Видным представителем вольфианской просветительской философии в свой ранний, «докритический» период выступает Иммануил Кант (1724 - 1804) . В его творчестве можно проследить определенную эволюцию от проблем естествознания и общей «метафизики» к проблеме человека. Прежде чем поставить общие фундаментальные вопросы о предназначении человека, о его сущности. Кант обращается, казалось бы, к частным темам – к грезам духовидца Свёденборга, к миру человеческих чувств, к оценке национальных особенностей людей.
Эволюция раннего Канта протекала под влиянием Руссо. Книгам французского просветителя он был обязан освобождением от предрассудков кабинетного ученого. Его интересуют теперь многие вопросы собственно человеческого существования. Реальный мирской человек все больше завладевает его вниманием. Кант обнаруживает, что это весьма интересный объект философской рефлексии. Поворот к антропологическим сюжетам он рассматривает как своего рода революцию в мышлении.
Таким образом, можно сказать, что немецкое Просвещение, одушевленное пафосом историзма, органического развития, рассматривающее движение человека к совершенству как неизбежный закон социальной динамики, обозначило ряд важнейших вех на пути к поискам индивидуальности, к созданию философской антропологии как самостоятельной области философского знания.
Своеобразие социально-политических условий Германии и Италии XVII–XVIII вв. определило сочетание в политико-правовой идеологии этих стран умеренно прогрессивных в идеологической и консервативных в политической сфере теорий.
Просветительские идеи вылились преимущественно в абстрактные теоретические построения и практически приспосабливались к существующему политическому устройству Конечно, освобождение государственно-правовой теории от теологической оболочки, восприятие идеи о государстве как общем благе, обоснование ссылками на естественное право идей свободы личности, вероисповедания, убеждений и (особенно у Беккариа) гуманизма было выражением назревших потребностей общественного развития.[60]
И все же выше допустимости пассивного сопротивления существующей государственной власти и весьма умеренной критики режима полицейского государства немецкая политическая мысль в то время не поднялась. Более того, с укреплением княжеского абсолютизма в немецких землях в политической мысли появилась его апология.
Аналогично этому даже у наиболее передового из рассмотренных мыслителей – Беккариа, чьи заслуги в развитии уголовно-правовой теории того времени были громадны, гуманистические надежды на совершенствование общих условий жизни и законодательства связывались опять-таки с просвещенным монархом.
В заключении работы считаю необходимым отметить, что все просветители стремились воздействовать на общество, изменив массовое сознание, «мнения». Мнение правит миром, говорили Вольтер, К. Гельвеций и Ш. Монтескье. «Исправьте мнения людей, и нравы их сами собой сделаются чище», – говорил Ж.-Ж. Руссо. В прошлом в мнениях людей царили полное невежество и предрассудки. Мнения формируются в социально-политической среде и в свою очередь влияют на взгляды воспитателей-идеологов (философов, художников, педагогов). «Воспитатели» формируют взгляды правителей, те же, издавая законы, влияют на общественную среду. Общество может оказаться либо расширенным воспроизводством невежества, либо – торжеством просвещения, поскольку ошибка может прокрасться в любое звено цепи. Причиной ошибок могут быть климат, случай, рост народонаселения. Во избежание ошибок воспитание должно быть не домашним, а публичным, открытым, государственным. Ограниченность Разума Просвещения, предоставленного самого себе, начала проявляться уже в XVIII веке. Иррациональные измерения действительности начинают подчинять себе разум. Разум природен, но природа, история иррациональны, абсурдны, античеловечны. Человек уже не может «покориться природе». Современный французский писатель А.Моруа писал: «Современные писатели открыли, что наш мир абсурден. Но все, что можно было бы сказать по этому поводу, уже сказано, и очень умно, Вольтером в «Кандиде»…
