Рефераты. Формирование государственного строя США

Можно без преувеличения сказать, что для Америки это была веха, за которой начинался новый этап в развитии страны.


3. Формирование власти штатов

Наряду с деятельностью Континентального конгресса важным этапом на пути становления новой государственной власти было избрание местных ассамблей и конвентов взамен распущенных ранее колониальных администраций.

Многое в это время решалось по инициативе массовых демократических организаций “Сынов свободы”, Комитетов связи или безопасности, которые приобрели особое влияние к середине 70 х  гг. Этого влияния они не утратили и после провозглашения независимости. Деятельность ассамблей протекала в известной мере по контролем Комитетов связи и безопасности. Постепенно ассамблеи приобретают самостоятельность. Одна из главных целей имущих групп заключалась в том, чтобы во имя утверждения собственной власти отделаться от Комитетов связи.

Согласно вновь принятым Конституциям, каждая из колоний разработала свою систему управления, которая мало чем отличалась от прежней по своей структуре. Состав людей изменился. Почти во всех штатах глава исполнительной власти - губернатор, а не королевский ставленник, который подотчетен избравшим его законодательным ассамблеям, либо (Нью-Йорк и Массачусетс) избраны прямым голосованием, в этом случае губернатор менее зависим от ассамблеи. Во всех штатах (кроме Нью-Йорка, Дэлавера и Южной Каролины) губернатор избирается на 1 год. Как отмечает Г.Вуд: “сама по себе “идея” губернаторской власти многим представителям левого крыла вигов показалась “слишком монархической”. Поэтому были приняты меры к ограничению власти губернаторов.

В ряде штатов было введено ограничение на срок пребывания одного и того же лица в должности губернатора.

В колониальные времена королевские губернаторы были, как правило, выходцами из знатных английских семей. После провозглашения независимости, чтобы стать губернатором, аристократического происхождения не требовалось, но иметь крупное состояние было необходимо. В ряде штатов это требование было зафиксировано в Конституциях (Южная Каролина, Мэриленд, Массачусетс), в других - осуществлялось на практике, несмотря на отсутствие конституционных правил. Из 55 человек, занимавших губернаторские посты в 13 штатах на протяжении 1776 - 1788 гг. около 1/2 - выходцы из знатных семьей, владельцы земельных имений и крупных состояний. Наряду с землевладельцами - главным образом богатые купцы и юристы. По словам Д.Т.Мейна, они “приобрели крупную собственность” и выделились “до начала движения за независимость”. Мейн небезосновательно полагает, что большинство из них выдвинулись бы как политические руководители и “без революции”.

Непосредственным окружением и опорой губернаторов были специально состоящие при них исполнительные советы, унаследовавшие функции советов при губернаторах колониальных времен. В их составе нередко встречались случайные люди. Хотя в большинстве штатов члены советов избирались законодательными ассамблеями, в них, как правило, были лишь именитые и состоятельные люди. Срок пребывания на посту члена совета от 1 до 4 лет (в разных штатах). В период пребывания у власти члены совета были “наделены важными функциями”. Губернаторы и советы обладали широкими полномочиями, особенно в Массачусетсе, Нью-Йорке и Южной Каролине, где глава исполнительной власти был наделен согласно Конституции правом вето, позволявшим отклонять решение законодательных ассамблей, если при повторном рассмотрении оно не собирало 2/3 голосов. Это правило впоследствии вошло в федеральную конституцию и действует по сей день.

Условия военного времени требовали, чтобы губернатор, как руководитель местной администрации, был наделен реальной властью, которая позволяла бы ему быстро и оперативно принимать нужные решения. В его подчинении - силы милиции штата. Конституциями некоторых штатов предусматривалось, что в перерывах между сессиями ассамблей губернатор имел право вводить эмбарго на торговлю сроком до 1 месяца.

“Они стали в большей степени ответственны перед народом, чем их предшественники в колониальный период. Стали гораздо больше американцами по своему опыту, мировоззрению и карьере,” - Д.Т.Мейн.

