Черчилль: «Демократия
– самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».
Демократия:
1)
слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через
равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.
2)
к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому
поступающие безответственно.
Полития – власть
образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда
будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и,
одновременно, грамотна.
Два вида
справедливости:
-
уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,
-
распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и
государством (государство не может «любить» всех одинаково).
Политико-правовые
учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)
Основные
принципы организации жизни общин:
1)
общность имущества,
2)
обязательность труда для всех,
3)
равенство,
4)
отсутствие духовенства и культов,
5)
осуждение богатства.
Сформулировано
«золотое правило нормативной регуляции»:
«относись к другим
так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».
Два аспекта:
1)
какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,
2)
каким судом судите – таким судимы будете.
Основные
произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».
1)
человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство,
несправедливость),
2)
человек живет по божественной воле.
Государство и город –
синонимы.
Идея 1: те, кто
живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.
Идея 2:
насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших
овец).
Идея 3: концепция «как
спастись от греха».
Различие между
проступком и преступлением:
«Если страсть губит
душу и тело, то это проступок,
если действует во
вред другому – это преступление».
Фома
Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.
Основное произведение
– «Сумма теологии».
Признан официальным
теологом католической церкви.
В Библии – вся власть
от бога.
Выделение трех
элементов государственной власти:
1)
Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.
2)
Происхождение власти: по наследству или силой.
3)
Использование власти:
a.
если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой
власти необходимо подчиняться,
b.
если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на
восстание.
«Возможно, тиран
послан народу за его грехи».
Субординация законов:
1)
Вечный закон – закон мироздания, «божественный
разум».
2)
Естественный закон («естественный» - «человеческий»,
осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и
законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению,
размножению, познанию истины).
3)
Человеческий закон (феодальное право): человеческие
законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:
a.
записаны (тогда как естественные законы не записаны),
b.
предусматривают наказание за нарушение.
4)
Божественный закон – Библия.
Призывал силой (с
помощью государства) бороться с еретиками: еретики подрывают
основы жизни.
Средневековая
ересь о праве и государстве.
Ересь –
оппозиционное течение внутри господствующей церкви.
Два вида ереси:
1)
плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:
a.
требует социального и имущественного равенства,
b.
требует ликвидации церковной организации и духовенства.
Представители плебейской ереси – «богомилы»???.
Помещики – слуги дьявола.
2)
бюргерская ересь:
a.
требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие
от феодалов),
b.
требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10
часть отдают церкви).
Политико-правовое
учение Никколы Макиавелли.
Основное произведение
– «Государь».
Основные идеи:
1)
выделил политику как особую сферу человеческой жизни, в которой
действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны
интересы людей),
2)
отделил политику от религии и морали (против
католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия,
призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель –
благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).
3)
советы государю:
a.
государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все
наказания проводить разом,
b.
государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем
одинаково),
c.
дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным –
поручать подданным,
d.
государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше
убить, чем грозить».
Политико-правовые
идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).
Основные
произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца»
(написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.
Жанр – утопический
социализм.
Утопия –
несбыточное (ни где я ????), блаженная
страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о
духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.
Запутанные законы
выгодны для богатых (бедный не может получить образование).
Основные идеи:
1)
общественная собственность,
2)
обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе
солнца» – 4 часа),
3)
все должны приносить пользу обществу,
4)
общественная трапеза,
5)
законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов –
регламентация семейно-брачных отношений,
6)
против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.
Два вида исполнения
смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться
порохом.
Теория естественного
права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)
Права, которыми люди
обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет
позитивными правами.
Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал
государство как чудовище).
1)
человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война
всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая
власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,
2)
законов должно быть как можно меньше.
Дж.Локк: «Законы
подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».
Для защиты
собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это
сторож.
Идеи либерализма.
Три ветви власти:
исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).
Разработал теорию
трудовой собственности. Труд является определителем собственности.
Различия в подходах:
-
Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),
-
Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.
Классическая теория
демократии.
Монтескье: «О духе
законов».
Есть буква законов и
дух законов.
На дух законов
влияют:
-
физический фактор (климат, территория и т.д.),
-
моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).
Автор идеи разделения
властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Разработал теорию
сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти не имеет права
заменить закон, предложенный другой ветвью власти.
Начал разрабатывать
концепцию гражданских прав человека:
1)
отметил опасность свободе человека со стороны уголовного
законодательства,
2)
недопустимость оскорбления естества человека при наказании,
3)
недопустимость наказания за помыслы,
4)
о нескромных словах.
Б.Спиноза:
«Богословно-политический трактат».
1)
государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,
2)
законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и
монарх – тоже),
3)
нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами
наград, ни страхом наказания.