Свою классическую форму культура Просвещения обрела во Франции. Вольтер (Франсуа Мари Ариэ), Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Лерон д'Аламбер, Жюльен Офрен де Ламетри, Жан-Жак Руссо, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеции, Мельхиор Гримм — вот только некоторые, самые известные имена из блестящей когорты французских просветителей. Это люди, которые имели мужество пользоваться, своим собственным умом открыто, публично в стране, которая оставалась одним из самых крепких оплотов средневековья в Европе. Здесь король мог сказать: «Государство — это я», поскольку уже около ста лет не собирались Генеральные штаты (собрание представителей дворянства), а буржуазия, игравшая все более заметную роль в экономике страны, вообще не имела политических прав. Не имело их и крестьянство (23 из 25 млн чел. населения страны). Католическая церковь, устоявшая перед натиском Реформации, приговаривала к галерам, порола и даже казнила протестантов. Всякое печатное и устное слово подвергалось цензуре, парижский парламент запрещал и одну за другой сжигал книги передовых мыслителей. Крестьяне нищенствовали и вымирали от «народной болезни» (так называли голодную дистрофию). «Мы приближаемся к эпохе кризиса, к веку революций», — писал Руссо в 1767 г. Прежде чем началась Великая французская революция, она совершилась в умах людей. Философы говорили о революции как о крайне опасной и крайне нежелательной перспективе, но вольно или невольно они готовили Францию к штурму Бастилии. Просвещение свидетельствует, что слово философа способно иной раз превращаться в дело. Явление достаточно редкое для истории философской мысли.
Если в Англии, а позже и во Франции естественно-правовая доктрина стала идейным оружием в борьбе против феодального абсолютизма, теоретической основой лозунгов буржуазных революций, то в Германии она превратилась в средство рационалистического обоснования существовавшего режима и положительного права со скромными пожеланиями их совершенствования во имя общего блага.
Таким образом, эпоха Просвещения подарила миру основополагающие правовые и политические доктрины, являющиеся краеугольным камнем любого современного цивилизованного государственного и конституционного устройства – теории естественного права, правового государства, разделения властей, демократического политического режима, и другие.
1. Азаркин Н.М. Монтескье. – М., 1988.
2. Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. – Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. – М., «Мысль». 1997.
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.
4. Баскин М.Н. Монтескье. – М., 1975.
5. Беккариа Ч.О. преступлениях и наказаниях / Ч.О. Беккариа. – М., 1939.
6. Блинникова Л.В. Великие философы / Л.В. Блинникова. – М.: Логос, 1999.
7. Боботов С.В. Буржуазная социология права / С.В. Боботов. – М, 1978.
8. Верцман И.Е. Руссо. – М., 1976.
9. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. – Киев. 1994.
10. Вольтер. Бог и люди: В 2 т. – М., 1961.
11. Вольтер. Избранные произведения. – М., 1947.
12. Вольтер. Философские истории. – М., Пб., 1868.
13. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1963.
14. Гельвеций К. Соч.: В 2 т. – М., 1973 - 1974.
15. Даниленко В.Н. Политические партии и буржуазные государства. – М., Юрид. Литература. 1984.
16. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо / А.Т. Дворцов. – М: Наука, 1980.
17. Дидро Д. Соч.: В 2 т. – М., 1986 - 1991.
18. Длугач Т. Подвиг здравого смысла. – М., 1991.
19. Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право: историческое место и начало эволюции / С.А. Дробышевский. – Красноярск, 1991.
20. История государства и права зарубежных стран. Учебник. / Под ред. Жидкова О.А. и Крашенинникова Н.А.– М.: Норма- Инфра, 1999.
21. История политических и правовых учений: Учебник / Под общ. ред. акад. РАН B.C. Нерсесянца. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
22. История политических и правовых учений. Домаркссистский период. Под ред. Проф. О. Э. Лейста. – М.: Юрид. литература, 1991.
23. История политических учений. / Под ред. С.Ф. Кечекьяна. – М.: Юридическая литература, 1960.
24. История политических и правовых учений. – М.: Юрид. лит., 1983.
25. История политических и правовых учений. – М., 1988.
26. История политических и правовых учений. – М., 1991.
27. История политических и правовых учений. XVII - XVIII вв. – М.. 1989.
28. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. – М., Городец, 2000.
29. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. – М.: Акад. проект, 2000.
30. История политической мысли / Под ред. СИ. Мавроди. – М., 1991.
