Рефераты. Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г.

Наконец, следует указать на создание титулованной аристократии - меры, осуществленной, как это ни странно, в плане подготовки конституционного правле­ния. Титулами князей, маркизов, графов, виконтов и баронов, заимствованными у Европы, были наделены представители старой феодальной знати и немногие из представителей чиновного самурайства, выдвинувшихся в ходе революции (всего 500 человек).

Таким образом была создана наследственная и "непоколебимая" палата пэров - оплот японского консерватизма.

 

8. Разработка и принятие Конституции Японии 1889г.

Обещание созвать в 1890 г. парламент, прозвучавшее в императорском указе от 12 октября 1881 г., заметно оживило политическую обстановку в стране. В самые кратчайшие сроки были сформированы политические партии — либеральная и конституционных реформ. Они отражали в основном интересы помещиков, средней части буржуазии, мало связанных с правительственными сферами и надеявшихся добиться хоть небольшой, весьма умеренной либерализации существовавшего строя, при котором в правительстве доминировала клика выходцев из княжеств Сацума и Тёсю. Примечательно, что, в отличие от европейских стран, политические партии в Японии были сформированы не после, а до появления парламента.

В 1882 г. за рубеж была отправлена правительственная миссия во главе с одним из наиболее консервативных деятелей Ито Хиробуми для изучения конституционного опыта европейских стран. Через полтора года Ито вместе со спутниками вернулся на родину и, затворившись на своей загородной вилле, в полном секрете от общественности начал работу над проектом Конституции Японии.

Он исходил из принципа, что, так как в Японии нет «объединяющей религии», подобно западному христианству, то центром конституционного правления должна стать императорская династия, олицетворяющая государство и нацию. За образец им был выбран самый реакционный вариант — Конституция Пруссии. Но прежде чем проект был предложен на рассмотрение правительства и императора, пришлось провести некую подготовительную работу, чтобы исключить возможность хотя бы малейшей радикализации планируемого парламента.

Ø                  Во-первых, либерализм выборной нижней палаты было решено изначально ограничить безусловным консерватизмом верхней, назначаемой. Для этого в 1884 г. в стране был создан институт пэров и установлены аристократические титулы (князь, маркиз, граф, виконт и барон), которыми наделялись бывшие даймё, придворная знать и некоторые наиболее ревностные сторонники трона.

Ø                  Во-вторых, произошла реорганизация правительства по европейскому образцу. Первый кабинет министров Японии, возглавленный Ито Хиробуми, состоял из 10 человек — премьера и 9 министров (8 из них были выходцами из консервативных кругов). Кроме того, из Токио власти выслали около шестисот представителей оппозиции. Наиболее радикальные из них были посажены в тюрьму.

Подготовка Конституции Мэйдзи была закончена лишь к 1888 г. Проект решили не выносить на широкое обсуждение, как этого добивалась оппозиция, а рассмотреть на Тайном совете, созданном при императоре и состоявшем из 12 представителей бывшей феодальной аристократии, в основном из княжеств Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн. Тайный совет возглавил все тот же Ито Хиробуми, отказавшийся ради этого от поста премьер-министра. Около полугода Тайный совет за закрытыми дверями занимался шлифовкой текста Конституции. Наконец в ноябре 1888 г. она была зачитана императором во дворце в присутствии членов правительства, высших сановников и иностранных представителей. И лишь 11 февраля 1889 г. во исполнение обещания император «дарует» своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам.

Дата для этого была выбрана не случайно. 11 февраля Япония отмечала Кигэнсэцу — памятную, но весьма условную дату восшествия на престол в 660 г. до н.э. легендарного императора Дзимму. Само появление в Японии Конституции, предусматривавшей открытие парламента, конечно же, можно рассматривать как событие почти революционное. Хотя при ближайшем рассмотрении оказалось, что если император и поступился своими правами в пользу народа, то крайне незначительно. Основным принципом, пронизывающим всю систему Конституции Мэйдзи, является принцип суверенитета династического монарха (династия «непрерывна на вечные времена») — императора, имеющего божественное происхождение. В Конституции император был провозглашен священным и неприкосновенным.

Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями.

Ø      императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной;

Ø      император обладал правом объявлять войну и мир;

Ø      заключать международные договоры;

Ø      вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил;

Ø      в сфере гражданского управления - определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц.

Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-президента (премьера) и по его представлению всех остальных министров. Кабинет министров нес ответственность только перед императором. Его не могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был предусмотрен конституцией, ни отставка отдельных министров, поскольку законодательство не предусматривало коллегиальной ответственности министров, ни отклонение парламентом бюджета, так как конституция разрешала в этом случае применение бюджета предшествующего года.

А вот права подданных, например свобода слова, переписки, печати, собраний и союзов, были прописаны в Конституции гораздо скромнее, с постоянной оговоркой: «...в пределах, установленных законом».

