Рефераты. Философское мировоззрение


Общая характеристика экзистенциализма

Философия М.Хайдеггера занимает особое место в философии ХХ века. "Хайдеггер никого не оставляет равнодушным. Знакомство с его текстами порождает весьма пеструю картину реакций - от восторженного почитания и желания подражать до возмущенного неприятия и категорического отталкивания" [7; 69].

Идеи Хайдеггера самым серьезным образом повлияли на развитие философии II половины ХХ века, на всю совокупность гуманитарного знания в целом. Ему удалось нащупать "пульс времени" ХХ века, который обозначил центральные проблемы философии - проблемы Духа и духовности, пропущенные сквозь призму проблем бытия, культуры, цивилизации, мышления, истины, творчества, личности. Но его философию нельзя понять без знакомства с понятийным аппаратом Э.Гуссерля.

Эпиграфом к философии Хайдеггера, как ни к кому другому, могут служить слова Фауста относительно первой фразы "Евангелия от Иоанна": "вначале было слово", в переводе Б.Пастернака.

"Вначале было Слово?" С первых строк Загадка. Так ли понял я намек? Ведь я так высоко не ставлю слова, Чтоб думать, что оно всему основа. "Вначале Мысль была". Вот перевод. Он ближе этот стих передает. Подумаю, однако, чтобы сразу Не погубить работы первой фразой. Могла ли мысль в созданье Жизнь вдохнуть? "Была вначале Сила". Вот в чем суть! Но после небольшого колебанья Я отклоняю это толкованье. Я был опять, как вижу, с толку сбит: "Вначале было Дело" - стих гласит.

Хайдеггера можно считать классиком экзистенциальной философии и философской герменевтики, серьезный вклад он внес в учение феноменологии, даже философского мистицизма,- на этой основе можно выделить четыре этапа его творчества. И все-таки, прежде всего, Хайдеггер экзистенциалист: он продолжает воспевать Человека и Его Бытие даже тогда, когда порывает с экзистенциализмом. Бытие Человека - это Дело жизни для Хайдеггера [5; 319-326]. Учитывая все противоречия, имевшие место между Хайдеггером и современниками-экзистенциалистами, можно утверждать, что Хайдеггер - экзистенциалист по духу своему. Вслед за представителями "философии жизни", особенно С.Кьеркегором, он развивает идею о принципиальной недоступности для мысли, заключенной в традиционный понятийный каркас, истинного бытия человека - экзистенции, а потому отказывается от традиционного категориального аппарата философии, который складывался с начала XVII века, со времен Ф.Бэкона и Р.Декарта.

Учение о сущности человека и понятие экзистенции

Человек, считает Хайдеггер, это "сущее, существующее способом экзистенции... Только человек экзистирует". Скала, дерево, лошадь, ангел, бог существуют, но они не экзистируют. Это не значит, продолжает Хайдеггер, что человек - действительно сущее, а все остальное - недействительно, кажимость или человеческое представление.

"Предложение "Человек экзистирует" означает: человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии. Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном" [1; 32]. Причем специфика сознания человека состоит в том, что оно (сознание) предполагает экзистенцию в качестве essentia человека, т.е. в качестве сущности. Сущность человека понимается Хайдеггером как "то, в качестве чего человек существует, пока он человек" [Там же].

Итак, сущность человека в его качестве как человека. Сущностное качество человека отлично, как считает Хайдеггер, от самости человека. (Здесь уместно вспомнить, что Хайдеггер был учеником Гуссерля, а последний принципиально разводил феномен и явление.) Самость человека - это качество человека как сущего, как явления, но не человека как сущности. Самость человека - это первое определение человека. Экзистенция - феномен человека,- качество человека как сущности.

Человек - это редкое существо, если посмотреть его процентное соотношение с биомассой, со всем живым на Земле. Но редкость человека не только в малом удельном весе. Редкость заключается в том, что человек старается не думать о том, почему он думает.

