Рефераты. Эволюция английского парламентаризма в 19-м - начале 20-го века

Широкое разочарование ограниченностью билля о реформе вызвало массовое движение в поддержку «Народной хартии», включавшей 6 основных пунктов: всеобщее избирательное право для взрослого мужского населения; равные избирательные округа; ежегодное переизбрание членов парламента; оплата труда парламентёров; тайное голосование; отмена имущественного ценза при выборах в парламент. В 1836 году в Лондоне была создана «Ассоциация рабочих», ставшая ядром «чартизма» - рабочего движения за всеобщее избирательное право. Политическую платформу движения составила хартия[13]. Неоднократно чартисты вносили в парламент петиции о «Народной хартии, но каждый раз палата общин отвергала их. Чартистское движение подкрепляло требования к парламенту массовыми демонстрациями и рабочими митингами[14].

«Чартизм» сотрясал Англию до 1848, его отзвуки чувствовались вплоть до середины 50-х годов. Он потерпел поражение, но показал всеобщую заинтересованность в справедливом представительстве, с которым связывались надежды на социальные преобразования. Буржуазия, стремившаяся к усилению политического влияния, использовала желание широких масс участвовать в формировании парламента, сделав ставку на расширение электората за счёт наиболее обеспеченной части рабочего класса, на голоса которых имела основание рассчитывать.

Проведённая в 1867 году вторая парламентская реформа окончательно уничтожила «гнилые» местечки, передав графствам 30 и городам 23 освободившиеся места. Новые избирательные правила существенно понизили имущественный ценз. Право голоса в городах получили не только владельцы домов и те, кто уплачивал 10 фунтов годовой арендной платы за жильё, но и все наниматели квартир, даже дешёвых, если они платили налог в пользу бедных. В графствах избирателями стали собственники и наследственные арендаторы земли с доходом не менее 5 фунтов в год, а также краткосрочные арендаторы, получавшие 12 фунтов стерлингов годового дохода. Реформа включила в число избирателей мелкую буржуазию, квалифицированных рабочих, зажиточных фермеров.

Регулируя, таким образом, распределение лиц, имеющих право участвовать в выборах депутатов, Акт о народном представительстве 1867 года довольно чётко выделял категории таковых, одновременно отменяя старые и вводя новые ограничения, менее жёсткие. Это, в конце концов, способствовало дальнейшей демократизации избирательной системы Англии.

В 1872 году либералы ввели на парламентских выборах тайное голосование, что было давним требованием демократических сил. Затем либеральная партия обеспечила проведение в 1884-1885 годах третьей парламентской реформы. Для жителей графств вводились такие же условия получения права голоса, как и для населения городов. Избирателями становились все, кто имел дом или платил за аренду квартиры не менее 10 фунтов стерлингов в год. К голосованию были допущены мелкие фермеры. Кроме того, реформа предусмотрела новое распределение избирательных округов примерно по 50 тысяч человек в каждом. Крупные города получили право посылать по нескольку депутатов в соответствии с числом жителей (Лондон стал избирать 52 депутата).

В результате проведения парламентских реформ смягчилась политическая напряжённость в обществе.

Ещё одним важнейшим следствием реформ явились изменения в составе избирателей. Первая парламентская реформа довела их до 670 тысяч, вторая позволила иметь 2 миллиона 500 тысяч, третья – 5,7 миллионов, что расширило социальную базу электората. Великобритания несколько приблизилась к осуществлению одного из важнейших принципов демократического государства, которым является участие народа в управлении путём волеизъявления на выборах. Но и при этом избирательное право не стало всеобщим. Возможность голосования связывалась не с личностью, а с владением домами. Их собственники могли быть избирателями во всех округах, где они удовлетворяли установленным правилам.

Допуск к избирательным урнам мелкой буржуазии, высокооплачиваемых рабочих, фермеров изменил облик палаты общин. С 1832 по 1901 года число депутатов парламента, имевших земельную собственность, уменьшилось с 464 до 198, а количество депутатов-финансистов, владельцев промышленных, транспортных и торговых предприятий возросло с 86 до 655. Реформы обеспечили политическое преобладание в нижней палате представителей буржуазии, тогда как лендлорды потеряли былое господство в ней.

В то же время наследственная верхняя палата ограничивала законодательную деятельность Палаты общин, имея возможность отклонить любой её законопроект. Это не соответствовало интересам буржуазии, которая не хотела больше мириться с привилегированным положением лендлордов. Укрепить политические позиции промышленной буржуазии и был призван проект перераспределения полномочий между палатами. Он вызвал ожесточённое сопротивление лордов. Только получив согласие Георга Пятого пополнить верхнюю палату сторонниками реформы, премьер-министр Асквит заставил лордов утвердить билль, получивший название «Акт о парламенте для определения отношений между палатой лордов и палатой общин и для ограничения срока полномочий парламента 18 августа 1911 года»[15]. Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонили предложенный правительством и утверждённый палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте предусматривал:

1.     Финансовый билль, принятый палатой общин, но неутверждённый верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом.

