Рефераты. Право и государство в учении Николо Макиавелли

      Необходимо отметить, что чисто практический подход сочетается в «Государе» с  теоретическими изысканиями,  то  есть  отвечая  на  вопрос   «как»,   Макиавелли   пытается одновременно объяснить «почему» в жизни государства происходят те  или  иные явления; он ставит цели, к  которым  должен  стремиться  правитель,  и  даже пытается  предложить   некую   идеальную   модель   управления   страной   и соответствующего ей идеального главу государства.

            Внутри  «Государя»  Макиавелли  рассматривает,   каким   должен   быть государь, чтобы вести народ  к  основанию  нового  государства.  Уже из названия и далее, из всего текста становится ясным,  что  единственно возможным разумным государственным  устройством  Макиавелли  считает  только монархию (не по названию, но по внутренней сути), то  есть  власть  одного сильного человека - не деспотизм, но тиранию - чистое  страшное  господство, необходимое  и  справедливое,  коль  скоро  оно  конституирует  и  сохраняет государство. Таким образом, для Макиавелли высшей  целью  политики  вообще  и государственного деятеля в частности является создание  нового  и  при  этом жизнеспособного государства тогда, когда это необходимо, или  поддержание  и укрепление существующего строя там, где это возможно. В данном  случае  цель - жизнь страны  -  оправдывает  практически  любые,  лишь  бы  приводящие  к успеху,  средства,  даже  если  эти  средства  не   укладываются   в   рамки общепринятой морали. Более того, для государства не  имеет  силы  понятие  о хорошем и дурном, позорном и подлом, о коварстве и обмане;  оно  выше  всего этого, ибо зло в нём примирено с самим  собой. 

Макиавелли явно стремится заботиться о благе народа, причём он даже  находит этому вполне  практическое  объяснение  для  государей  -  ибо  недовольный, презирающий своего вождя народ  -  это  более  страшная  угроза  для  любого правителя, нежели самый сильный внешний враг. Первая  заповедь  и  первейший долг государя - это внушить своим подданным если не любовь  (во-первых,  это довольно сложно и не слишком надёжно в силу присущей людям  неблагодарности, а, во-вторых, не подкреплённая грубой силой любовь может быть легко  предана), то хотя бы почтение, основанное на  уважении,  восхищении  и  примитивном страхе.  Макиавелли  настойчиво  убеждает,  что  сильное  государство  можно получить только неустанно заботясь о благе  народа. При этом  в качестве приемлемого средства  борьбы  с  противниками  Макиавелли  упоминал даже физическое устранение  непокорного  и  опасного  меньшинства,  лишь  бы только эта акция действительно  была  необходимой  и  имела  более  -  менее законный вид в глазах остальных граждан. Самой  большой  угрозой  спокойному правлению Макиавелли считал скрытое недовольство  народа  и,  как  следствие этого, возникновение различных заговоров и тайных  обществ.

            Особенно интересно положение  о  воспитании  народа.  Соответственно  ему,  государь должен стремиться к тому, чтобы народ если уж и  боялся,  то  уважал  своего правителя, к тому, чтобы большинство было довольно своей жизнью и  законами, к тому, чтобы не допускать злоупотреблений  своей  властью  -  например,  не посягать на честь и  имущество  обычных  граждан. «Тому, кто  приходит к власти с  помощью знати,  труднее  удержать власть, чем тому, кого привел  к власти  народ, так как если  государь окружен знатью,  которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тогда как  тот,  кого привел к власти народ, правит  один  и вокруг него нет никого  или  почти  никого, кто не желал бы  ему повиноваться.  Кроме  того, нельзя честно, не ущемляя других,  удовлетворять притязания  знати, но можно -  требования народа, так как у  народа  более  честная цель, чем у  знати: знать желает  угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Сверх того, с враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью -  можно,  ибо она  малочисленна»[7].  Таким  образом  идеальный князь добивается сознательной  поддержки  народа,  и  Макиавелли  настойчиво призывает  добиваться  активного  согласия  народных  масс  на   единственно возможный в то время  вид  демократии  -  абсолютную  монархию,  разрушающую феодальную и сеньориальную анархию.

