Рефераты. Конституция США и её особенности

На протяжении 18 недель участники конвента в Филадельфии обсуж­дали конституционные основы государственного устройства страны, которое призвано было установить новый порядок, гарантирующий власть на­циональной американской буржуазии и плантаторов, возглавлявших восстание колоний против Англии.

Хотя состав конвента в социальном отношении являлся более или менее однородным, взгляды его участников были неодинаковы. Гамильтон, представлявший консервативную точку зрения, считал идеалом поли­тический строй Англии с его конституционной монархией и двухпалатным парламентом, в котором верхняя палата была наделена кастовыми привилегиями. Он выступал за сильную власть, предлагая установить пожизненный срок правления президента США и членов верхней палаты конгресса, а также предоставить президенту право отклонять любые постановления конгресса, с которыми он не согласен. С другой стороны, представитель буржуазно-демократических кругов Б. Франклин являлся сторонником того, чтобы законодательная власть — конгресс — была однопалатной и выборы в нее производились на основе пропорционального представительства, хотя на конвенте Франклин отступил и поддержал идею организации двухпалатного конгресса.

Являясь сторонником олигархической формы правления, Гамильтон никогда не выступал в пользу установления монархии. Но в кругах иму­щей верхушки США и среди реакционного офицерства идея установле­ния монархического строя была достаточно популярной. Еще в 1783 г. представители консервативно настроенной армейской верхушки создали «Общество Цинциннати», предложив Вашингтону стать американским монархом. Последний категорически отверг это и последующие аналогич­ные предложения, заявив себя сторонником республиканского строя. Решительной критике монархические проекты были подвергнуты Т. Джефферсоном, Б. Франклином и С. Адамсом. Они вызвали неодобри­тельную реакцию и со стороны таких умеренно-консервативных деятелей, как Дж. Адамс и Дж. Джей. В этих условиях было абсолютно бес­смысленно поддерживать идею монархического строя на конвенте. Надо полагать, что Гамильтон отдавал себе отчет и в том, что идея эта была крайне непопулярна в народе, только что сбросившем иго британского ко­роля. С этим приходилось считаться.

Решение вопроса о характере политического устройства США было найдено на центристской основе. Важную роль в формировании положений конституции сыграл Дж. Мэдисон. Именно он руководил составлением так называемого «виргинского плана»[9], который внесен был на обсуждение конвента делегатом Виргинии Э. Рэндолфом. План предусматривал создание сильной центральной власти. Встретив оппозицию со стороны де­легатов, выступавших за сохранение больших прав за отдельными шта­тами, представитель Нью-Джерси У. Патерсон внес на рассмотрение кон­вента свой проект, получивший название «плана Нью-Джерси». В нем предлагалось ограничиться расширением прерогатив центрального пра­вительства лишь в сфере финансов и торговли.

Оба эти плана, первый в меньшей степени, второй — в большей, под­верглись критике со стороны Гамильтона, который произнес пространную речь, призывая делегатов выработать систему максимально централизо­ванной власти. Последующее обсуждение показало, однако, что большин­ство делегатов конвента склоняются в пользу «виргинского плана», кото­рый был одобрен с некоторыми поправками, став основой при выработке новой конституции.

Политическая платформа Мэдисона основывалась на концепции «ре­гулирования» общества, состоящего из фракций или классов. Его подход определялся стремлением гарантировать стабильный политический поря­док, чтобы защитить богатое меньшинство от бедного большинства.

Одной из важнейших особенностей выработанной конвентом консти­туции был так называемый принцип «разделения властей». Вся система высших политических органов делилась на три звена: исполнительную власть во главе с президентом, законодательную — конгресс и судеб­ную — Верховный суд. Вместе с тем все эти звенья были взаимосвязаны и была установлена централизация власти.

Созданная новой конституцией политическая система, как и трактовка ею принципа «разделения властей», была направлена на максимальное усиление централизации путем предоставления широких полномочий гла­ве исполнительной власти — президенту, верхней палате законодательного органа — сенату и Верховному суду. Это и был тот «барьер» против демократии, о котором так радели члены конституционного конвента.

Участники конвента обсуждали также вопрос об избирательных правах населения. В разное время и по разным поводам делегаты высказы­вались по вопросу о том, что правительству необходимо предотвратить активное участие масс в политическом процессе. Проблема демократии была центральной при обсуждении конституции. Многие делегаты были настроены в пользу того, чтобы урезать избирательные права народа, от­менив демократические завоевания периода революции и сократив число избирателей.

Кроме мер общеполитического значения, конвент принял ряд реше­ний в интересах зажиточных слоев населения. Долговые обязательства подлежали непременному погашению, причем не в бумажных деньгах, а «звонкой монетой». Наделив центральное правительство правом выпуска денег, конвент запретил штатам дальнейшие эмиссии. Конституция поручала правительству США чеканку золотой и серебряной монеты. Формально она не вводила запрета на выпуск бумажных денег, но тогда это имелось в виду как само собой разумеющееся. Делегаты конвента единогласно постановили, что если «лицо, связанное услугами или работой», переедет в другой штат, оно должно быть выдано лицу, законно требовавшему от него услуг или работы . Это постановление было проведено прежде всего в интересах рабовладельцев.

Выявились разногласия между большими и малыми штатами по вопросу о норме представительства в конгрессе, острая дискуссия развернулась между представителями Юга и Севера. Напряженный характер носили дебаты о норме представительства в сенате.

