3. Установить, как незыблимое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле…
В России к этому времени сложилось три политических лагеря. Демократический – имел целью свержение самодержавия и установление демократической республики; либерально-буржуазный – установление конституционной монархии и частичные буржуазные реформы; правительственный – сохранение монархического строя.
Буржуазия встретила Манифест с одобрением, воспринимая его как высшее достижение революции. Крупная буржуазия, помещики и чиновники создали партию «Союз 17 октября» (октябристы), которая выступила за конституционную монархию при наличии государственной Думы.
Конституционно-демократическая партия (кадеты), образованная в октябре 1905 г., объединила мелкую буржуазию, чиновников, служащих , либеральную интеллигенцию, немногочисленных рабочих и крестьян. Руководителями партии стали видные ученые П. Н. Милюков, В. И. Вернадский, П. Б. Струве. Кадеты провозгласили необходимость созыва Учредительного собрания на основе всеобщих и равных выборов, принятия демократической конституции и ограничения власти царя до формального уровня.
В 1905 г. образовалось несколько помещичье-монархических партий: «Союз русского народа», «Народно-монархическая партия», «Союз русских православных людей», «Общество активной борьбы с революцией» (так называемые черносотенцы). Они видели свою цель в защите самодержавия, привилегированного положения православной церкви и насаждении великодержавного шовинизма. Стремление привлечь на свою сторону трудящихся толкало их выступать за сокращение рабочего дня, оказание помощи крестьянам-переселенцам, введение государственного страхования рабочих.
В феврале-марте 1906 г. состоялись выборы в 1-ю Государственную думу. Они шли по сословному принципу, или по «куриям». Таковых было определено четыре: земледельческая, городская, крестьянская, рабочая. Критики выборной системы утверждали, что она антидемократичная, не носит всеобщего и равного характера.
В ходе выборов столкнулись как правительственные интересы, так и интересы либеральной оппозиции. Крайне левые, революционно-социалистические партии бойкотировали выборы, надеясь на новую революционную волну. Либералы утверждали, что правительство можно обуздать избирательными биллютенями. Они выдвигали лозунги, рассчитаные прежде всего на крестьян, вплоть до обещания провести закон о раздаче даром всех помещечьих земель. Крестьяне-выборщики поддержали как либералов из конституционно-демократической партии, так и беспартийных крестьян, настроенных еще решительнее. Надежда правительства на исконный крестьянский монархизм не оправдалась даже при ставке на состоятельных крестьян.
Фактически Дума состояла из почти 200 полуграмотных крестьян и такогоже числа образованных интеллигентов. Общим настроем думцев было противостояние правительству. Широкие обещания, которые они давали своим избирателям, не могли быть реализованны немедленно.Для этого требовались годы и годы. Но нетерпение делало свое дело, и конфрантационный напор большинсва думцев был налицо.
Правительство считало, что работующая Дума должна быть обуздана. Но власть не была едина. Если Витте допускал отчуждение части помещечьих земель за выкуп в пользу крестьян, что в принципе не нарушало право частной собственности, то большиенство министров и чиновников были решительными противниками этого. Они были настроенны на то, чтобы оставить думцам декоративную ролль. Попыток найти компромисс обе стороны не рпедпринимали.
Первая Дума начала свою работу 27 апреля 1906 г. в Санкт-Петербурге в специально предоставленном для этой цели Таврическом дворце. Утром Николай II принял думцев в Зимнем дворце, обратившись к ним с речью, в которой обещал гарантировать «Основные законы», выразил уважение к крестьянсву и деятелям просвещения и напомнил, что одной одной свободы для благоденствия государства мало-необходим еще и порядок. На улицах города думцев восторжено приветствовали толпы горожан. В Таврическом дворце началась работа.