            Среди   прочих   практических   проблем   в   "Государе"    Макиавелли

рассматривает и вопрос обороны государства от внешних и  внутренних  врагов. Против первых Макиавелли предлагал только два оружия:  удачные  политические союзы и сильная армия. Что касается  внешней  политики,  то  тут  Макиавелли советует государю опираться не только на свои ум и силу, но и на  «звериную» хитрость.  Именно  на  внешнеполитическом  поприще  должно  пригодиться  ему умение быть не только «львом», но и «лисом». Таким образом, для успеха на ниве внешней политики государь должен быть умён, хитёр, изворотлив, он  должен  уметь  предвидеть  последствия  каждого сделанного им шага, должен отбросить в сторону все принципы чести и  понятия морали и руководствоваться единственно  соображениями  практической  выгоды. Как  политик,  идеальный  государь  обязан  сочетать  в  себе   смелость   и решительность  с  осторожностью  и  предусмотрительностью. 

      В  то  же  время   Макиавелли   усматривает   тесную   взаимосвязь   и

взаимозависимость между правильным государственным устройством  -  «хорошими законами» - и хорошими войсками, то есть сильную армию можно  получить  лишь имея сильное государство.

     При решении внутренних задач, правитель должен помнить, что невозможно    одновременно удовлетворить всех и каждого, однако необходимо уметь  заручиться поддержкой большинства своих граждан.  При этом одна  из  наиважнейших  задач правителя  -  это  подобрать  себе  мудрых  советников,   ведь   именно   по приближённым государя судят о нём самом, и именно от приближённых во  многом зависят  решения  правителя. «Об  уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это  люди  преданные и  способные,  то  можно  всегда  быть уверенным в  его мудрости, ибо он умел распознать их  способности и  удержать их преданность. Если же  они не таковы, то и о государе заключат  соответственно, ибо первую оплошность  он  уже  совершил,  выбрав  плохих помощников… Если  он (советник) больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться… Но  и  государь  со  своей   стороны  должен  стараться  удержать преданность   своего   министра,  воздавая  ему  по  заслугам,  умножая  его состояние,  привязывая  его  к себе  узами  благодарности,  разделяя  с  ним обязанности  и  почести, чтобы  тот  видел,  что государь не  может без него обходиться, и  чтобы, имея достаточно богатств и почестей, не возжелал новых богатств и почестей, а также чтобы, занимая разнообразные должности, убоялся

переворотов»[8].        

      Государю вообще проще живётся, если его  власть  в государстве  унаследована,  и  его  персона  освящена   многовековой   силой привычки. Это не избавляет государя от необходимости  думать,  но позволяет жить чуть спокойнее. В  новых  или  завоёванных  государствах  дело  обстоит несколько иначе. В качестве обязательного действия  Макиавелли  предписывает новому государю издание новых законов - по возможности, конечно,  хороших  - просто  даже  для  того,  чтобы  изменить  уклад  жизни  и  все  стереотипы, связанные с прежними властями.  В  качестве  замечания  Макиавелли  говорит, что,  несмотря  на  парадоксальность  этого  утверждения,  люди,   довольные прежним правительством, имеют очень много шансов стать лояльными  гражданами по отношению к новой  власти.  И,  напротив,  лица,  помогавшие  осуществить захват власти и становящиеся поначалу естественными помощниками  властителя, особенно  опасны  впоследствии.  Они  чувствуют,  что  находятся  в   особом положении, требуют привилегий, почестей,  наград,  что,  конечно,  может  не понравиться  государю;  но,  более  того,  они  самим  своим  существованием напоминают и государю, и народу о смене власти. То есть  такие  люди  далеко не всегда надёжны.

Также, рассматривая качества, которыми должен  бы  обладать  идеальный государь,  Макиавелли  впервые  в  Новой  истории  заговорил  об   экономике государства как составной части его благополучия. Рассматривая скупость  как порок  человека,  но  добродетель  государственного  мужа,  он   указал   на недопустимость слишком высоких налогов,  то  есть  таких,  выносить  которые население уже не смогло бы. Макиавелли утверждал, что  государь  может  быть щедрым только за счёт чужого добра - военной добычи, например,  -  но  никак не за счёт благосостояния своих подданных.