То же самое относилось и к верхней палате ассамблей штатов - сенату. В отличие от нижней палаты - палаты представителей - для тех, кто избирался в сенат, требовался более высокий имущественный ценз. В 10 колониях законодательные ассамблеи состояли из 2 палат. В остальных сената вообще не было и ассамблея была однопалатной. Там, где имелся сенат, он состоял из представителей высших слоев общества - наиболее состоятельных и именитых жителей штатов. В Нью-Джерси, Мэриленде и Южной Каролине это положение закреплено Конституцией. Представителям социальных низов и даже средних слоев доступ в верхнюю палату затруднен. Д.Мейн говорит: “если оценивать место верхних палат в политическом спектре американских штатов, они помещались правее центра.”

Особенно значительным переменам подверглись нижние палаты законодательных ассамблей.

Хотя колонисты и защищали привилегии, которыми они пользовались до 1763 года, только в ходе революционно - освободительной борьбы они сумели добиться демократизации политической жизни Америки. В основном, был изменен имущественный ценз и для избирателей и для тех, кто мог быть избран в состав ассамблеи.

Важный признак демократизации законодательных ассамблей - более пропорциональное представительство в них жителей различных районов штатов. В составе нижних палат законодательных ассамблей увеличилось количество делегатов от фермеров и ремесленников - людей среднего достатка. Конституции имели общие черты, но во многом отличались друг от друга, отражая особенности политической обстановки в различных штатах.

В высшей степени показательная для условий становления новой государственной власти картина сложилась в Мэриленде. 21 мая 1776 года местная законодательная ассамблея приняла резолюцию, согласно которой ее делегатам на Континентальном конгрессе рекомендовалось голосовать против провозглашения независимости. Хотя вопреки этой инструкции делегаты Мэриленда поддержали Декларацию независимости, большинство политических лидеров этой колонии были настроены против независимости, опасаясь, что отделение от Англии серьезно осложнит внутреннее положение и приведет к беспорядкам.            

“Их наихудшие опасения, - писал американский историк Р.Хофман, - подтверждались”. Еще с осени 1775 года “беспорядки в колонии неуклонно разрастались”, а после июля 1776 года положение стало ухудшаться “особенно быстро”. Из разных мест поступали сообщения о росте мятежных настроений среди белых и черных, рабов, мастеровых, фермеров. По словам Р.Хофмана, политические лидеры Мэриленда “непосредственно ощутили дыхание ужаса и неопределенности”. Угроза народного восстания постоянно маячила перед их взором, а страх перед выступлением низов определял тактику господствующего класса.

Характеризуя принятую в Мэриленде Конституцию, Д.Мейн назвал его “противоречивым документом”, так как она ставила целью обеспечить “сбалансированное” управление и контроль над “волей народа” в соответствии с политической концепцией вигов.

В результате работы мэрилендского конвента в августе - сентябре 1776 года была принята Конституция, дополненная затем в ноябре декларацией прав.

По данным Р.Хофмана при колониальном режиме вследствие высокого имущественного ценза 90% взрослого мужского населения лишены были права занимать выборные должности. Существовали такие серьезные ограничения на право участвовать в выборах. Говоря о целях политических лидеров, представителей “народной партии”, которая возглавила работу по созданию нового правительства Мэриленда и выработке новой конституции, Р.Хофман отмечал: “чего они действительно хотели, так это общества порядка, управление которым оставалось бы в руках богатых и знатных людей”.

При выборах делегатов в конвент, который принимал конституцию, политические лидеры  Мэриленда были единодушны в том, что участвовать в голосовании могут только лица, имеющие достаточный имущественный ценз. Руководители Мэриленда добились в высшей степени консервативной конституции, которая закрепила власть за крупными плантаторами.   

Правящая верхушка подготовила отчет, что конституция еще не является гарантией общественного спокойствия. По всей территории Мэриленда прокатились волнения. Опасения подтвердились - ситуация накалялась, в результате чего параллельно с обсуждением конституции конвент рассматривает Декларацию прав, для того, чтобы смягчить народное недовольство.