Делегаты южных и некоторых центральных штатов с большим числом населения настаивали на том, что представительство в сенате должно быть пропорционально численности населения. Делегаты малых северных штатов добивались того, чтобы каждый штат в сенате имел равное число представителей. В конечном итоге конституция зафиксировала право каждого штата независимо от числа жителей иметь двух сенаторов. Это соответствовало общему замыслу федералистов консолидировать власть богатого «меньшинства».

В то же время была достигнута договоренность, что палата представителей будет избираться по принципу пропорциональности числа жителей, и она получила такое важное право, как введение налогов. Не менее важной была уступка представителям Юга, согласно которой при исчислении нормы представительства в нижнюю палату должно было учитываться 3/5 рабского населения, хотя последнее и не имело избирательных прав.

Договоренность по указанному комплексу вопросов получила название «великого компромисса», который являлся одной из важнейших политических сделок на конвенте между представителями буржуазии Севера и плантаторов Юга.

Стремление объеденить позицию имущих классов на основе компромисса определяло всю деятельность конвента. И по другим спорным вопросам, какими бы острыми они ни оказывались, было достигнуто соглашение. По-разному, например, подходили северные и южшые штаты к вопросам торговли. Южные плантаторы, традиционно ввозившие большое количество промышленных товаров из-за границы, заинтересованы были в том, чтобы они облагались минимальными тарифами. Что же касается промышленников Севера, то они стремились защищаться от иностранной конкуренции высокими пошлинами на импортируемую продукцию и потому выступали за протекционизм. Спор по этому вопросу решился в пользу сторонников протекционистской системы, но буржуазии Севера пришлось пойти на серьезную уступку плантаторам Юга в вопросе о работорговле. Дискуссия по этим вопросам была длительной и острой.[10]

Промышленники Севера стремились к уничтожению рабского труда, противоречащего их экономическим интересам. В том, что система рабства носила порочный характер, отдавали себе отчет не только представители Севера, но и наиболее дальновидные политические деятели южных штатов. За полтора года до созыва конвента делегат Виргинии в Конти нентальном конгрессе Ч. Томпсон писал, что рабство, с его точки зре­ния,— это раковая опухоль, которую необходимо удалить. «Если нельзя сделать этого при помощи религии, разума или философии,— отмечал он,— я уверен, что в один прекрасный день это будет сделано ценой крови»[11].

Эти слова по сути дела были пророческими, но к несчастью конвентом поддержаны не были. Представители южных штатов заявили о возможности кровопро­лития, если не будут приняты их условия. Они заняли ультимативную позицию: в случае запрещения ввоза рабов пригрозили отказом подписать конституцию и выйти из Союза. Сознавая опасность раскола, делегат Пен­сильвании Р. Моррис выступил с призывом прийти к соглашению. В ито­ге и в данном вопросе был найден компромисс: конституция разрешала ввоз рабов, ограничив это разрешение 20-летним сроком, до 1808 г., и обложив работорговлю пошлиной. Как и во время обсуждения Декларации независимости, в ходе дебатов на конституционном конвенте противники рабовладельческой системы во имя сохранения союза вынуж­дены были отступить. Конституция практически узаконила институт раб­ства.

К началу осени текст конституции подвергся окончательному редактированию и 17 сентября был представлен делегатам конвента для подписания. На следующий день конституция была опубликована. Несколько делегатов отказались подписать документ, выразив несогласие с его положениями по разным мотивам.

Мэдисон, Джей и Гамильтон изложили впоследствии свою политическую программу в серии  статей, объединенных в сборнике «Федералист». В этих статьях (всего 85) они отстаивали разработанную ими систему и доказывали целесообразность новой консти­туции. Авторы «Федералиста» утверждали, что только сильная централизованная власть, как она спроектирована конституцией, способна поддерживать стабильное экономическое положение в стране, проводить независимую внешнюю политику и поддерживать внутренний порядок, защищать свободу и собственность против тех, кто попытается их нарушить. Разъясняя последнее, Гамильтон отмечал, что в первую очередь необходимо бороться против местных фракций и восстаний[12].


Ратификация конституции.

Обнародованная конституция вызвала острые споры между ее сторонниками – федералистами и теми, кто был против нее,— антифедералиста­ми. Для того чтобы вступить в силу, конституция должна была быть ратифицирована 9 из 13 штатов — членами Союза. Эта миссия возлагалась, на конвенты штатов, делегаты которых избирались местными законодательными ассамблеями. Такая процедура была принята специально, чтобы отстранить рядового избирателя от решения быть или не быть федеральной конституции 1787 г.

Страна раскололась на два лагеря. Началась ожесточенная политическая борьба. Сторонники конституции — федералисты устраивали демонстрации, выступали на собраниях и в печати, агитируя за ее ратификацию. Наиболее активную роль в стремлении обосновать необходимость принятия конституции иг­рали участвовавшие в ее создании Дж. Мэдисон, Дж. Джей и А. Гамильтон.

Противники конституции — антифедералисты, сдела­ли все возможное, чтобы сплотить силы, выступая против ратификации нового свода законов. Положение антифедералистов осложнялось тем, что решительными сторонниками пересмотра «Статей конфедерации» явля­лись не только консервативно настроенные политические деятели, но и такие представители буржуазно-демократической мысли, как Т. Пейн и Т. Джефферсон. Они, правда, рассматривали конституцию в ином аспекте — как манифест демократической свободы. Однако и Пейн, и Джефферсон, например, считали абсолютно необходимым, чтобы США были более централизованным государством. Кроме того, некоторые группы населения, принадлежащие к «низам», в частности нью-йорк­ские ремесленники, одобрительно отнеслись к выработке конституции, поскольку ранее существовавший порядок губительно сказывался на их экономическом положении. Это и некоторые другие факторы подрыва­ли демократическую оппозицию новой конституции.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.