Но не прошло и недели, как ее представители приняли (5 мая) обращение к правительству, в котором снова выдвигались основные требования либералов: речь опять шла об установлении всеобщих выборов, об отмене всех ограничений на законодательную деятельность Думы, о личной ответственности министров, отмене ограничительных законов, о Государственном совете, о гарантии гражданских свобод, включая право на забостовку, отмене смертной казни, разработке аграрной реформы, пересмотре налогообложения, введении всеобщего бесплатного образования, удовлетворении требования национальных меньшинств,. Полной политической амнистии. Это докумет являлся отражением тактики депутатов от оппозиции, которые вошли в состав Думы с целью расширить ее внутренние полномочия и преобразовать ее в полноправный парламент. Они были убеждены, что царь не посмеет тронуть «народных представителей», тех, кого считали «единственными спасителями России», в силу чего воображали себя неуязвимыми.
Первым председателем Думы был избран умеренный либерал, профессор римского права С. А. Муромцев. Руководство большинством комиссий Думы приняли на себя кадеты. На первом заседании громче всего звучали требования политической амнистии.
Дума имела дело уже с новым Советом министров. Неудача проправительственных настроений и акндитатов на выборах вынудила уйти в отставку С. Ю. Витте. Егоприемником стал И. Л. Горемыкин, сторонник абсолютного самодержавия и традиционных устоев, не признававший политических новаций. Правительство фактически игнорировало Думу, что приводило к обидам депутатов и усиливало их радикализм.
Наряду с требованиями немедленной амнистии Дума под давлением крестьянских депутатов выступила с требованием отчуждения части частновладельческих земель. Правительство стояло твердо на том, что амнистия не может распространяться на террористов, участников вооруженных действий и т. п. Целый месяц думцы не могли приступить к законотворческой деятельности. Лишь 28 мая 1906 г. правительство внесло первый законопроект. Это был проект об устройстве прачечной и оранжереи в Юрьевском университете (ныне г. Тарту в Эстонии).
Когда правительство отвергло требования амнистии, думское большинство стало настаиватьна отмене смертной казни. Правительство также решительно отказалось обсуждать вопрос о земельном переделе.
Рыбота в 1-ой Думе не шла, почти каждое заседание заканчивалось скандалом.
Получив отказ, Дума приняла большинством голосов вотум «полного недоверия» правительству и потребовало его «немедленной отставки». Двух недель хватило, чтобы между правительством и Думой произошел окончательный разрыв. Правительство в свою очередь бойкотировало Думу, предоставляя на ее рассмотрение лишь законы второстепенной важности.Депутатская ассамблея приняла также проект аграрного закона, согласно которому крестьяне могли бы за «справедливую компенсацию» получить арендуемую ими землю. Правительство сочло, что этот вопрос не входит в компетенцию Думы, будучи слишком важным для страны, и 9 июля распустило Думу.
Таврический дворец был оцеплен войсками, а 178 депутатов уехали в Выборг, находившийся на территории Финляндии, где российская полиция не имела права действовать. Депутаты приняли «Выборгское возвание», в котором призвали народ к пассивному сопротивлению: неуплате налогов, отказу от призыва на военную службу и ряду других ненасильственных акций.
Таким образом, 1-я Государственная дума просуществовала всего 72 дня. Ее работа происходила на фоне хотя и ослабевших но зримых революционных событий. Революционеры не прекращали террористических актов против лиц военной и гражданской администрации. При этом гибли невинные люди. Акты насилия предпринимались со стороны крайне националистических групп. Очень неспокойно было на окраинах империи. В этих условиях необходимо было достижение компромисса между правительством и умеренной частью оппозиции. В ходе неофицальных переговоров ряда правительственных деятелей (П. А. Столыпин) и либералов (П. Н. Милюков) вставал даже вопрос о вхождении акадетов в правительство, но дальоше разговоров дело не пошло.