Хайдеггер описывает современную ситуацию: человек старается отмежеваться от вопросов: почему бытие есть, а не отсутствует? в чем суть бытия? каково истинное бытие? Это не значит, что человек не догадывается об этом. Наоборот, догадывается, но старается не думать. Человек как паук плетет сеть научных понятий и концепций, все полнее овладевая миром, вырабатывая все новые способы устройства в нем и обустраивания себя. Окружающий человека мир превратился в одни названия, бытие как бы исчезло.

"При определении человечности человека как эк-зистенции существенным оказывается не человек, а бытие как экстатическое измерение эк-зистенции" [5; 331]. Именно бытие является предметом философии; современную же философию нельзя и назвать философией, поскольку она своим предметом сделала мета-физику и рассуждает только о fusic'е (=природе), о сущем. Из бытия, о котором говорили древние, так называемые "философы" сделали сущее. Человек забыл о смысле жизни, а "осмысление есть мужество ставить под вопрос прежде всего истину собственных предпосылок и пространство собственных целей" [1; 41, а так же: 3; 95-97]. Обратим внимание, что предметом беспокойства у Хайдеггера являются предпосылки и цели человека,- здесь и будет разворачиваться "главное действо".

Зауважимо, що в марксизмі основне питання філософії було одне: єдність мислення і буття, матеріального та ідеального. Всі інші вирішуються залежно від нього. Але оскільки воно далеко не вичерпує всієї філософської проблематики, то й слід розглядати його як принцип, бо він виконує певну функцію стосовно інших положень. За своїм змістом принцип є таке ж основне питання філософії, як і інші.


Основне питання філософії. Основне питання волюнтаризму.




Основне питання філософії: що первинне: ідея чи матерія, та чи відповідає наше знання про світ самому світові?


Волюнтаризм вважає, що первинна ідея, світова воля, вторинна матерія і третинна свідомість, суб’єктивна воля людини. Тобто, дійсно, матерія передує свідомості, на основі чого і побудовано весь матеріалізм, не помічаючи, що світова воля передує матерії. Які докази такого рішення основного питання філософії? Вони осягаються інтуїтивно; довести ж це емпірично, логічно наука на сучасному рівні розвитку поки що не здатна.


Чи пізнається світ? – друга частина о.п.ф. Світ пізнається. Інтуїція – спосіб безпосереднього пізнання світу. Після інтуїтивного пізнання приходять логічні, емпіричні доведення у відповідності з розвитком науки.


Таким чином, о.п.ф. в її класичному формулюванні вважається волюнтаризмом вирішеним і таким, яке вже не є основним питанням в філософії.


Замість вирішеного класичного основним питанням в філософії волюнтаризм вважає друге птиання, яке для запобігання плутанині, назвемо основним питанням волюнтаризму: чи потрібно людині підпорядковувати свою суб’єктивну волю, свідомість світовій волі, світовому розуму?


В залежності від розв’язку цього питання філософи розподіляються на об’єктивних (варто) та суб’єктивних (не потрібно) волюнтаристів.
К ОСНОВНОМУ ВОПРОСУ ФИЛОСОФИИ И ПРОЧИМ ДОГМАМ И АКСИОМАМ.   

 



      Основным вопросам философии принято считать вопрос: «Что первично? Материя или Сознание?». Однако, следует отметить, что такая формулировка скорее относится к чисто европейским, классическим философским школам. При этом, абсолютно, игнорируются философские учения и концепции других народов мира. А этих учений на самом деле великое множество и в них данный вопрос далеко не всегда является основополагающим.