Для укрепления положения верхушки, ассамблея одобряет два законодательных акта: об изменении налоговой системы и о правилах оплаты долгов, которые удовлетворяли в известной мере требования низов.

Виргиния - первой из американских колоний приняла конституцию, став самостоятельным штатом еще до провозглашения Декларации независимости США. 18 июня 1775 года виргинский конвент одобрил Декларацию, провозгласившую право на жизнь, свободу и собственность. Декларация штата установила, что основой новой власти является принцип народного суверенитета, что законы могут приниматься и отменяться только “представителями народа”, избранными в ассамблею. Она провозгласила свободу печати, вероисповедания и право решения споров в суде присяжных. Проект Декларации был предложен богатым виргинским плантатором и общественным деятелем Джорджем Мейсоном.

29 июня 1776 года одобрена виргинская конституция. Она носила умеренный характер, отражая настроения участников конвента, большинство из которых были плантаторами, не имевшими “ни малейшего желания вести дело к политической и социальной революции” (по словамД.Малоне).

За Виргинией одобрила Декларацию прав и конституцию Пенсильвания.

Всего лишь 4 штата провозгласили в 1776 году Декларацию прав, остальные ограничились принятием конституций, включив, правда, в них положения о правах человека.

Пенсильванская Декларация прав и конституция были, пожалуй, самыми демократичными из всех Деклараций прав и конституций того времени. “Именно в Пенсильвании самые радикальные идеи в отношении политики и конституционной власти, провозглашенные революцией нашили свое отражение”. Это объяснялось в значительной мере тем, что избранный для выработки конституции пенсильванский конвент по своему составу был гораздо более  демократичным, чем в Виргинии и других штатах. В нем были достаточно широко представлены мелкие и средние собственники “внутренней страны”. Принцип “не нарушить прав частной собственности” соблюдался свято. Но в рамках буржуазно-демократических норм пенсильванская конституция оказалась самой радикальной конституцией революционной эры.

Пенсильванская Декларация прав повторяла многие положения Виргинской Декларации прав, составители, несомненно, заимствовали некоторые положения, но пенсильванская Декларация прав пошла гораздо дальше. Это касалось таких вопросов, как: свобода религиозного вероисповедания, право собраний и свободу слова, право подачи петиций с жалобой на действия властей.

Рассмотренные примеры дают достаточное представление о том, как протекал процесс становления новой власти.  Следует заметить, что в Род-Айленде и Коннектикуте сохранился прежний порядок, основанный на старых королевских хартиях. В остальном, процесс становления новой государственной власти протекал без существенных отклонений от описанных Виргинии, Пенсильвании и Мэриленда, за исключением Массачусетса, где вокруг вопроса о принятии новой конституции шла долгая и острая борьба.

Колония Массачусетс задавала тон в антибританском движении, а ее столица Бостон по праву считается колыбелью американской революции. Здесь произошли события. Ставшие истоком провозглашения независимости. Именно Массачусетс наряду с Виргинией выдвинул тех людей, которые стали во главе США. Их усилиями формировалось правительство и новые политические институты. Однако, конституция Массачусетса, как это ни странно, оказалась весьма умеренной. Она отражала, в первую очередь, интересы имущих слоев, стремившихся установить контроль над патриотическими организациями и освободительным движением в целом. В ходе обсуждения проект конституции на конвенте развернулась острая дискуссия между представителями западных и восточных районов. И хотя по ряду вопросов было достигнуто компромиссное решение, практически ни 1 из сторон оно не удовлетворило. Особенно решительный отпор конституции был дан в 1778 году западом. Главный объект нападок - высокий избирательный имущественный ценз, а также, отсутствие гарантий оплаты путевых расходов депутатам удаленных западных районов, следовавших к месту заседаний на восточном побережье. В целом результаты таковы, что при голосовании в соотношении 5 к 1 высказались против ратификации . конституция вызвала явное разочарование и на востоке штата, хотя ее условия были более благоприятны для жителей восточных районов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.