1.3. Роль военных походов в образование в России революционного движения
Широкому знакомству с идеями французской революции и ее практическими результатами способствовали походы русских войск в Западную Европу и их пребывание за границей. Заграничные походы послужили важным “пропагандирующим фактором”/8, с.46/, воздействующем на всю армию -”от генерала до солдата”, которые невольно сравнивали увиденные ”порядки” в западноевропейских странах с ”порядками” в России. Отсюда неизбежно возникал вопрос о причинах ”неустройств” в России. ”Войска от генералов до солдат, -писал А. А. Бестужев, -пришедши назад, только и толковали: "Как хорошо в чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?”/4, с.433/
О влияние войны 1812 года и заграничных походов на формирование мировоззрение декабристов также сообщалось в показаниях на следствии. Например, С. Г. Волконский писал, что “с 1813 года заимствовался вольнолюбивыми и либеральными мыслями, находясь с войсками по разным местам Германии, и по сношениям могли с разными частными лицами тех мест, где находился. Более же всего получил склонность к таковому образу мыслей во время моего пребывания в конце 1814года и вначале 1815 года в Париже и Лондоне”/4, с.342/.
Многие из будущих декабристов, находясь в Париже, встречались с передовыми политическими деятелями Франции, слушали лекции французских ученых по политическим вопросам. Ленин отмечал, что передовые дворянские офицеры ”были заражены соприкосновением с демократическими идеями Европы во время наполеоновских войн”/5, с.129/. После окончания войны, когда были созданы тайные общества и перед ними встала задача практической подготовки революционного переворота в России, они внимательно следили за достижением революционной мысли в Западной Европе.
1.4 Идеи французских и английских философов и их влияние на конституционные проекты декабристов
В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы были хорошо знакомы. Под “естественными правами” понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также создание представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Эти положения своим острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правового государства. При разработке своих проектов Пестель и Муравьев опирались также на конституционный опыт других государств- Северо-Американских Соединенных Штатов и некоторых других стран Западной Европы.
2.“РУССКАЯ ПРАВДА” ПЕСТЕЛЯ
2.1.Форма государства по “Русской Правде” и Временное революционное правительство в понимание декабристов
Решение национального вопроса Первые наброски конституционного проекта были сделаны Пестелем, по-видимому, уже в 1821 году. Основные положения этого документа обсуждались на первом съезде в январе 1923 году. Здесь было решено предоставить всем членам организации годичный срок для обдумывания предложений Пестеля. На следующем съезде в январе 1823 года Пестель сделал более обстоятельный доклад о своем проекте, который был обсужден по всем пунктам и принят голосованием. Таким образом, конституционный проект Пестеля хотя и носил авторский индивидуальный характер, но все же являлся программным документом всего Южного общества.
Полное название конституционного проекта Пестеля- "Русская Правда или Заповедная государственная дарственная Грамота великого народа российского, служащая Заветом для государственного устройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временного верховного правления". Как следует из названия, этот документ должен был служить "наказом" Временному революционному правительству. Члены Южного общества- сторонники Пестеля придавали длите тельной диктатуре временного правительства решающее значение в деле осуществления революционных преобразования. По мысли Пестеля, объявленное Сенатом после переворота временное правительство должно было состоять в основном из членов тайного общества. Обладая диктаторской властью правительство после принесения ему присяги от Синода, Сената и всей России, "раздав Министерства, армии, корпуса и прочие начальства членам общества, мало-помалу в продолжение нескольких лет будут вводить новое образование"/2, с.124/. Пестель указывал, что преобразования не могли быть проведены сразу- необходим был именно этот десятилетний срок переходный период. "Все происшествия в Европе в предыдущем полу столетие случившиеся, -указывал он, -доказывает, что народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшие постепенность в ходе государственного преобразования, впали в ужаснейшие бедствия и беззакония". Но “постепенность" в ходе государственного преобразования понималась Пестелем "не как постепенность ликвидации старого порядка, а как постепенность введения представительных учреждений, которые должны находиться во главе управления Россией"/2, с.134/. Отсюда и необходимость, по мысли Пестеля, на этот переходный период наделения Временного революционного правительства до установления в государстве прочного революционного порядка диктаторскими полномочиями.
В диктатуре временного правительства сторонники Пестеля видели гарантию от возможных междоусобиц. С одной стороны, оно должно было определить от "ужасов безначалия," то есть народного восстания, с другой от любых контрреволюционных попыток. Временное правительство устанавливает в России республику в той форме, в какой она изложена в "Русской Правде"/2, с.134/. По окончание десятилетнего переходного периода оно слагает свои полномочия, принимается новая конституция, но на основе принципов "Русской Правды".