      Философские учения Востока, учения народов Китая, Тибета и Индии, учения индейских племен Америки существенно отличаются от общепринятых научной философией «норм». Правда, довольно странно называть классическую философию наукой. Скорее, научными можно назвать именно нетрадиционные философские учения, поскольку они более последовательно пытаются позиционировать место человека и человечества в мироздании, определить взаимосвязь с окружающей действительностью.(Автор не берется углубляться в детальное обсуждение нетрадиционных философий, а советует читателю обратиться к первоисточникам. Благо сейчас с ними нет проблем.) В то время, научная философия до сих пор блуждает в только ей понятных формулировках, по сути, являясь наукой для самой себя.


      А на самом деле, насколько существенен этот вопрос в классической формулировке? Скорее всего, нет. Например, мучает ли Уважаемого Читателя вопрос «Сколько было любовников у Клеопатры?» Наверно не особо.


      По своей сути эти вопросы схожи, поскольку они оба бессмысленны. Мы никогда не сможем найти ответ ни на один из них с абсолютной точностью. Безусловно, понятно, что материя и сознания неразрывно связаны друг с другом. Без существования материи не может быть сознания и наоборот.


      Согласно мнению автора, все процессы, проистекающие во вселенной, конечны и имеют свое начало и, соответственно, конец. Также, в течении этих процессов, помимо просто законов физики, существует некая организующая составляющая, которая поддерживает эти процессы в стабильном состоянии равновесия, и не дает материи распасться на элементарные частицы. По сути, все процессы во вселенной подчиняются закону сохранения энергии и являются той или иной формой энергетического проявления.


      Наиболее целесообразно считать, что материя и сознание возникли одновременно и существуют в тесной взаимосвязи друг с другом. (Вопрос происхождения вселенной будет рассмотрен в статье «Происхождение мира».) Материя поддерживает существование сознания, а сознание организует материю таким образом, чтобы она находилась в равновесном состоянии. В данном случае имеется в виду, конечно, не сознание сторожа Дяди Васи, а вселенское сознание, представляющее собой определенную энергетическую сущность. Назовем эту составляющую «энергетическим сознанием» или ЭС. (Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в статье «Энергетическое сознание вселенной»).


      Читатель, конечно, может подвергнуть сомнению, что материя во вселенной находится в состоянии равновесия. Ведь, на самом деле, происходят взрывы звезд, планет и иные природные катаклизмы. Да это так. Но закон сохранения энергии следует рассматривать именно в масштабах вселенной, как в замкнутой системе. Именно, в силу замкнутости или «конечности» вселенной ее суммарный энергетический потенциал стремится к нулю, то есть к равновесному состоянию, а все трансформации, происходящие во вселенной, есть переход вещества и энергии из одного состояния в другое. (Более подробно по этому вопросу в статье « Происхождение мира»).


      А как же тогда быть с утверждением, что вселенная бесконечна, да и с самим понятием бесконечности? Это скорее психологический вопрос. Нам просто не хочется верить в то, что не существует чего-то бесконечного. Познание природы и физические законы доказывают, что все процессы проистекающие вокруг нас конечны. Просто некоторые процессы могут длиться настолько долго, что оценить длительность их течения не представляется возможным, по крайней мере, современными научными методами.


      Таким образом, можно сделать вывод, что бесконечность это такое же мало значимое понятие, как и основной вопрос философии.


      А насколько вообще незыблемо понятие нормы или аксиомы. Приведем несколько простых, но довольно эффектных примеров.


      Пример №1. Все мы с детства привыкли, что прямая, это некая линия начинающаяся не пойми где, да и заканчивающаяся не пойми как. Возьмем лист бумаги или лучше полоску ленты для заклейки окон. Нарисуем на нем продольную линию от одного конца до другого. Что у нас получилось? Вроде бы прямая. Теперь соединим противоположные концы листа, так чтобы концы линии совпадали. Что у нас получилось – замкнутая линия или попросту окружность. Теперь представьте себя ничтожно малой точкой, находящейся на этой прямой. Двигаясь по этой линии, в плоскости листа или полоски, вам может казаться, что она является бесконечной прямой, хотя на самом деле это совсем не так.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.