31. История политической мысли и современность. – М., 1988.
32. Источники по истории политических и правовых учений. – М., 1980.
33. Источники по истории политических и правовых учений. – М., 1981.
34. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность / А.И. Коваленко. – М., 1993.
35. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность / И.Ю. Козлихин. – СПб., 1993.
36. Козлихин И.Ю. Право и политика: историко-теоретический анализ концепций правления права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / И.Ю. Козлихин. – СПб., 1994.
37. Кузнецов В.Н. Вольтер. – М., 1978.
38. Кузнецов К.А. История философии права / К.А. Кузнецов. – Одесса, 1917.
39. Куликова С.Н. Либеральное политико-правовое учение конца XVIII-начала XIX вв. / С.Н. Куликова, М.И. Мирошниченко // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. – Кемерово, 1996. Вып. 1.
40. Ламетри Ж. Соч. – М., 1983.
41. Ледях И.А. Теория правового государства // Из истории политических учении / И.А. Ледях. – М., 1976.
42. Мировая энциклопедия биографий. В 12 томах. – Т. 2. – М.: Мир книги, 2002.
43. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1999.
44. Основы философии, в 2-х томах. / Под ред. В. И. Фролова. – М: Наука, 1993.
45. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995.
46. Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В 3 т. – М., 1961.
47. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. – М., 1998.
48. Философия. / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, и проф. В. П. Ратнокова. – М.: Юнити, 1998.
49. Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. – М., 1994.
50. Философия: Учебное пособие. / Под ред. проф. В. И. Кириллова. –– М.: Юристъ, 1999.
51. Французская революция и Просвещение. – М., 1989.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ФИЛОСОФСКО –ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ 18 ВЕКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Дипломная работа
Студентки 6-го курса заочного факультета
Юридического института
Тимошенко Светланы Михайловны
Допущена к защите: Научный руководитель:
«___»____________2006г. Канд. юрид. наук, доцент кафедры
Заведующий кафедрой Истории государства и права
Истории государства и права,
Канд. юрид. наук, доцент Будилина Татьяна Владимировна
Дорбышевский С.А.
Подпись_________________ Подпись_____________________
Защищена «___»_________2006г.
С оценкой____________________
Председатель ГАК
Подпись______________________
Красноярск 2006
[1] Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. – Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. – М., «Мысль». 1997. – С. 425.
[2] История политических и правовых учений. Домаркссистский период. Под ред. Проф. О. Э. Лейста. – М., Юрид. Литература., 1991. – С. 196.
[3] Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. – М., 1994. – С. 179.
[4] Длугач Т. Подвиг здравого смысла. – М., 1991. – С. 86.
[5] Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993. – С. 168.
[6] Философия: Учебное пособие. / Под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Юристъ, 1999.
[7] Основы философии, в 2-х томах. / Под ред. В. И. Фролова. – М: Наука, 1993. – Т. 1. – С. 394.
[8] Даниленко В.Н. Политические партии и буржуазные государства. – М., Юрид. Литература. 1984. – С. 76.
[9] Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В 3 т. – М., 1961. – Т. 2. – С. 103.
[10] История государства и права зарубежных стран. Учебник. / Под ред. Жидкова О.А. и Крашенинникова Н.А.– М.: Норма-Инфра, 1999. – Т. 2. – С. 104.
[11] Радугин А. А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. – С. 286.
[12] Философия: Учебник для вузов. - Ростов- н/Д.: Феникс, 1998. – С. 254.
[13] История политических учений. / Под ред. С.Ф. Кечекьяна. – М.: Юридическая литература, 1960. – С. 211.
[14] Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1963. – Т. 1. – С. 75.
[15] Философия. / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, и проф. В. П. Ратнокова. – М.: Юнити, 1998. – С. 274.
[16] Ламетри Ж. Соч. – М., 1983. – С. 214.
[17] Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1963. – Т. 1. – С. 88.
[18] Французская революция и Просвещение. – М., 1989. – С. 126.
[19] Философия. / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, и проф. В. П. Ратнокова. – М.: Юнити, 1998. – С. 279.
