На помощников присяжных поверенных смотрели лишь как на лиц, имеющих возможность временно войти в состав присяжных поверенных. В 1869 г. Петербургским советом был сделан первый серьезный шаг по организационному устройству института помощников. «Совет, - сказано в постановлении от 21 августа, - имел многократно возможность убедиться в том, что сословие помощников не удовлетворяет своему назначению и не служит приготовительную шкалу, из которой пополнялось сословие присяжных поверенных людьми, вполне достойными носить это звание. В числе помощников есть лица не получившие юридического образования, мало заботящихся о приобретении практических знаний по судоустройству»[11]. Эти соображения легли в основу правил о приеме в помощники. Прежде всего совет установил требования формального свойства. В помощники могли быть приняты только лица, предоставившие Совету надлежащие аттестаты, диплом или удостоверения об окончание курса юридических наук в высших учебных заведениях или о выдержании экзамена в этих науках. Такое же удостоверение должны были предоставить и лица, принятые в помощники до создания правил.
В практике Московского совета действовал почти тот же порядок приема в помощники, как и в Петербургском.
Харьковсий совет также не принимал в помощники лиц, состоящих на государственной службе несмотря на то, что по Судебным уставам занятия помощников судебной практикой должны были ограничиваться лишь работой «по канцелярии» своих патронов, в действительности помощники с самого начала стали вести гражданские и уголовные дела.
Постановление Петербургского совета от 11 мая 1868г. возлагались на присяжных поверенных обязанность сообщать Совету подробные сведения о занятиях их помощников за каждое полугодие. При приеме в присяжные поверенные такие сведения должны были служить подтверждением знаний помощников судебной практикой.
Постановление от 11 мая 1868 г. касалось порядка самостоятельного ведения помощниками судебных дел. Только в 1869г. с целью надзора за помощниками совет издает правила, непосредственно относящиеся к этому вопросу.
Не отрицая за помощниками права на самостоятельное судебное представительство. Правила обязывали их о каждом принятом на себя деле сообщать присяжным поверенным, при которых они состояли. Стремясь предоставить помощникам возможность приобретать практическое знакомство с делами, совет 11 июня 1870г. Постановил ходатайствовать перед председателем С.- Петербургского коммерческого суда о допущении помощников присяжных поверенных в число присяжных стряпчих при этом суде. Состоялось соглашение между председателем коммерческого суда и уполномоченными членами совета по установлению ряда правил о допущении помощников в число присяжных стряпчих. В соответствии с п. 1 этих правил «в присяжные стряпчие могут быть допущены только помощники, пробывшие в этом звании не менее 2 лет». Помощник, желающий вступить в присяжные стряпчие должен был заявить об этом присяжному поверенному, а тот, в случае согласия, передавал заявление в совет, который, со своей стороны, удостоверившись в том, что помощник «по своим знаниям и добросовестности» достоин звания присяжного стряпчего, должен был выдать ему свидетельство. Знания помощника проверялись с помощью испытаний по основным вопросам гражданского и торгового права и судопроизводства. Этот порядок оставался без изменений в течение всего рассматриваемого периода.
Но если относительно ведения помощниками дел в коммерческом суде вопрос об установлении ограничительных мер не ставился, то применительно к их праву на самостоятельное судебное представительство в общих судебных местах он являлся предметом постоянных обсуждений. Впервые совет принципиально подходит к регулированию права помощников на самостоятельное судебное представительство в 1871г. В п. 4 общих положений к проекту Правил об организации помощников предусматривалось, «представление помощникам, с известными ограничениями, права ходатайствовать по делам гражданским в общих судебных местах тех местностей, где число присяжных поверенных будет признано достаточным». Это ограничение выражалось в установлении сроков со дня вступления в корпорацию помощников: шестимесячного – для защиты по назначению по уголовным делам, и годовой — для ведения гражданских дел в общих судебных местах тех местностей, где должен быть установлен ?комплект присяжных поверенных, при условии выдачи советом помощнику специального свидетельства на право ведения гражданских дел. По передоверию же присяжного помощника могли быть допущены к ведению не раньше этого срока. Однако это предложение не было осуществлено, так как проект не получил дальнейшего движения.
Идея совета об установлении некоторых ограничений прав помощников на самостоятельное судебное представительство, так или иначе формулируемая в издаваемых в последствии правилах, редко встречала какие-либо возражения как со стороны присяжных поверенных, так и со стороны помощников.
Важное место в истории института помощников занимает закон от 25 мая 1874г. О частных поверенных. Ст. 2 этого закона формулировала правило, в силу которого ходатайствовать по чужим делам могли только помощники присяжных поверенных, получившие свидетельства от судебных мест и уплатившие установленный денежный сбор. Кроме того, не всегда располагая материальными средствами для уплаты высоких денежных сборов, помощники не имели и возможности выбирать установленные свидетельства. Судебная практика, таким образом оказалась доступной далеко не для всех лиц, составляющих резерв адвокатуры. В Петербурге, например, число помощников, занимавшихся судебной практикой, сократилось более чем наполовину: из 250 числящихся по списку 1875г. Помощников только 104 имели свидетельства от Петербургского окружного суда.
Начиная с 1875 года помощники с некоторыми ограничениями стали допускаться к участию в консультации адвокатов. На дежурство они назначались только вместе с присяжными поверенными, и письменные заключения выдавались только за подписью последних. Но работа в консультации в силу ограниченности ее круга деятельности не отвечала стремлениям помощников и число участников в ней постоянно падало. Предпринятая в 1883 году попытка помощников добиться полной самостоятельности на ведение гражданских дел не увенчалась успехом.
