Редкими и сейчас были для чиновников случаи нахождения под следствием и штрафы.
Что касается анализа службы чиновников, то, в среднем, для каждого делалась отметка о способности к статской службе и повышению чина. Исключения составляли когда-либо находившиеся под судом и судимые чиновники. По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение служащих Олонецкого губернского правления.
Как правило, это холостые молодые люди (» 46%), доля женатых, но не имеющих детей составляла » 20%. 31% служащих были женаты и имели, в среднем, троих детей; обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они находятся. 3% чиновников были вдовцами[86].
Характеризуя деятельность Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 годы, можно отметить, что по сравнению с предшествующим периодом (1825 – 1855 года) произошли значительные изменения. Функции и задачи, которые выполняло Олонецкое губернское правление оставались прежними. Но структура модифицировалась. В состав Олонецкого губернского правления были включены новые структурные подразделения – строительное и врачебное отделения. Служащие этих отделений незначительно, но увеличили штат Олонецкого губернского правления (в 1865 году). Были введены новые специальные должности: губернский инженер, губернский архитектор, младший инженер, младший архитектор, врачебный инспектор, помощник врачебного инспектора. Однако наряду с введением новых должностей, происходит сокращение таких штатных единиц, как помощник секретаря, помощник делопроизводителя, казначей, помощник казначея, помощник архивариуса и секретари. В 1876 году происходит дальнейшее сокращение аппарата в связи с преобразованиями в структуре Олонецкого губернского правления. Упразднение двух столов повлекло за собой увольнение десяти сотрудников (в большинстве случаев, это чиновники, ответственные за ведение делопроизводства в отделениях).
Кроме того, следует отметить, что существенным образом изменились и расходы правительства на содержание губернских правлений. За 31 год (с 1845 по 1876 годы) расходы увеличились в два раза с 25.706 рублей в 1845 году до 52.650 рублей в 1876 году.
Все это может говорить о том, что правительство уделяло большое внимание развитию государственных учреждений на местах и, в частности, губернским правлениям.
Глава III. Функции и штаты Олонецкого губернского
правления в 1881 - 1900-е годы.
В России 1881 – 1900-х годов, по-прежнему главой местной администрации был губернатор. Кроме того, что он продолжал оставаться председателем различных губернских совещательных учреждений (присутствий, комитетов, комиссий), в 1880-е годы он получил право влиять на местные судебные органы (просмотр списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, списков присяжных заседателей)[87].
Под его представительством продолжало действовать и губернское правление (высшее административно-полицейское учреждение губернии).
В рассмотренный период времени (1881 – 1900 годы) губернское правление, по-прежнему, играло большую роль в управлении губернией.
Власть губернского правления распространялась на всю губернию и была полицейской, судебно-полицейской, распорядительной, исполнительной и принудительной. Оно обнародовало в губернии законы и указы императора и Сената и прочих государственных учреждений, наблюдало за повсеместным исполнением законов, разрешало все пререкания о подсудности городских и уездных лиц своего ведомства, принимало жалобы на медлительность, проволочку, беспорядки и неправильные действия полицейских учреждений, управляло делами общественного благоустройства, охраняло общественную безопасность, права личности и собственности, ведало делами народного здравия, оспопрививания и пресечения скотских падежей, продовольствия, хозяйства и промышленности. Губернское правление также занималось определением и увольнением (в том числе в отпуска) канцелярских служителей и чиновников в губернии, готовило послужные о всех находящихся в ведомстве правления чиновниках и отсылало их к установленному сроку в Инспекторский департамент гражданского ведомства[88].
1881 – 1900-е годы в Олонецком губернском правлении продолжают действовать старые расписания должностей и окладов содержания чиновников 1876 года. Правда, в 1897 году были увеличены оклады губернатора до 10.000 рублей (раннее 7.000) и вице-губернатора до 4.500 рублей (ранее 3.000)[89].
Губернское правление, как и прежде, состояло из общего присутствия и канцелярии.
В общее присутствие входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (двое), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор (с правом совещательного голоса) и асессор. Вице – губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по делам, касающимся строительной, межевой или врачебной части. Состав чинов губернского правления (за исключением должностей вице-губернатора, советников, губернского врачебного инспектора, губернского инженера и губернского архитектора) при желании могли быть уменьшены министром внутренних дел[90].
Роль общего присутствия, по-прежнему, сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и распоряжениями, к обсуждению некоторых вопросов организации делопроизводства[91].
Канцелярия губернского правления была разделена на пять отделений: 1, 2 – распорядительные, 3, 4 и 5 – соответственно строительное и врачебное отделения и ветеринарная часть, а также канцелярии присутствия. Руководство в отделениях осуществляли советники. Отделения делились на столы, которых было шесть.
В распорядительных отделениях, по-прежнему производились основные дела: обнародование законов и указов императора и Сената в губернии, надзор за исполнением законов, за правильным и безопасным движением дел, дела о розыске различных лиц, приведение иностранцев к присяге, дела по учреждению, переводу и закрытию ярмарок, сведения о состоянии всех недоимок в губернии, определение увольнение канцелярских служителей и чиновников и т.д.[92]
Строительным отделением, по-прежнему, управлял губернский инженер. Сюда же назначались: губернский архитектор, младший инженер и архитектор и делопроизводитель. Так же могло назначаться и некоторое число дополнительных техников. Строительное отделение, как и раньше, заведовало строительной и дорожной частью в губернии.