[20] Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1963. – Т. 1. – С. 96.
[21] Гельвеций К. Соч.: В 2 т. – М., 1973 - 1974.
[22] История политических и правовых учений. XVII - XVIII вв. – М.. 1989. – С. 162.
[23] Блинникова Л.В. Великие философы / Л.В. Блинникова. – М.: Логос, 1999. – С. 182.
[24] Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. – М.: ПРОСПЕКТ, 1996. – С. 215.
[25] Источники по истории политических и правовых учений. – М., 1981. – С. 95.
[26] История политических и правовых учений: Учебник./ Под ред. О. Э. Лейста, - М.:Юридическая литература, 1997. С.198.
[27] История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. – М.: Акад. проект, 2000. – С. 221.
[28] Блинникова Л.В. Великие философы / Л.В. Блинникова. – М.: Логос, 1999. – С. 196.
[29] История политических и правовых учений. – М., 1988. – С. 185.
[30] История политических и правовых учений: Учебник для вузов./ Под ред. д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянц. -М: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. – С. 237.
[31] Беккариа Ч.О. преступлениях и наказаниях / Ч.О. Беккариа. – М., 1939. – С. 68.
[32] История политических и правовых учений: Хрестоматш О.Э, Лейста. – М., Городец, 2000. – С. 214.
[33] История политических и правовых учений: Учебник / Под общ. ред. акад. РАН B.C. Нерсесянца. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. – С. 201.
[34] Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. – Киев. 1994. – С. 95.
[35] Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. – Киев. 1994. – С. 164.
[36] История политической мысли и современность. – М., 1988. – С. 264.
[37] Вольтер. Бог и люди: В 2 т. – М, 1961. – С. 125.
[38] История политических и правовых учений. – М., 1991. – С. 190.
[39] История политической мысли / Под ред. СИ. Мавроди. – М., 1991. – С. 176.
[40] Кузнецов В.Н. Вольтер. – М., 1978. – С. 113.
[41] Вольтер. Философские истории. – М., Пб., 1868. – С. 164.
[42] Вольтер. Избранные произведения. – М., 1947. – С. 132.
[43] Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1999. – С. 423.
[44] Ледях И.А. Теория правового государства // Из истории политических учении / И.А. Ледях, М., 1976. – С. 72.
[45] Азаркин Н.М. Монтескье. – М., 1988. – С. 58.
[46] Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность / И.Ю. Козлихин. – СПб., 1993. – С. 28.
[47] Козлихин И.Ю. Право и политика: историко-теоретический анализ концепций правления права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / И.Ю. Козлихин. – СПб., 1994. – С. 62.
[48] Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность / А.И. Коваленко. – М., 1993. – С. 38.
[49] Баскин М.Н. Монтескье. – М., 1975. – С. 165.
[50] Мировая энциклопедия биографий. В 12 томах. – Т. 2. – М.: Мир книги, 2002. – С. 192.
[51] Верцман И.Е. Руссо. – М., 1976. – С. 69.
[52] Источники по истории политических и правовых учений. – М., 1980. – С. 117.
[53] Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо / А.Т. Дворцов. – М: Наука, 1980. – С. 42.
[54] Куликова С.Н. Либеральное политико-правовое учение конца XVIII-начала XIX вв. / С.Н. Куликова, М.И. Мирошниченко // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. – Кемерово, 1996. Вып. 1. – С. 164.
[55] Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. – М., 1998. – С. 73.
[56] Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право: историческое место и начало эволюции / С.А. Дробышевский. – Красноярск, 1991. – С. 29.
[57] Боботов С.В. Буржуазная социология права / С.В. Боботов. – М, 1978. – С. 264.
[58] История политических и правовых учений. – М.: Юрид. лит., 1983. – С. 169.
[59] Кузнецов К.А. История философии права / К.А. Кузнецов. – Одесса, 1917. – С. 81.
[60] Куликова С.Н. Либеральное политико-правовое учение конца XVIII-начала XIX вв. / С.Н. Куликова, М.И. Мирошниченко // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. – Кемерово, 1996. Вып. 1. – С. 217.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10