«Выборгское воззвание» не произвело болльшого эффекта. Однако правительство Горемыкина вынуждено было уйти в отставку. Новым председателем Совета министров с сохранением поста министра внутренних дел стал П. А. Столыпин. Но в целом обстановка в стране летом 1906 г. вновь обострилась. В середине июля прошли вооруженные выступления в гарнизонах Свеаборгской крепости(Финляндия), в Кронштадте, была попытка провести всеобщую забостовку в Москве.
12 августа террористы организовали взрыв на даче Столыпина на окраине Петербурга. Было убито 27 человек, дожидавшихся приема. Среди искалеченных была его 14-летняя дочь. Столыпин чудом остался невридим.
С конца ноября 1906 г. началась избирательная компания во 2-ю Государственную Думу. Она проходила по старому избирательному закону. Результаты выборов были двоякими. Предвыборная компания прошла не без вмешательства и давления на избирателей со стороны властей, однако Вторая Дума оказалась еще более радикальной, чем Первая. В нее вошли более 100 депутатаов-социалистов (37 эсеров, 66 социал-демократов, на 2/3 меньшивиков), около 100 трудовиков, 100 кадетов и 80 депутатов от национальных меньшинств трудно определяемой политической ориентации; октябристов было всего лишь 19, монархистов – 33. В итоге кандидаты от правительственных партий составили в Думе весьма незначительную фракцию, в то время как подавляющее большинство оказалось в оппозиции.
Кадеты потеряли большинство вДуме. Однако активное продвижение более левых сил-свыше сотни крестьян-трудовиков, 65 социал-демократов, более пятидесяти социалистов других оттенков-делало этот состав Думы левее придыдущего. Правые националисты были в значительном колличественном меньшинстве, но оказались черезвычайно активны на думской трибуне. Законотворческая работа Думы нового состава оказалась не более плодотворной, чем придыдущего. Затодумская трибуна использовалась ораторами всех направлений с целью изложения своих политических позиций. Попытки части умеренных либералов призвать депутатов «беречь Думу» не имели успеха.
Наученая предшествующим опытом, Дума решила действовать в рамках законности, избегая ненужных конфликтов. Комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. После начального периода затишья с марта по апрель 1907 г. споры разгорелись по двум вопросам: аграрной политике и принятию черезвычайных мер против революционеров.
Председатель совета министров П. А. Столыпин часто выступал в Думе. Его выступления представляли собой программу, сочетавшую как перспективу решительныхэкономических реформ, направленных на расширение и укрепление прав частной собственности, так и твердую убежденность в необходимости наведения порядка. Вместе с тем Столыпин искал контакта с умеренными либералами, намечая перспективы расширения гражданских прав и свобод.
С апреля 1907 г., когда революционные события явно ослабели, правительство начало разрабатывать новый избирательный закон, который был призван обеспечить изоляцию левых депутатов. Поэтому интерес к работе Думы упал. Всем было ясно, что повод для роспуска Думы сама она обязательно даст. революционеров. Правительство потребовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Правительство решило обьявить о ее роспуске, но, чтобы не связывать его вновь с аграрным вопросом, обвинило многих депутатов в заговоре против царской семьи. 1 июня Столыпин потребовал от Думы исключения 55 депутатов (социал- демократов) и лишения 16 из них парламентской неприкосновенности. Не дожидаясь ее решения, Николай II сам объявил 3 июня о роспуске Думы и назначил созыв очередной Думы на 1 ноября 1907 г. В манифесте провозгласившем роспуск Думы, было также объявлено о коренных изменениях в законе о выборах . Данная мера полностью противоречила Основным законам, принятым в 1905 г., согласно которым любые изменения требовали рпедворительного согласия двух палат. Новый закон разрабатывался в условиях абсолютной секретности в течение нескольких последних месяцев. Он ужесточал избирательный ценз основных избирателей, сокращал представительство крестьянств и национальных меньшинств, увеличивал нераавенство в представительстве различных социальных категорий.
Страницы: 1, 2, 3