2.     Нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трёх чтениях, шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет.

3.     Введение жалованья депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты.

Получили объективную возможность претендовать на место в Палате общин люди без личного состояния – мелкая буржуазия, интеллигенты, рабочие.

Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом[16].

4.    Кризис парламентаризма в начале 20 века и принятие акта о парламенте 1911 года

В начале 20 века основная борьба между либералами и консерваторами развернулась по вопросу о тарифах. Консерваторы, тесно связанные с тяжёлой индустрией, требовали установления покровительственных пошлин с целью защиты от конкуренции со стороны Германии[17]. Кроме того, введение тарифов повысило бы (к выгоде лендлордов) цены на сельскохозяйственную продукцию.

Другие подразделения промышленности, особенно работавшие на экспорт (например, текстильная), были заинтересованы в сохранении свободной торговли. Эта отрасль являлась ведущей в Англии. Особенностью британской экономики был недостаток отечественного промышленного сырья и продовольствия для населения. Введение протекционистских пошлин вызвало бы гибель большинства отраслей английской промышленности.

Конфликт между либералами и консерваторами возник также на почве вопроса о пенсиях. Особенно острые разногласия имели место в 1910 году, после того, как палата общин приняла новый бюджет. Находившаяся под контролем консерваторов верхняя палата отвергла его.

Сопротивление консерваторов дало возможность либеральному кабинету урезать полномочия верхней палаты. С этой целью правительство предоставило знаменитый парламентский билль, существенно ограничивший конституционные права лордов.

Палата лордов, большинство членов которой было непосредственно заинтересованно в проведении протекционистской реформы, решила бороться до конца. Однако некоторые вожди консервативной партии (в их числе лидер партии Бальфур и лидер консерваторов в палате лордов Лэнсдаун) прекрасно понимали, что в создавшейся ситуации «борьба до конца» означает полнейшую компрометацию не только палаты пэров, но и вообще консервативной партии в глазах избирателей.

Король Георг Пятый безуспешно пытался решить эту проблему, обсуждая её с лидерами Либеральной и Консервативной партии[18]. В конце концов король согласился произвести столько либеральных пэров, чтобы они смогли поддержать билль в палате лордов, основываясь на убеждении, что его действия – это те, которые ждёт от него народ. В декабре 1910 года произошли генеральные выборы. Неожиданно закон был принят 131 голосом против 114. Палата лордов предпочла потерять часть своих полномочий, но не получать 250 новых пэров.

Акт о парламенте 1911 года устанавливал, что если финансовый билль, принятый палатой общин и отосланный по крайней мере за месяц до окончания сессии в верхнюю палату, не будет в течение месяца принят последней без поправок, он становится законом после утверждения короной, хотя бы палата пэров и не дала на него своего согласия. На спикера палаты общин возлагалась обязанность удостоверять, что указанный законопроект является финансовым.

Члены палаты общин стали получат жалованье (400 фунтов стерлингов в год). С тех пор депутаты трудились уже не общественных началах, а имели основной источник дохода в парламенте, то есть превратились в государственных служащих. В их прямую обязанность входило «надзирать за своими слугами и за окопавшимися бюрократами»[19].

Продолжалась практика пожалования званий пэров. Ллойд Джордж путём продажи титулов получил 3000000 фунтов стерлингов для нужд своей либеральной партии[20]. Титулы обрели десятки политических деятелей, банкиров, коммерсантов.

Права палаты лордов были урезаны и в законодательстве по нефинансовым публичным биллям. Если в течение трёх последовательных сессий парламента (не обязательно одной и той же легислатуры) принимаемый палатой общин законопроект будет отвергаться палатой пэров, он всё равно вносится в книгу статутов Великобритании. Но для этого необходимо, чтобы между вторым чтением билля во время первой сессии и третьим его чтением на третьей сессии прошло 2 года. Таким образом, верхняя палата теперь могла затянуть на два года принятие неугодного её закона, но не отвергнуть его.

Лорды ещё пытались иногда использовать своё право на отклонение биллей. В 1912 году они саботировали принятие закона о гомруле для всей Ирландии, задержав его на 10 лет. В результате Ирландия оказалась разделённой

5. Возникновение партии лейбористов

 

labour (англ.) – труд, работа


Нарастающее недовольство политикой правящих кругов и бедность рабочего класса приводило к тому, что полтора миллиона привилегированных рабочих ещё более дорожили своим обеспеченным положением. Эволюция экономики Англии делала неизбежной обострение борьбы двух тенденций в рабочем движении – революционной и оппортунистической.

В период кризиса 1885-1886 годов впервые за долгие десятилетия с массовых демонстраций безработных начинается активное движение самой низкооплачиваемой прослойки общества – пролетариата. Толпы людей, которые в течение долгих месяцев не могли найти применения своим силам, что было связано с утратой Англией торгово-промышленной монополии, стали собираться на окраинах Лондона, делиться своими горестями, слушать ораторов, в число которых входили социалистические агитаторы. Они пытались объяснить массам причины создавшегося положения, призвать их к активной борьбе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.