В проекте 1885 года вновь был поставлен вопрос о праве помощников на судебное представительство. Избранная для составления нового проекта комиссия предлагала предоставить помощникам право на ведение чужих дел в общих судах, но при условии письменного на то согласия патрона по каждому делу, а также с разрешения совета. Предоставление помощникам некоторой самостоятельности объяснялось стремлением совета не ограничивать помощников только фактической помощью присяжных поверенных при сохранении личного патрона, так как в противном случае существовала опасность сокращения числа лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и перехода их для прохождения стажа на государственную службу. Этот проект был принят 17 февраля 1885 года на общем собрании присяжных поверенных и дополнен положением о необходимости получения разрешения совета не только для ведения гражданских дел в общих судебных местах, но также и для принятия уголовных защит.
Однако и эта попытка организации судебной практики ни к чему не привела, так как проект, представленный в судебную палату, а затем в Министерство юстиции, не получил поддержки.
Спустя четыре года, 18 марта 1889 года совет вновь пытается решить вопрос о судебной практике помощников, считая, что некоторые положения проекта от 17 февраля 1885 года могут быть введены в действие до законодательного утверждения всего проекта, совет постановил возложить на присяжных поверенных наблюдение за тем, чтобы помощники получили от них и от совета письменное разрешение на ведение каждого гражданского дела в общих судебных местах. В свою очередь, комиссия помощников обратилась в совет с просьбой о не введении в действие этого постановления совета и о созыве общего собрания присяжных поверенных, для нового обсуждения поднятого вопроса. В подробной записке, предоставленной в совет, комиссия помощников указывала, что необходимость получать у патронов разрешение на ведение дел ставит стажеров в двусмысленное положение перед клиентами. Поэтому предлагалось установить для помощников обязанность получать для ведения гражданских дел письменное разрешение от патронов только в первые 2 года стажа, после чего предоставлялось им право на самостоятельную судебную практику с разрешения совета.
Ведение помощниками уголовных дел, будучи одной из форм прохождения адвокатского стажа, также нуждалась в определенных организационных мерах.
Вопрос об упорядочении ведения помощниками уголовных дел впервые возбуждался в 1870 году. При существовавшем порядке назначения на уголовные защиты помощнику только в редких случаях приходилось исполнять обязанности защитника. Он получал возможность выступать по уголовному делу лишь тогда, когда присяжный поверенный, назначенный судом, отказался от защиты и предлагал подсудимому услуги своего помощника. 11 июня 1870 года совет Петербургского округа издает постановление ходатайствовать перед председательствующим в уголовных отделениях суда о назначении помощников на защиты в таком же порядке, как назначаются присяжные поверенные, и предоставить им права входить в зал заседания в места, предназначенные для лиц судебного ведомства. Совет полагал, что для помощников было бы весьма полезно, если бы они могли быть назначены на уголовные защиты в таком же порядке, как назначаются присяжные поверенные. (Журнал Совета от 11 июня 1870 г., С - Петербургская присяжная адвокатура, с. 88)
Ходатайство совета было удовлетворено и председательствующие в уголовных отделениях суда стали назначать помощников присяжных поверенных защитниками подсудимых при соглашении на то последних. Но вскоре этот порядок перестал действовать вследствие отказа одного из помощников от исполнения поручения, возложенного на него судом. Это дело явилось предметом дисциплинарного производства, в ходе которого был поднят принципиальный вопрос о дисциплинарной подчиненности помощников совету. (С – Петербургская присяжная адвокатура, с. 80). Оно послужило поводом для прекращения назначения помощников защитниками подсудимых.
Вместе с тем вопрос о ведении уголовных дел приобретает для будущих членов сословия присяжных поверенных остро – практическое значение. Обсуждая в 1877 году вопрос о допущении к приему в число присяжных поверенных помощников, совет постановил принимать в присяжные поверенные только тех из них, которые участвовали не менее как в десяти делах, решаемых с участием присяжных заседателей в качестве защитников, поверенных гражданских истцов или частных обвинителей.
Издавая такое правило, совет должен был продумать вопрос о мерах, облегчающих помощникам его выполнение. В 1879 году совет издает правило о назначении 1000 рублей из 10% сбора на возмещение помощникам расходов за выезды на защиты. Общее собрание присяжных поверенных одобрило эти правила, однако спустя несколько лет выдача пособий прекратилась.
Корпорация помощников Московского судебного округа не смогла проявить той активности, какую продемонстрировали их петербургские коллеги по организации ведения помощниками гражданских и уголовных дел. Как инициативы разработки возникающих в связи с этими проблемами, так и сама практическая работа по их решению в Московском округе преимущественно сосредоточилась в руках совета. Положения закона от 25 мая 1874 года не вызвали ни у помощников, ни у совета никаких существенных возражений. В отчете совета за 1874 год говорится: «Помощники получают свидетельство на ходатайство по судебным делам от судебных мест не иначе как по сношению сих последних с советом об их благонадежности, а совет в свою очередь, с теми присяжными поверенными, при которых они состоят помощниками. Вследствие сего с начала истекшего года у совета явилась совершенно новая категория дел о помощниках, по сообщениям о них в судебные места и по выдаче им свидетельств». (Отчет Московского совета за 1874 – 1875 гг.).
Страницы: 1, 2, 3, 4