Врачебное отделение находилось под управлением губернского врачебного инспектора. Здесь же состояли помощник губернского врачебного инспектора, делопроизводитель с помощником, фармацевт.
В 1898 году ветеринарная часть, бывшая прежде в ведении врачебного отделения, была выделена в особое отделение под управлением губернского ветеринарного инспектора.
Канцелярия общего присутствия состояла под управлением секретаря. Здесь также находились: чиновник по счетной и экзекуторской части, редактор с помощником, регистратор с помощником и архивариус с помощником.
При губернском правлении, по-прежнему, состояли: типография, чертежная, регистратура и архив. Губернская типография состояла под управлением редактора (начальника газетного стола); при нем состоял один помощник. Губернская чертежная (межевое отделение) находилась в ведении губернского землемера и подчинялась вице-губернатору. Здесь также состояли два помощника землемера (старший и младший), делопроизводитель, уездные землемеры[93].
Таким образом, в 1881-1900 гг. постоянный состав присутствующих в губернском правлении чиновников пополнился одним должностным лицом: губернским ветеринарным инспектором. Отныне сюда входили: губернатор (в качестве председателя), вице-губернатор, два советника, губернский архитектор, губернский землемер, губернский врачебный инспектор, губернский инженер и губернский ветеринарный инспектор[94].
Что касается порядка решения дел в губернском правлении, то здесь ничего не изменилось по сравнению с 70-ми годами XIX в. Принципы решения дел также остались прежними.
Более полно охарактеризовать деятельность, численность и состав Олонецкого губернского правления в 1881 - 1900 гг. можно, рассмотрев формулярные списки чиновников данного губернского учреждения.
Формулярные списки имели прежнюю табличную форму и содержали 14 граф. Они давали важные сведения о чиновниках.
Графа о происхождении позволяет выяснить, что в 1881 - 1900 гг. большая часть чиновников Олонецкого губернского правления – дети дворян (как личных, так и потомственных; по данным 1897 года – один потомственный дворянин Казанской губернии)[95].
Значительная часть служащих – дети военных. Это дети обер-офицеров (их большинство), урядников (по данным 1885 г. – один чиновник)[96].
В губернском правлении служили и дети чиновников. Это дети статских, надворных, титулярных, советников, губернских и коллежских секретарей, канцелярских служащих.
В штат Олонецкого губернского правления входили и дети клира (дети священников, дьяков, пономарей).
Сюда же зачислялись и выходцы из непривилегированных сословий. Это дети крестьян – 3,1%, мещан – 1,7%, купцов – 1,7%, лекарских учеников – 1,9%, дети горных рабочих – 1,9%.
Если сравнивать социальный состав чиновников в 1881 - 1890 и 1891 – 1900 гг., можно говорить о значительном уменьшении числа дворян в Олонецком губернском правлении. Их численность в 1881-1890 гг. составила 32,5% от общего количества чиновников, тогда как в 1891-1900 гг. – 23%.значительно сократилось и число детей военных. Если в 1881 - 1890 гг. их было 29,7%, то в 1891 - 1900 гг. – 22%. Такая же ситуация складывалась и в отношении детей клира (в 1881 - 1890 гг. – 15,9%, в 1891 - 1900 гг. – 12,3%). Зато значительно увеличилось число детей чиновников с 10,5% (в 1881 - 1890 гг.) до 31,8% (в 1891 - 1900 гг.) (см. Табл. 9)[97].
По данным послужным спискам можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.
Если сравнивать средний возраст служащих в 1881 - 1890 и 1891 - 1900 гг., то можно говорить, что возрастные рамки изменились (в 1881-1890 – средний возраст составил 38 лет, а в 1891 - 1900 – 34 года), то есть чиновники, в среднем, молодели. Но были и исключения. Так, по данным 1885 г. один чиновник в возрасте 73 лет[98], по данным 1890 г. – в возрасте 65 лет[99].
По данным формулярным спискам можно установить и вероисповедание служащих. Это в большинстве своем православные люди (93,4%). Католики составляли в штате губернского правления всего лишь 6,6%[100].
Если говорить об уровне образования чиновников за 1881 – 1900-е годы, то в большинстве это люди, окончившие уездные училища (23,5%). Чиновники с гимназическим образованием составляли 18,8%, столько же насчитывалось служащих с высшим образованием. Семинарское образование имели 14,2%. Городские, приходские, реальные и ремесленные училища окончило 16,5% чиновников. 5,9% служащих Олонецкого губернского правления имело военное образование, и только 2,3% получило домашнее образование[101].
Что касается материального положения служащих, то, как правило, чиновник имел в собственности лишь один дом, причем доставшийся ему от родителей (родовое имущество). Правда, были случаи, когда чиновник имел землю (по данным 1890 года – один служащий владел 1579 десятинами земли (благоприобретенное имущество))[102]. Были даже чиновники, имеющие родовое имение (на 1885 год – один чиновник, у матери которого в собственности имение и 295 душ временнообязанных крестьян)[103].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11