Столь же урезанными были и возможности, открывшиеся перед будущими парламентариями. По своей структуре парламент был определен двухпалатным. Каждая палата имела право высту­пать с представлениями правительству, "касающимися за­конов и другого рода предметов", но ст. 71 Конституции за­прещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Для решения во­просов в палатах требовалось абсолютное большинство го­лосов.

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата из­биралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не полу­чили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Срок полномочий нижней палаты опре­делялся в 4 года, верхней — в 7 лет.

Верхняя палата пэров состояла из:

1) принцев императорской фамилии;

2) титулованной аристократии: всех князей и маркизов и представителей от графов, виконтов и баронов;

3) депутатов, назначаемых императором "за заслуги перед государством";

4) представителей императорской академии наук;

5) выборных представителей, избираемых лицами, платящими высший прямой поземельный налог или высшие торговые и поземельные пошлины.

Влиятельность ее была гораздо выше, чем у нижней палаты представителей.

Депутаты нижней палаты - палаты представителей - избирались на основе высокого возрастного, имущественного ценза. В первых выборах участвовал 1 % населения, что следует считать нормальным для общества, еще не подготовленного к демократическим процедурам. Нижняя палата имела право законодательной инициативы.

Фактически у японского парламента отсутствовал и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как конституция не предусматривала ежегодного пар­ламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюд­жет предыдущего года. Кроме того, ст. 68 Конституции пре­дусматривала постоянный расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы "для осущест­вления правомочий самого императора" и для расходов, "свя­занных с обязательствами правительства". Расходы прави­тельства без согласия парламента могли быть узаконены и самим императором. Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к разряду "секретных". О силе императорской власти говорит отсутствие в Конституции понятия «вотум недоверия».

Конституция определила также права кабинета министров и назначаемого императором Тайного совета, ответственных только перед троном и никак не зависящих от парламента - они могли собираться на заседания не по собственному усмотрению, а лишь по повелению императора. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. За парламентом не признавалось право проводить расследования или давать оценки ответам правительства на парламентские запросы. Министры были при­званы лишь "подавать совет императору"

Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Однако, император мог издавать обязательные для исполнения указы по любому поводу, не консультируясь с парламентом, а законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона.

Таким образом, конституция 1889 г. носила формальный характер при чрезмерном значении императора. Крайняя консервативность сочеталась в ней с крайней прогрессивностью. По ней формально в стране существовал строй дуалистической монархии, а на деле - крепостной, варварский абсолютизм, прикрытый конституционным "приличием". Слабость парламента и демократических институтов привела к захвату власти военщиной, милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима.

Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии идет по пути милитаризации государства. В 1889 году император установил, что все наиболее зна­чимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя прави­тельство, даже военного и морского министров. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях - Тайный совет и генро:

Ø                  Тайный совет, состоящий из пре­зидента, вице-президента и 25 советников, назначался импе­ратором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать госу­дарственные дела по запросам императора. Фактически ка­ждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений.

Ø                  Внеконституционный орган Генро, оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

В 1895г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым силовые структуры получили дополнительную возможность давления на правительство и парламент.


9. Судебная реформа.


В 1880 году серьезные новшества коснулись судебного ве­домства. С помощью иностранных консультантов были созданы и введены в действие уголовный и уголовно-процессуальный кодек­сы, копировавшие западноевропейские образцы.

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Статья 60 Конституции предусматривала создание особых, административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии, согласно ст. 16 Конституции, принадлежало императору, так же как и замена наказания по суду.

Конституция ограничила компетенцию судов общей юстиции рассмотрением гражданских и уголовных дел, то есть административные дела были вне их компетенции. В области внутригосударственных нововведений наиболее важной была реорганизация на европейских началах судебной системы.

По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 аппеляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая аппеляция и разъяснение законов. Из судей апелляционных судов и Большого суда право­судия образовались коллегии административных судов.

Закон в соответствии с конституцией формально за­крепил принцип несменяемости и независимости судей предусмотрев возможность смещения, понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом же году был принят Закон о дисципли­нарной ответственности судей. Для замещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, успешно сдавшие соответствующие экзамены и прошедшие испытательный срок службы в органах прокуратуры и суда в течение трех лет.

Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра юстиции, обес­печивающего общий административный надзор за японским правосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и административные посты.

Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со шта­том местных прокуроров, подчиняющихся строгой суборди­нации. К прокурорам предъявлялись те же квалификаци­онные требования, что и к судьям, на них также распро­странялся контроль министра юстиции, которому принад­лежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам. Был создан Высший публичный департамент прокуратуры. Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На прокуратуру возлагалось:

Ø                  руководство предварительным расследованием;

Ø                  поддержание обвинения в суде;

Ø                  опротестование приговоров и осуществление надзора за судами.

В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс. Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности.

В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвока­ты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрис­дикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дис­циплинарной ответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения, "правоохранительная" система Японии еще долго оставалась репрессивным при­датком имперской власти.

В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.

10. Политические партии.

Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии относится к 1881 г. Она была названа "дзиюто", что означает "либеральная партия". К ней примыкали умеренно настроенная часть крестьянства и мелкие собственники. В 1898 г. императорское правительство, умудренное опытом парламентского правления, решило превратить дзюито в полуправительственную партию. В 1900 г. партия была переименована в сейюкай ("ассоциация политических друзей"). Членами ее могли стать депутаты парламента, чиновники местных органов власти, главы торговых палат, председатели акционерных обществ с капиталом не ниже 50 тыс. иен, директора банков, капитал которых превышает 100 тыс. иен, адвокаты, крупные налогоплательщики.

Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн "Мицуи". Интересы другого крупного концерна - "Мицубиси" - выражала партия минсейто ("партия народной политики"). Таким образом, хотя слабость японского парламента исключала строгость партийных кабинетов, но приближение к партийной системе все же было.

            В 1882 году была сделана попытка создать социалистическую партию – Партию конституционных реформ – «Кайсинто», в которую вошли представители средних слоев, буржуазии и интеллигенции, но правительство ее немедленно задушило. В це­лях борьбы с рабочим и крестьянским движением были изданы террористический закон "об охране государства" и император­ский указ о запрещении стачек.

 

11. Заключение.


Иными словами, в Японии сохранялась традиционная самодержавная монархия.

1 июля 1890 г. в стране прошли первые парламентские выборы. Несмотря на существование различных цензов и ограничений, более половины из 300 избранных в нижнюю палату депутатов принадлежали к антиправительственной оппозиции — Либеральной партии и Партии конституционных реформ. В палату пэров было назначено 250 ее постоянных и временных (на срок 7 лет) членов.

Конституция Мэйдзи определила более чем на полстолетия основные принципы правления Японией, лейтмотивом внутренней политики стало полное подчинение императору. Установленная в результате победы императора в гражданской войне 1863-1867 годов она не могла быть иной. Наличие острейших противоречий между уровнем развития общества и существующими формами его организации диктовали необходимость принятия такого документа.

И здесь уже имеет место специфика - не попытка изменения существующей системы, а укрепление существующего строя, структур власти при регулировании и регламентации их связей с новыми явлениями и формами в жизни общества. Особо следует отметить, что лозунгом реформ был "возврат к старине", к временам начала династии (довольно типичный для Японии случай, когда переход к новому опирается на традиционное). Однако в эту систему не на первый взгляд не вписывается цель реформ времен Мэйдзи - "модернизация". Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшего усиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом, опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "не потерять лицо.

Революция и последовавшие за ней реформы создали благоприятные условия для быстрого роста японской промышленности и торговли. Но он был куплен ценой неимоверной эксплуатации японского пролетариата. Рабочий день продолжался 15 и более часов в сутки, заработная плата составляла ничтожную сумму, едва обеспечивавшую полуголодное существование. Она была в несколько раз ниже заработной платы европейского рабочего. В целом ряде отраслей промышленности безраздельно господствовал женский труд и важное место занимал детский. Заработная плата детей и женщин была наполовину меньше мужской. Хозяева имели право физического наказания своих рабочих. Масса девушек покупалась в деревне у родителей для работы на фабриках и помещалась в закрытые казармы.

Возрастание экономической и военной мощи Японии открывало перед японским империализмом дополнительные возможности для расширения своих территорий и с 79-х гг. ХIХ в. Япония становится на путь агрессивных войн и колониальных захватов.

 

12. Источники:

 

  1. Конституция Японии 1947 года. Опубликована на сайте http://www.japantoday.ru/japanaz/k112.shtml
  2. Статья «сёгунат» // опубликовано на сайте «Япония сегодня» Статья «Конституция 1889 года» // опубликовано на сайте http://www.japantoday.ru/japanaz/k111.shtml
  3. Статья «Мэйдзи»// опубликовано на сайте http:// samurai3000.narod.ru/Jpan/meydzi.htm
  4. Ясуо Наито, В.Головнин, Д.Косырев «Японией по-прежнему управляют по самурайским законам» / опубликовано на сайте http:// nadzor.vvsu.ru/analit/show_a.asp?id=334
  5. А.В.Филиппов. «Специфика проведения реформ в Японии: цели, предпосылки и формы» //доклад на XX научной конференции по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки 6-7 апреля 1999 г. Санкт-Петербур г СПбГУ. Опубликовано на сайте http://orient.pu.ru/conferences/april1999/061.html

 

13. Литература:

 

Отечественная:

  1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М. Юрист. 1996,
  2. История государства и права зарубежных стран. Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М. 1998 г. ч.2
  3. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 1996 г.,
  4. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. М. 1961 г
  5. Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. М. 1984.
  6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. М. 1998 г.

Зарубежная:

  1. Эйдус Х.М. История Японии с древнейших времен до наших дней. М. 1965.
  2. Конрад И.И. “Все о Японии”, М., 1989г.

Харнский К. “Япония в прошлом и настоящем”, М., 1996г.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.