       Макиавелли считал, что  для  безопасности  нового  государства  лучше

всего  уничтожить  всякие  воспоминания  о  старом.  Особенно  это  важно  в

отношении тех, кто по каким-то соображениям (допустим,  в  силу  родства)

мог претендовать на трон. Такие люди, может быть, и не опасны сами по  себе, но они смогут стать «знаменем», под которым соберутся все  недовольные.  Как бы жестоко и аморально это ни звучало, но единственным действенным  способом избавления от угрозы является физическое устранение  возможных  противников.

Макиавелли хорошо  видел,  чувствовал  и  сознавал  силу религии, её социальную  функцию,  её  консерватизм  и  власть  над  умами  и сердцами верующих и поэтому призывал  всемерно  использовать  эту  силу  для общего блага,  в  особенности  для  объединения  и  укрепления  государства. Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендует  главам  республик  или царств сохранить основы поддерживающей их религии. Если они  будут  поощрять и умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами  и  считали всё это обманом и ложью,  то  им  будет  легко  сохранить  своё  государство религиозным, а значит - добрым и единым.

И до сих пор в науке не сложилось однозначной оценки творчества флорентийского мыслителя. В одних работах он подвергается критике за аморализм, в других, наоборот, восхваляется за реализм. Однако, как бы там не было, произведением «Государь» Макиавелли ещё раз подтвердил, что он  являлся  одним  из  самых блестящих  дипломатов  эпохи  и,  без  сомнения,  достойным   представителем славной школы Флорентийской дипломатии.








2. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Рассуждениях».

            Самое знаменитое произведение Макиавелли  «Государь» было написано в 1513 году и посвящено Лоренцо Великолепному, ибо Макиавелли надеялся (как выяснилось, тщетно) добиться благоволения Медичи. Этой практической цели, возможно, обязан тон книги; более крупное сочинение Макиавелли «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», писавшееся одновременно с «Государем», носит заметно более республиканский и либеральный характер.

   В «Рассуждениях» есть целые главы, которые кажутся написанными чуть ли не Монтескье; под большей частью книги мог бы подписаться либерал XVIII века. Четко сформулирована теория контроля и равновесия. Конституция должна предоставлять часть в управлении и государям, и знати, и народу. Лучшая конституция та, что была установлена Ликургом в Спарте, ибо она воплощала наиболее совершенное равновесие; конституция Солона была слишком демократической и потому привела к тирании Писистрата. Хорошей была и республиканская конституция Рима, ибо она сталкивала сенат и народ. Макиавелли повсюду употребляет слово «свобода» как обозначение чего-то сокровенного, хотя само понятие, обозначаемое им, довольно расплывчато. Это, конечно, унаследовано от античности и в дальнейшем было перенято XVIII и XIX столетиями. Тоскана обязана сохранению своей свободы тому, что в ней нет владельцев замков или дворян. На наш взгляд, Макиавелли считал, что политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личной добродетели. Единственная страна, говорит он, в которой честность и религиозность еще велики в народе, - это Германия, и потому там существует много республик. Вообще говоря, народ умнее и постояннее государей, вопреки мнению Ливия и большинства других авторов. «Не без причин голос  народа сравнивается  с  гласом  Божьим:  в  своих  предсказаниях  общественное   мнение достигает таких поразительных результатов, что кажется, будто благодаря какой-то тайной способности народ ясно предвидит, что окажется для него добром, а, что  - злом.  Лишь  в  самых  редких  случаях,  выслушав  речи  двух  ораторов,   равно убедительные, но тянущие в разные стороны, народ не выносит наилучшего  суждения и не способен понять того, о чем ему говорят»[9].
          Макиавелли служит интересной иллюстрацией того, как политическая мысль греков и римлян (республиканского периода) вновь приобрела в XV веке действенность, которую она утратила в Греции со времени Александра, а в Риме - со времени Августа. Неоплатоники, арабы и схоласты были страстными поклонниками метафизики Платона и Аристотеля, но совершенно не интересовались их политическими сочинениями, ибо политические системы века городов-государств бесследно исчезли. В Италии рост городов-государств совпал по времени с возрождением знания, и это сделало возможным использование гуманистами политических теорий греков и римлян республиканского периода. Любовь к «свободе» и теория контроля и равновесия были заимствованы Возрождением от античности, а новым временем - в основном от Возрождения, хотя частично и непосредственно от античности. Эта сторона воззрений Макиавелли имеет по меньшей мере такое же значение, как и более знаменитые «аморальные» доктрины «Государя».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.