путем введения на несколько лет временно-обязанного состояния, государство в 1864 г. приступило к судебной реформе, преследуя цель обеспечить возможность для всего населения пользоваться судебной защитой, в том числе и по возникающим в ходе преобразований спорам. В процессе судебной реформы (с разной степенью удачи) были внедрены в практику цивилизованные принципы судопроизводства, некоторые из которых безуспешно пыталась реализовать еще Екатерина ll: отделение суда от администрации, гласность суда, несменяемость судей, коллегиальное рассмотрение дел, бессословность суда, право на защиту, выборность судей.

За 20 лет со дня отмены крепостного права страна сильно изменилась, постепенно она вступала на путь промышленного развития. Преобразования затронули все сферы жизни общества. Были проведены реформы высшего, гимназического и начального образования, началась подготовка к массовому начальному образованию. Вводились новые правила о печати, на основе цивилизованных принципов реформировались отрасли права. Однако реформы проходили в очень трудных условиях, и не только из-за отсутствия экономических и финансовых источников обеспечения. Классовая неразвитость общества вынуждала государство постоянно лавировать на социальных интересах, не позволяла уровнять граждан в правах полностью. Противоречия между крестьянами и дворянами не исчезли, для их ликвидации нужно было обогащение общества, которое росло недостаточно быстро.

В 70-е годы волна террористических актов захлестнула страну. Жертвами покушений становились представители администрации, министры. Император Александр ll стоял на позиции постепенных реформ и твердо следовал изменению политического облика страны на цивилизованных началах, но с учетом национальной истории. В конце февраля 1881 г. император одобрил законодательный акт о преобразовании Государственного совета и участии в его деятельности выборных народных депутатов. В России вводились элементы конституционной монархии. Но 1 марта 1881 г. бомбой, брошенной террористами царь был убит.

После колебаний государственная власть выбрала иной курс. 29 апреля 1881 г. был опубликован Манифест об укреплении самодержавия. Новая политическая платформа включала три важных момента: 1) укрепление традиционной христианско-монархической идеологии; 2) принятие системы государственно-административных мер для пресечения терроризма и пропаганды революционных идей; 3) перенос центра внимания на экономическое и хозяйственное развитие страны.

Новый курс во многом был схож с будущим курсом П.А. Столыпина, основная идея которого заключалась в словах: «Сначала успокоение, потом реформирование страны».

В 90-е г. преобразования страны продолжались. Следуя политике Александра lll, его преемник распространил винную монополию на всю страну, благодаря чему уменьшилось число заинтересованных лиц в продаже водки. Кроме того, это улучшало финансовое положение казны, а не обогащало спекулянтов.

В 1887 г. была проведена перепись населения России с подробными сведениями о занятиях, профессиях, религиях и т.д., в 1897 г. реализована финансовая реформа С.Ю. Витте, и Россия, избежав экономических потрясений, получила устойчивый и конвертируемый золотой рубль, одну из самых стабильных мировых валют. Суть реформы отстоял от нападок Николай ll.

В конце XlX в. страна пережила последний голод в деревне, сопровождавшийся смертью населения. Вслед за этим была создана система социальной поддержки населения (семенные запасы, продовольственный резерв на случай неурожаев) и неурожаи в России перестали быть бедствием. Наконец, началось неуклонное увеличение финансирования всех видов народного образования. Создавались новые школы и училища, с 1894 по 1904 г. бюджет министерства народного просвещения вырос в два раза (с 22 до 42 млн. руб.). Но главным в 90-е г. было, пожалуй, завершение создания «рабочего законодательства».

В 1893 г. в министерских кругах отмечалось неудовлетворительное состояние рабочих законов, был поставлен вопрос о совершенствовании законодательства. К началу XX в. рабочее законодательство в основном было подготовлено. В 1893 г. закон об ответственности предпринимателей за увечья рабочих предусматривал денежную компенсацию. Труд детей до 12 лет был запрещен, ночной детский труд также (с 1882 г. закон ограничивал труд детей от 12 до 15 лет). Закон 1897 г. ограничивал рабочий день 11,5 ч., а накануне праздников – 10 часов.

Создавались специальные фабричные инспекции, занимавшиеся трудовыми конфликтами между рабочими и капиталистами. Их инспекторы были государственными служащими. Они выясняли причины забастовок, принимали меры к их ликвидации, рассматривали жалобы рабочих. С 1903 г. в цехах избирались рабочие старосты для защиты интересов рабочих. После Манифеста 17 октября 1905 г. были созданы профсоюзы, а с 1912 г. введено специальное страхование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.