В Северном обществе преобладала иная точка зрения: господствующей была идея созыва после переворота Великого собора для определения будущего государственного устройства и принятия конституции. В связи с этим иначе понимались функции временного правительства иным был взгляд на его состав и срок полномочий. Задача временного правительства заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить созыв Учредительного собрания и осуществить самые первые революционные преобразования. Как считает Семенова:”В это правительство предполагалось включить наряду с членами тайного общества некоторых государственных деятелей прежнего режима (Сперанского, Мордвинова, Ермолова)”/6, с.56/. Пестелевская идея диктатуры временного правительства вызывала главные споры и разногласия во время приезда вождя Южного общества в Петербург в 1824 году. Ради единства действий, объединения в перспективе обоих обществ и готовящегося вооруженного выступления Пестель был вынужден сделать уступку- внешне отказаться от идеи диктатуры временного правительства, согласиться с планом созыва после переворота Учредительного собрания и соответственно с другим пониманием задач временного правительства.
"Русскую Правду" декабристы предлагали обнародовать одновременно с "Манифестом к русскому народу", провозглашающим свержение старого режима и установление революционной власти. "Русская Правда" должна была показать народу какие права он получил, а правительству- обязанности на него возложенные.
По плану Пестеля "Русская Правда" состояла из десяти глав: в первой главе речь шла о границах государства и его административное деление; во второй- о различных народах России и путях решения национального вопроса; в третьей -о сословиях, то есть о ликвидации сословного строя и установление единого гражданства на принципах всеобщего равенства перед законом; в четвертой- "о политическом и общественном состоянии, то есть о политических правах граждан"; в пятой- "о гражданском или частном состоянии народа, то есть о главнейших правилах и постановлениях гражданского частного права в отношение лиц, имуществ и различных взаимных между гражданами сношений"; в седьмой -о министерствах и местных органах власти; в восьмой- "о частях применения, устраивающих государственную безопасность как внешнюю, так и внутреннюю, то есть об юстиции, полиции, внешних сношениях, военных и морских силах"; в девятой об "управлении общественным благосостоянием", то есть о финансах, народном хозяйстве, а также о просвещение и "духовных делах"; и наконец, десятая глава- “долженствовала, -по словам Пестеля, -содержать род наказа для составления общего государственного свода законов или Уложения и представить главнейшие правила или, так сказать, оглавление сего полного и общего Государственного Уложения"/3, с.210/. Однако разработать документ в предполагаемом объеме не удалось. На следствии Пестель показывал, что смог написать лишь не более половины задуманного им текста "Русской Правды”.
Исходя из принципа верховенства не власти над народом, а народа над властью, право народа избирать свои органы власти и обязанность власти выражать волю народа, Пестель торжественно провозглашал: "народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность и оно учреждено для блага народного, а не народ для блага правительства"/2, с.22/. П. И. Пестель первоначально разделял идею конституционной монархии, что нашло отражение в составленной им в 1819 году на языке "Записке о государственном правление". В самом начале 1820 года Пестель проделал довольно быструю эволюцию взглядов от монархических к республиканским. В своих показаниях на следствии он подробно изложил причины такого перехода. Особенно он подчеркивал влияние книги французского мыслителя Дето де Трасси "Замечание на "Дух законов" Монтескье”. “Сочинение Дето де Трасси на французском языке очень сильно подействовало на меня. -показывал Пестель, -он доказывает, что всякое правление, где главой государства есть одно лицо, особенно ежели сей сан наследственный, неминуемо кончиться деспотизмом"/3, с.230/. Пестель видел положительный опыт в современной ему исторических примерах "благодеятельньсти" именно республиканского образа правления. "Все газеты и политические сочинения так сильно прославляют возрастания в Северных Американских Соединенных Штатах, приписывая сие государственному их устройству, что сие мне казалось ясным доказательством в превосходстве республиканского правления, показывал далее Пестель"/3, с.232/. К тому же он "находил неоспоримые доказательства в непрочности монархических конституций и полные достаточные причины и недоверчивости к истинному согласию монархов на конституцию"/3, с.233/. В свежих примерах отказа монархов Португалии, Неаполя, Испании от конституций, которым они присягнули под давлением революционных сил. "Все сие произвело, -делает вывод Пестель, -что я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении"/3, с.231/.
Поэтому, будучи убежденным республиканцем, Пестель требовал не только ликвидации самодержавия, но в любой монархии, даже ограниченной конституцией. Более того, чтобы гарантировать будущую Российскую республику от реставрации монархии, Пестель выступал не только за цареубийство, но и вообще за "истребление всей императорской фамилии", то есть за физическое уничтожение всех возможных претендентов на российский престол.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7